Смекни!
smekni.com

Учение Гегеля о бытие (стр. 3 из 3)

Мера, по Гегелю, есть качественное количество, единство качества и количества. Эти две категории суть моменты единого целого, меры, представляющей собой завершённое бытие. Всё налично сущее имеет имеет свою меру. Мера обозначает количественные границы, в пределах которых предмет остаётся предметом, т.е. самим собой. Нарушение меры приводит к появлению нового качества. Поскольку количество и качество связаны, то количественные изменения приводят к изменениям качества. Будучи моментом меры, качество и количество до некоторой степени сохраняют свою природу. Так, количество до поры до времени может изменяться, не затрагивая качества. Однако это равнодушное возрастание и уменьшение количества имеет свою границу, переход которой изменяет качество.

Гегель приводит ряд примеров из «предметного мира», для пояснения закона перехода количественных изменений в качественные, а это арифметические отношения, химические соединения, агрегатные состояния воды в зависимости от температуры и т.д. Так, например, соединение кислорода и азота даёт ряд окислов азота, появляющихся лишь при определённых количественных отношениях и обладающих вследствие этого качественными различиями.

Движение от одного качества к другому совершается при непрерывном постепенном изменении количества. Переход в новое качество совершается посредством скачка, после накопления количественных изменений. Каждый пункт, где происходит взаимное изменение качества и количества, образует узел.

Процесс меры, который попеременно то оказывается только изменением количества, то переходом количества в качество, Гегель образно называет узловой линией отношения меры.

Следует также упомянуть, что мера как единство количества и качества есть, по Гегелю, вместе с тем завершённое бытие. Когда мы говорим о бытии, оно является сначала как что–то совершенно абстрактное и лишённое определений, но бытие существенно есть то, что состоит в самоопределении, и своей завершенной определённости бытие достигает в мере. Гегель также рассматривает меру как дефиницию абсолюта, и, согласно этому способу рассмотрения, было сказано, что Бог есть мера всех вещей. Ведь прославление Бога состоит главным образом в провозглашении, что именно Он положил всему границы: морю и суше, рекам и горам, а также различным видам растений и животных. В подобном представлении заключена, кроме того, мысль, что всё человеческое: богатство, честь, могущество и точно также радость, печаль и т.д.- имеет свою определённую меру, превышение которой ведёт к разрушению, к гибели.

В своих рассуждениях «Науке Логики» Гегель довольно чётко говорит о том, каким образом категория меры переходит в сущность. Здесь он вводит понятие субстрата изменений. Качество, количество, мера, согласно Гегелю, не представляет собой чего-то самостоятельного, а суть состояние некоторого субстрата, например, лёд, вода, пар, суть различные состояния одного и того же вещества. Ряды отношения меры, говорит Гегель, должны быть мыслимы, как состояния, в основе которых лежит нечто пребывающее, субстрат, как их носитель. «Теперь такие отношения, - пишет Гегель, - определены лишь как узлы одного и того же субстрата. Тем самым меры и положенные с ними самостоятельности низводятся до состояний. Изменение есть лишь изменение некоторого состояния и переходящее в положенно как остающееся в этом изменении тем же самым».14 Этот субстрат, лежащий в основе изменений, есть сущность, которая просвечивает через пёструю игру изменений, или видимость, и в которую переходит бытие.

Учение о сущности составляет второй раздел «Науки Логики» Гегеля, которое затем переходит в учение о понятии.


Заключение

Анализируя философскую систему Гегеля, мы можем с уверенностью сказать, что Гегель совершил попытку создать метод, целью которого является анализ развития. При этом, следует заметить, в тогдашнем естествознании, в теоретических и технических дисциплинах и разработках, приближённых к практике технико-экономической деятельности, метод развития ещё не выступал в сколько-нибудь чёткой форме, не был глубоко основан. Произведения Гегеля, и в их числе «Наука Логики», в которой Гегель развил своё учение о бытии, с самого начала выполняли важнейшую задачу – сформулировать парадигму теории развития, выразить её в обобщённой форме. И только после этого история дала примеры «движения науки» и практики, в котором всё более сознательно ставились и решались проблемы развития. Философия Гегеля стояла у истоков широкого распространения диалектики как теории развития, как метод познания и действия. В известном смысле, всё сделанное великим философом раньше, т.е. до создания своеобразного идейного центра – «Науки Логики» – служило поиску логического принципа и формированию системы логики, а написанное позже было развёртыванием заключённых в ней теоретических элементов.

Гегелевская система всё реально существующее превращала в логические категории в плане единой и диалектически развивающейся деятельности абсолютной идеи, которая развивается от абстрактного к конкретному, благодаря чему система Гегеля приобрела строгую последовательность. Поэтому бытие по Гегелю есть начальная категория всей философской системы. Бытие есть первое и чистое полагание абсолютной мысли; о нём известно только то, что оно есть некое ( пока неизвестно какое ) качество, количество и мера. Логика Гегеля в наиболее полной мере охватывает большинство предшествующих учений о бытии. Гегель рассматривал бытие как развивающееся целое, которое для абсолютного идеализма есть объективно развивающаяся идея.

Не исключено, что философская система Гегеля имеет и противников, которые находят ошибку философа главным образом в том, что движение мысли от абстрактного к конкретному он принял за реальный путь развития самой действительности. Логическое и историческое у него полностью совпадают. К тому же примат у философа принадлежит логике: история есть лишь предметное воплощение логического саморазвития идеи, прикладная логика и т.д.

Однако даже сам Гегель был далёк от мысли, что система философских категорий может передать всё богатство реальности; эта система отражает самые общие, самые основные связи развивающейся действительности. Философия изучает не мир в целом, а мир как целое. Философская система Гегеля даёт человеку ориентиры столь же реальные, как параллели и меридианы на глобусе, которые хотя и не проведены на Земле, тем не менее не являются прост выдумкой и помогают человеку осваивать мир.

Даже если учение Гегеля ложно, как считают многие философы, оно ещё сохраняет значение, которое не просто принадлежит истории. Оно наилучшим образом представляет определённый вид философии, которая у других менее согласована и менее всеобъемлюща.


Список использованных источников и литературы.

1.Источники.

1.1. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук, М., 1974

2.Литература.

2.1. Овсянников М.Ф. Гегель, М., 1971

2.2. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия, М., 1986

2.3. Овсянников М.Ф, Философия Гегеля, М., 1959

3.Справочная литература.

3.1. Большая советская энциклопедия, М., 1964

3.2. Философская энциклопедия, М., 1973


1 Гегель Г.В. Работы разных лет, Т.2, с. 148 // Гулыга А.В. Немецкая классическая философия, М., 1986, с. 228

2 Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук, М.,1974, с.217.

3 Там же, с. 222

4 Гегель, Соч., т. V, с. 99 // Овсянников М.Ф., Философия Гегеля, М., 1959, с. 99

5 Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук, М., 1974,с. 225

6 Там же, с. 228

7 Гегель, Соч., Т. V, с.65 // Овсянников М.Ф., Философия Гегеля, М., 1959 с. 100

8 Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук, М., 1974, с.229

9 Там же, с. 238

10 Там же, с.239

11 Там же, с.242

12 Гегель, Соч., Т. V, с.375 // Овсянников М.Ф. , Философия Гегеля, М.,1959, с.106

13 Гегель, Там же, Т. I, с. 145 // Там же, с. 108

14 Гегель, Там же, Т.V, с. 438 // Там же, с. 111