Смекни!
smekni.com

Философия (стр. 3 из 3)

13

никакие сильные впечатления , интересы,привязанности - умственные , эстетические , религиозные , гражданские? Часто представляются вопросы: отчего случайная встреча с человеком , даже одинакового умственного развития , но противоположного склада убеждений ,иногда неизгладимо влияет на нас , преображает нас? И от чего никогда эти действия не оказывает школа , школа именно нового типа? Где лежит разница и в чем вообще заключается тайна влиятельности?

3. Принцип единства типа есть третий и последний , на котором может быть построено истинное образование . " Он состоит в требовании , чтобы все образующие впечатления , падающие на данную единичную душу , или , что тоже , исходящее из данной единичной школы , были непременно одного типа , а не разнородные или не противоположные . Иными словами: они должны идти из источника одной какой-нибудь исторической культуры , где они все развились друг из друга , а не друг против друга или друг подле друга , как это было в смежных , сменявшихся во времени цивилизациях . Нужно оставить попытки соединить христианство с классической древностью , или жития святых с алгеброй , думая , что все это также удобно совмещается в душе ребенка , как учебник алгебры и Катехизис совмещаются в его сумке . Никогда этой сумкой не станет человек -напрасны на это надежды: тайком , с непреодолимым отвращением он выкинет из себя и Катехизис и алгебру и останется пустым , открытым для всех влияний - как это и есть , как это мы наблюдаем с ужасом ,не понимая ,что своими руками подготовляем этот ужас . Есть в природе закон , по которому два луча света , известным образом направленные , взаимно интерферируются и вместо того ,чтобы производить усиленное освещение , производят темноту; есть нечто подобное и в душевной жизни человека: и в ней также интерферируются образующие впечатления , если они противоположны по своему типу , и вместо того ,

14

чтобы просвещать ум и сердце , погружают их в совершенный мрак . Этот мрак хаоса , когда сведения есть , когда знаний много и , однако , нет из них ни одного дорогого , не осталось и тени веры во что-нибудь ,убеждения , готовности ,потребности , - кто теперь не узнает его в себе , не скажет: " Это - я , это - моя пустота? " *

там же с. 100.

15

Современное состояние общества , резкий недостаток в нем ярких личностей , критическое положение системы народного образования , бесполезные попытки ее реформировать ничего не меняя в корне, показывает , что не верны сами принципы формирующие личность .

Со времени октябрьской революции формирование " гармонически развитой " личности базируется на принципе коммунистического воспитания , которое предполагает формирование такой личности путем планомерного и целеустремленного воздействия в процессе построения социализма и коммунизма .

Для достижения всестороннего развития человек, прежде всего, должен обладать последовательным коммунистическим мировоззрением . Всестороннее развитие личности означает также реформирование у нее высокой общественной культуры , широкого научного и технического кругозора , приверженности к прекрасному в жизни и искусстве . Именно поэтому коммунистическая партия выдвинула принцип комплексного подхода к воспитанию , включающему образование , идейно политическое , правовое , атеистическое , нравственное , трудовое , эстетическое и физическое воспитание ...

То , к чему может привести общество подобная система образования мы ясно ощущаем сейчас . Но ведь об этом писали еще в начале века! Так Сергей Булгаков в работе " Героизм и подвижничество " предупреждал нас о грозящей катастрофе:

" Задачи народного просвещения понимаются просветительски ,то есть, прежде всего, как развитие ума и обогащение знаниями . Впрочем, за недостатком времени , возможности и ,что еще важнее , образованности у самих просветителей , эта задача заменяется догматическим изложением учений , господствующих в данное время в данной партии (все это под маркой самой строгой научности) ,или же сообщением разрозненных знаний из разных областей . Во всяком случае ,

16

задача просвещения ставится впереди первоначального обучения , то есть сообщения элементарных знаний или просто грамотности .

Все мы уже видели , как содрогнулась народная душа после прививке ей в значительной дозе просвещения в указанном смысле , как прискорбна была ее реакция на эту духовную опустошенность в виде роста преступности сначала под идейным предлогом , а потом и без этого предлога . Ошибочно думать , что русское просвещение и русская культура может быть построена на атеизме , как духовном основании , с пренебрежением религиозной культуры личности и с заменой всего этого простым сообщением знаний . Человеческая личность есть не только интеллект , но прежде всего воля , характер , и пренебрежение этим жестоко мстит за себя . Разрушение в народе вековых религиозно-нравственных устоев освобождает в нем темные стихии , которых так много в русской истории , глубоко отравленной злой татарщиной и инстинктами кочевников-завоевателей . Интеллигентское просветительство пробуждает эти инстинкты и возвращает Россию к хаотическому состоянию .

Отсюда понятны причины глубокой духовной распри , раздирающей Россию в настоящее время ..." * Булгаков , 1909. Героизм и подвижничество (С.Н.Булгаков Вехи. -М. 1990. с.48).