Продолжая следовать ходу мысли Гегеля, мы видим, что результатом становления есть ставшее, т.е. спокойное единство бытия и ничто. Это ставшее Гегель называет наличным бытием. Наличное бытие выступает уже как бытие с некой определённостью. Гегель развивает свою мысль следующим образом: « Становление – вот истинное выражение результата бытия и ничто, так как оно есть их единство; оно есть единство не только бытия и ничто, но и беспокойство в самом себе – единство, которое не только неподвижно, как отношение с собой, но благодаря различию бытия и ничто, которое заключено в нём, противопоставляется в себе самому себе. Наличное бытие – есть это единство, или становление в этой форме единства; наличное бытие, поэтому, односторонне и конечно…»5 Определённость то же самое, что и односторонность и конечность наличного бытия есть качество. Качество, по Гегелю, это такая определённость, которая тождественна с бытием. «Качество есть вообще тождественная с бытием, непосредственная определённость…».6 Нечто есть то, что оно есть, благодаря своему качеству, и, теряя своё качество, оно перестаёт быть тем, что оно есть. Качественная определённость, по Гегелю, «едина со всем бытием, она не выходит за свои пределы и не находится также внутри его, а есть его непосредственная ограниченность.»7 Гегель придает большое значение категории качества. Это связано с тем, что философ стремится отмежеваться от механицизма, игнорировавшего качественные изменения в мире.
Итак, наличное бытие есть определённое бытие. Основа же всякой определённости есть отрицание. Утверждая одно, мы отрицаем другое. Выходя за пределы нечто, мы получаем другое, и так без конца. Гегель называет подобную бесконечность дурной бесконечностью. Обнаруживается множество бытий с присущими каждому индивидуальностями, внутренними характеристиками. Эту внутреннюю характеристику Гегель называет в – себе –бытием. « Бытие качества как таковое противоположность этому отношению с другим есть в – себе – бытие».8 В каждом наличном бытии или нечто заключены два момента: момент в - себе – бытия и момент бытия для другого, поскольку данное нечто раскрывается, обнаруживается лишь в соотношении с другими нечто. Быть для другого, по Гегелю, означает выявлять себя в связи и отношении с другим. Например, А определяется через Б, Б через В. Здесь А выступает как нечто, Б – как другое. Но Б есть не только другое, а и нечто, определяемым чем-то третьим. Следовательно, нечто определяется через нечто, т.е. само через себя. Вот это соотношение с самим собой Гегель называет истинной бесконечностью в противоположность дурной или нестинной бесконечнтсти.
Таким образом, следующей категорией качества является для – себя – бытие. Но здесь существует противоречие. Для-себя-бытие возникает следующим образом: нечто определяется другим, но последнее само есть нечто. Следовательно, нечто приходит к себе, достигает своего конца и цели и посему становится законченным. Законченное наличное бытие ограничивается уже не другим, а собою и в себе. Вот это соотношение с собой, которое опосредуется через отрицательное отношение к другому, есть для – себя – бытие, и выступает как идеальное. Для-себя-бытие есть одно, другое исчезло. Категории для – себя – бытия, по Гегелю, соответствуют монады Лейбница и атомы Демокрита.
Из понятия для–себя–бытия Гегель дедуцирует категории притяжения и отталкивания. Для-себя-бытие, как одно, отрицательно относится к себе, т.е. отталкивается от себя и тем самым порождает множество. « Для-себя-сущее одно как таковое не есть безотносительное подобно бытию, а есть отношение подобно наличному бытию; но оно соотносится не с другим, подобно нечто, а как единство нечто и другого он есть отношение с самим собой, и это отношение есть именно отрицательное отношение».9 Таким образом, одно оказывается совершенно несовместимым с собой, что и порождает многое. Этот процесс для-себя-бытия условно называется отталкиванием. Но множество представляет собой тождество единых, здесь происходит как бы притяжение единых в одно целое. « Единое исключает себя из самого себя и полагает себя как многое, но каждое из многих само есть единое, и поскольку оно ведёт себя как таковое, то это всесторонне отталкивание переходит в свою противоположность – в притяжение.10 Через понятие для-себя бытия Гегель переходит в категории количества. Сконструировав данную категорию, Гегель пытается показать, как оно, становясь всё более конкретным, получает качественную характеристику и, наконец, возвращается к качеству. Качество, по Гегелю, есть первая непосредственная определённость, тождественная с бытиём. Количество же есть тоже определённость, но ставшее безразличным к бытию. Количество меняется, а бытие остаётся тем же. С изменением количества деревьев участок остаётся лесом, а не становится лугом или прудом. Количественная граница, таким образом, есть и не есть граница, поскольку она свободно переступается. «Количество есть чистое бытие, в котором определённость положена уже не как тождественная с самим бытием, а как снятая им безразличная».11 Весь дальнейший логический анализ количества осуществляется Гегелем таким образом, чтобы показать, что количество получает всё больше и больше качественные оттенки. Для примера Гегель приводит древний софизм «Лысый». Если выдернуть один волос головы, два, три – станет ли человек лысым? Разумеется нет. Но если продолжать выдёргивать из головы по волосу, то рано или поздно наступит момент, когда появится лысина. Изменение чисто количественное переходит в качественное.
Гегель рассматривает три группы количественных отношений: прямое, обратное и степенное. Разбирая прямое количественное отношение, Гегель говорит, что определённость одного определённого количества заключается в определённости другого определённого количества. Эта определённость есть само определённое количество – показатель отношения. Например, 2 есть показатель отношения 16 к 8.Стороны отношения здесь могут бесконечно меняться; только их отношение остаётся постоянным: вместо 16 к 8 можно взять отношения 4 к 2, 8 к 4 и т.д. Здесь, таким образом, качественная сторона количества ещё не выступает чётко, т.к. стороны отношения бесконечно варьируются. В обратном количественном отношении его сторонами являются множители постоянного произведения, например 16*2=32 Здесь качественный момент выявляется более определённо, в том смысле, что постоянное произведение (32), хотя и может быть выражено через другие множители (8 *4), но вариации этих множителей строго определена произведением (32). Здесь связанность количественных отношений проявляется более жёстко.
В степенном количественном отношении, по Гегелю, качественное различие количества обнаруживается более полно. Стороны отношения здесь уже не могут меняться, они абсолютно скованы, например 42=4*4. «Это отношение, - говорит Гегель, - есть изображение того, что определённое количество есть в себе, и выражает ту его определённость, или то его качество, которым оно отличается от другого».12 Более обстоятельно Гегель рассматривает и обосновывает своё положение о качественных различиях в количестве, когда рассматривает категорию меры.
Завершающей категорией учения Гегеля о бытии выступает мера. По его мнению, мера есть истина количества и качества. “Качество, - пишет Гегель, - есть в первую очередь тождественная с бытием определённость, так что нечто перестаёт быть тем, что оно есть, когда оно теряет своё качество. Количество есть, напротив, внешняя бытию, безразличная для него определённость. Так, например, дом остаётся тем, что он есть, будет ли он больше или меньше, и красное остаётся красным, будет ли оно светлее или темнее. Третья ступень бытия, мера, есть единство первых двух, качественное количество”.13