Другой подход к осмыслению всеобщих связей бытия связан с осмыслением поверхностных и глубинных уровней действительности. С т.зр. мат. диалект. Явление и сущность - разные уровни объективной реальности. Сущность - внутренняя, глубинная, скрытая, относительно устойчивая сторона того или иного предмета, явления, процесса, определяющая его природу, совок. Черт и др хар. Явление - это внешние наблюдаемые обычно более подвижные, изменчивые характеристики того или иного предмета, относительно самостоятельной области объективной реальности. Явление и сущность, как правило, не совпадают. Гегель - непосредственное бытие вещей - это корона или завеса, за которой скрывается сущность.
37. Структурные связи. Элемент, структура, функция, система. Принцип системности.
Кант - наука не агрегат, а ситстема, в которой целое (четкая взаимосвязь соотв. знаний) - важнее частей. Преобладал механицизм, элементаризм. В процессе изучения О. и биологического мира - появилась необходимости в системном подходе. Диалектика - следствие системного подхода.
Элемент - неразложимый далее компонент сложных предметов, явлений.
Система - упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, обладающее структурой и организацией.
Структура - относительно устойчивый способ связи элементов того или иного сложного целого.
Принцим системности применяется к системным объектам (нет смысла применять его к груде камней). Основной принцип системного подхода - принцип целостности. Необходимо выделить связи в системе (системообразующие, горизонтальные, вертикальные). При исследовании ситем, обладающих собственными органами управления необходимо выделить цели их поведения.
38. Целое и часть. Принцип целостности. Форма и содержание.
В древности - понять тот или иной предмет - узнать из чего он состоит. Части - предметы, кторые в своей совокупности образуют новые, более сложные предметы. Целое обладает др. характеристиками, не сойственными частям его составляющим. - решение диалектическая связь частей. Необходиво уходить от редукционизма, элементаризма (деление сложного на простые), механицизма (целое лишь сумма частей).
Принцип целостности: ключ к решению вопроса (в чем заключается секрет целостности?) дает диалектика: тайна целостности, ее несводимости к простой сумме частей заключается в связи, объединяющие предметы в сложные комплексы, во взаимовлиянии частей.
Содержание и форма - понятия диалектические. Их связь ярко представлена в искусстве (тема любви в поэзии, кино - имеют разные соотношения) . в качестве упорядочевающего фактора форма более консервативна чем содержание (консервативность форм управления...). Переход на новый этап развития требует смены формы (формы устаревают). Формализация знания полезна (перевод содержательных фрагментов знания на исскуственный символический или формульный язык).
39. Причинность, необходимость и случайность, возможность и действительность. Концепция детерминизма.
Причина - явление, повлекшее за собой другое явление (следствие). Особая форма причинно-следственных связей - взаимодействие (наличие обратной связи). Существуют множественные причинно - следств. связи. Типичная связь - "домино". Отражение - также тип п-с связи. Выделяют катализаторы, поводы той или иной связи. Причинное основание - совокупность всех обстоятельств, при наличии которых наступает следствие. Связи могут носить также и случайный характер.
Необходимость - однозначная обусловленная связь явлений, при которой наступление события - причины обязательно влечет за собой вполне опрделенное явление-следствие. Случайность - полярно необходимости. Возможность - предпосылка возникновения того или иного явления, процесса, его потенциальное существование. Возможность и действительность - две последовательные ступени развития явления, его движения от причины к следствию. Вероятность -мера возможности наступления случайного события.
Принцип детерменизма - реальные природные и психические процессы детерминированны, те возникают, развиваются и уничтожаются закономерно, в результате действия определенных причин. Детерменизм - основополаг. принцип материализма. Выделяют статистическую детерминированность (рез-т взаимодействия большого числа элементов, индивидуально детерминированных), лапласовский детерменизм (если известны нач. условия и все параметры системы, а также их производные по времени => можно продсказать все что будет и что было).
40. Качество, количество, мера, скачок. Диалектика количественных и качественных изменений в процессе развития.
Качество - такая определенность предмета, которая характеризует его как данный предмет, обладающих совокупносью присущих ему свойств и принадлежащий к классу однотипных с ним предметов. Количество - харр-ка явлений, предметов, процессов по степени развития или интенсивности присущих им свойств, выражаемая в величинах и числах. Мера - диалект. единство качества и количества или такой интервал колич изменений, в пределах которого сохраняется качственная определенность предмета. Скачок - переход количественного изменения в качественное или одного качества в другое (при превышении меры).
Еще в древности было замечено, что постепенное вымывание берегов, приводит к существенному изменению ландшафта.
Количество - устойчивая совокупность свойств предметов. Свойства бывают существенные и несущественные. Некоторые свойства могут проявляться только в связи с др. объектами. Качество носит субъективный характер. Локк: первичные и вторичные качества.
Количество - характеристика явлений, предметов, процессов по степени развития или интенсивности присущих им свойств. Выражается в величинах и числах. "Качественные изменения могут происходить лишь путем количественного прибавления, либо количественного убавления материи..." (Энгельс). Количество + качество = мера.
41. Тождество, различие, противоположность, противоречие. Единство и борьба противоположностей как выражение внутреннего механизма развития.
Гегель. В древности противоречия считались запрещенными. Сегодня Ч дорос чтобы справится с этой проблемой. Основной инструмент диалетики - противоречие. Обнаружение антиномий (противоречий) и их разрешение - характерная черта диалектического мышления. Корпускулярно волновой дуализм. Антиномия (противоречие) - двигатель прогресса. Плюс и минус взаимно исключают и дополняют друг друга. Позание единства противоположностей - самый эффективный способ познания.
42. Понятие отрицания. Отрицание отрицания как характеристика направленности основных фаз развития.
Гегель - модель развития без утраты достигнутого. Отрицание многократно повторяется в любом процессе, где имеет место смена фаз, преиодов, этапов. (Маркс) - "Не может происодить развития, не отрицающего своих прежних форм". - метафизическое отрицание. Диалектическое отрицание: 1) деструкция; 2) кумуляция (частичное сохранение предыд. качеств); 3) конструкция. Перестройка - пример триединого развития.
Аналог "отрицания отрицания" - спиралевидный процесс (постоянное нарушение равновесия, но из - за врожденной ассиметрии - поступательный прцесс и каждый новый виток происходит на качественно новом уровне).
43. Методологическое значение и эвристическая функция законов и категорий диалектики.
В поле внимания диалектики издавна попали универсальные связи, пронизывающие все бытие. Так, одной из центральных проблем античной философии, в размышлениях над которой формировалось диалектическое исскуство, была проблема «единичного и многого». В веках она приобретала все новые обличья: связь единого и общего, части и целого, инвариантного и варьируемого и т д. Такие универсальные связи бытия стали важным предметом диалектики. Формой познания познания сложных, гибких, противоречивых, универсальных связей бытия служат категории диалектики. Категориальные связи постепенно осмысливались как диалектические закономерности. Категории диалектики. Для диалектики характерно формирование парных категорий, отражающих «полярные» стороны целостных явлений, процессов. Диалектический характер отношений «причина - следствие», «случайность - необходимость», «возможность - действительность» и других выражается в противоположных, но неразрывно связанных понятиях, их единстве, переходах друг в друга, взаимодействии.
44. Практика как специфический человеческий способ отношения к миру. Различное понимание в философии сущности и роли практики.
В доМарксовой философии:два альтернативных подхода 1) признание ограниченной включенности человека в материальный мир исключало его понимание как деятельного, активного существа. 2) Там, где эта деятельная сущность чел-ка признавалась, она отрывалась от материального мира и рассматривалась как выражение сверхматериального духовного начала.
Маркс: Главный недостаток всего предшествующего материализма заключается в том, что предмет, действительность, чувственность берется только в форме объекта, или в форме созерцания, а не как человеческая чувственная деятельность, практика, не субъективно.
45. Практика как основа всех форм общественной жизнедеятельности человека. Структура практической деятельности и ее основные формы.