Первая часть
БЫТИЕ
ПЕРВЫЙ РАЗДЕЛ
Качество
§ 8
Качество есть непосредственная определенность, изменение которой есть переход в нечто противоположное.
А. Бытие, ничто, становление
§ 9
1 Бытие есть простая бессодержательная непосредственность, имеющая свою противоположность в чистом Ничто, а их соединение представляет собой становление: как переход от ничто к бытию - это возникновение, наоборот - прохождение.
1 <Здравый человеческий рассудок, как часто называет себя односторонняя абстракция, отрицает соединение бытия и ничто. Либо бытие есть, либо его нет. Третьего не дано. То, что есть, не начинается. То, чего нет, - тоже. Именно поэтому рассудок и утверждает невозможность начала. >
В. Наличное бытие
§ 10
Всякое наличное бытие есть возникшее, определенное бытие, т. е. бытие, обладающее вместе с тем отношением к чему-то другому, следовательно, к своему небытию.
§ 11
а) Всякое наличное бытие есть поэтому некоторое внутри себя разделенное бытие. С одной стороны, оно существует само по себе, с другой стороны, обладает отношением к другому. Наличное бытие, мыслимое с с этими двумя определениями, есть реальность.
§ 12
b) Нечто налично существующее обладает отношением к иному. Иное же есть налично существующгг как небытие нечто. Последнее поэтому имеет прежде всего некоторую границу или предел и является конечным. То, каким нечто должно быть само по себе, есть его определение.
§ 13
Каково нечто для иного, как оно взаимосвязано с иным, а стало быть, само но себе также непосредственно положено иным, таков его характер (Beschaffenheit).
§ 14
Каково нечто как по себе, так и для иного в себе, такова его определенность или же качество. Граница не есть лишь простое прекращение, но она принадлежит этому нечто самому по себе.
§ 15
с) Благодаря своему качеству, т. е. благодаря тому, что оно есть, нечто подвержено изменению. Оно изменяется, поскольку его определенность в связи с иным становится устроенностью.
С. Для-себя-бытие
§ 16
Поскольку характер вещи вследствие изменения вообще снимается, снимает себя и само это изменение,
Тем самым бытие вернулось в себя самого и исключает из себя иное. Оно есть [теперь] для себя.
§ 17
Оно есть одно, соотносящееся только с самим собой, а по отношению ко всему иному отталкивающее.
§ 18
Это исключении есть имеете с тем и некоторое отношение к иному и, следовательно, действует вместе с тем притягивающе. Нет отталкивания без притяжения, и наоборот,
§ 19
Иными словами, отталкиванием одного непосредственно положены многие одни. Но все эти одни не отличены друг от друга. Одно - то же, что другое. Тем самым в равной мере положено и их снятие, притяжение.
§ 20
Одно есть для-себя-сущее, абсолютно отличающее себя от других. Но так как различие между ними, пх отталкивание снимается в притяжении, то это различие положено как снятое различие и тем самым перешло п другое определение, в количество.
(Нечто без своей границы ничего не значит. Если я изменю границу нечто, то оно перестает бмть тс.м, что есть. Если я изменю границу поля, то ноле останется полем и станет только больше. Но я изменил тут его границу не как поля, а как некоторого ограниченного количества (Quantum), Изменить его границу как поля означало бы превратить его, например, в лес.)
второй раздел
Количество
§ 21
Нечто есть то, что оно есть благодаря качеству. С изменением качества изменяется не просто какое-то из определений, присущих этому нечто или же этому конечному, а само это конечное. Количество же, напротив, представляет собой определение, составляющее уже не природу самой вещи, а некоторое безразличное отличие, с изменением которого вещь остается тем, что есть.
§ 22
Количество есть снятое для-себя-бытие или же Одно. Внутри себя самого оно есть, следовательно, ничем не нарушаемая непрерывность. Но так как в количестве содержится также и Одно, то в нем есть и момент дискретности.
§ 23
А. Величина либо непрерывна, либо дискретна. Однако каждому из этих двух видов величины присуща как дискретность, так и непрерывность с той лишь разницей, что у дискретной величины принципом является дискретность, а у непрерывной - непрерывность.
§ 24
В. Величина, или количество как ограниченное количество, есть некоторое «сколько» (Quantum). Так как эта граница по своей природе не есть нечто определенное, то всякое ограниченное количество можно увеличивать или уменьшать до беспредельности.
§ 25
Граница ограниченного количества в форме егс в-себе-бытия дает интенсивную величину, в форме же внешнего существования - экстенсивную величину, Но нет такого интенсивного, что не имело бы формы экстенсивного наличного бытия, и наоборот.
§ 26
С. Ограниченное количество само по себе не имее определенной границы. Нет, следовательно, такого ограниченного количества, сверх которого нельзя было бы взять какого-нибудь большего или меньшего количества. Ограниченное количество, о котором говорят, что оно последнее, и сверх которого уже не берут ничего большего или меньшего, называют обычно бесконечно большим или бесконечно малым.
§ 27
Но тем самым оно вообще перестает быть ограниченным количеством и для себя = 0. Оно сохраняет еще значение только как определение некоторого отношения, в котором оно для себя не имеет уже никакой величины и служит только определением по отношению к некоторому другому ограниченному количеству. Это и есть более точное понятие математического бесконечного.
§ 28
Бесконечное в общем-то выступает в бесконечной прогрессии сначала как процесс устранения границы, будь она качественной или количественной, когда граница эта рассматривается как нечто позитивное и потому вопреки отрицанию возникает все вновь и вновь. Но истинно бесконечное, если понимать границу как отрицание, является отрицанием отрицания. В истинно бесконечном выход за пределы конечного уже не приводит к установлению какой-то новой границы, напротив, снятие границы приводит к восстановлению наличного бытия в равенстве с собой.
§ 29
Тот факт, что ограниченное количество снимает себя в бесконечном, означает, что безразличное внешнее определение, каким является ограниченное количество, снимает себя и становится внутренним, качественным определением.
третий раздел
Мера
§ 30
Мера, если она определена не внешне, а природой вещи, качеством, есть специфическое «сколько».
§ 31
В количественном изменении, в процессе увеличения или уменьшения, который совершается внутри меры, происходит и спецификация, так как безразличное внешнее возрастание и убывание величины вместе с тем определяется и модифицируется при этом самой природой вещи.
§ 32
Когда изменяется мера вещи, изменяется сама вещь, и нечто, переходя свою меру, увеличиваясь или уменьшаясь сверх меры, исчезает.
Вторая часть
СУЩНОСТЬ
§ 33
Сущность есть бытие, из своей непосредственности и из безразличного отношения ко всему другому возвращенное в простое единство с собой.
ПЕРВЫЙ РАЗДЕЛ
Определения сущности как таковой
§ 34
Сущность светится внутри себя и определяет себя. Но определения ее существуют в единстве. Они суть лишь положенность, т. е. они не существуют непосредственно для себя, а пребывают в единстве друг С другом. Поэтому они суть отношения. Определения сущности - это определения рефлексии.
§ 35
1) Первым определением является сущностное единство с самим собой, тождество. Если его выразить как принцип, т. е. в виде некоторого всеобщего определения, это будет принцип: А == А; всякая вещь равна самой себе. В негативной форме это выражается в виде принципа противоречия: А не может быть одновременно В и Не-А.
§ 36.
2) Вторым определением является различие: а) как определение разности безразличного друг к другу, но благодаря какой-либо определенности различающегося наличного бытия. Принцип, выражающий разность, гласит: нет двух вещей, которые были бы совершенно равны друг другу; b) как определение противоположности позитивного и негативного, где одна определенность положена только посредством другой определенности, причем каждая из них существует лишь постольку, поскольку существует другая, но в то же время и постольку лишь, поскольку она не есть эта другая. Принцип, выражающий это, гласит: нечто есть либо А, либо Не-А, третьего не дано.
§ 37
3) Это третье, где вообще сняты положенные определения, есть сущность, которая постольку есть основание. Принцип основания гласит: все имеет свое достаточное основание.
§ 38
Поскольку всякое непосредственное наличное бытие рассматривается как всего лишь положенное, то от него обращаются к сущности или же к основанию. Наличное бытие является здесь чем-то первым, тем, из чего исходят. Но, обращаясь к основанию, собственно говоря, отказываются от первичности наличного бытия и признают первым и существенным основание.