Преодоление нравственно негативных явлений требует не только совершенствования общественных отношений в их объективном содержании, но и деловой последовательной борьбы с конкретными носителями зла.
Проблема добра и зла является исходной этико-философской проблемой. Для ответа на поставленный вопрос целесообразно выделить следующие отправные пункты анализа:
1. характеристика объекта, круга явлений, к которым может быть отнесена наиболее общая моральная и этическая оценка (добро и зло);
2. характеристика природы (источника) данной оценки;
3. характеристика критерия различия добра и зла как противоположностей.
Эти моменты затрагиваются всеми философско-этическими учениями. Осмысление добра и зла прошло путь, когда круг представляемых ими явлений по существу оказывался безграничным, охватывающим все существующее, весь мир, - сведение добра и зла к моральным свойствам индивидов (добродетелям и порокам) и в дальнейшем - к пониманию добра и зла как характеристик различных сторон морали и ее целостной модели.
Освоение мира по средствам морали осуществляется через сознание. Мораль - специальный институт, выполняющий функцию регулирования поведения людей во всех без исключения областях общественной жизни. Мораль осуществляется через общественные требования.
Идеи Вернадского намного опережали то время, в котором он творил. В полной мере это относится к учению о биосфере и ее переходе в ноосферу. Только сейчас, в условиях необычайного обострения глобальных проблем современности, становятся ясны пророческие слова Вернадского о необходимости мыслить и действовать в планетном — биосферном аспекте. Только сейчас рушатся иллюзии технократизма, покорения природы и выясняется сущностное единство биосферы и человечества. Судьба нашей планеты и судьба человечества — это единая судьба.
Становление этапа ноосферы Вернадский связывает с действием многих факторов: единством биосферы и человечества, единством человеческого рода, планетарным характером человеческой деятельности и ее соизмеримостью с геологическими процессами, развитием демократических форм человеческого общежития и стремлением к миру народов планеты, небывалым расцветом («взрывом») науки и техники. Обобщая данные явления, ставя в неразрывную связь дальнейшую эволюцию биосферы с развитием человечества, Вернадский и вводит понятие ноосферы. Устремленность в будущее - это характерная черта ноосферного учения.
С древних времен и по сегодняшний день в обществе людей действуют нормы морали, которые накладывают отпечаток на способы и методы познания окружающего мира. Великие философы разных времен по разному относились к теме нравственности. По мысли Эпикура, нельзя жить приятно, не живя разумно, нравственно и справедливо. В философии Канта нравственное сливается с идеей религиозного, божественного. По его мнению, церковь есть всеобщее и необходимое нравственное единение согласно Ницше, мораль играет разлагающую роль, предполагая послушание, терпение, совестливость: все это размягчает и расслабляет волю человека. Нравственная субстанция, по Г. Гегелю, немыслима без социальной общности людей, феномен нравственности возможен только во взаимоотношениях людей, их отношении к природе, к Богу.
И в заключении следует сказать, что на протяжении всего развития человечества на первый план в различных учениях выносились проблемы путей достижения истинного знания, природы нравственного долга, свободы и человеческого счастья.
1. Философские мысли натуралиста / В.И.Вернадский. М., 1988
2. Проблема биогеохимии / В.И.Вернадский. М., 1988
3. Научная мысль как планетное явление / Вернадский В.И. М., 1989.
4. Русская философия / Под ред. Ю.В.Крянева, М., 1991
5. Баландин О.К. Вернадский: жизнь, мысль, бессмертие. М., 1988
6. Спиркин А.Г. Философия. М., 2002 г.
7. Спиркин А.Г. Сознание и сомосознание. М., 1972 г.
8. Марксистская этика. М., 1980 г.