Смекни!
smekni.com

Философия (WinWord97/2000) (стр. 7 из 22)

20. Материя как субстанция. Ее атрибуты: движение, пространство, время.

Атрибуты – свойства, неотделимые от материи. Материя – единственно существующая субстанция. Она вечна и бесконечна.

Свойства движения: 1) Движение – основное свойство материи. Нет движения без материи, нет материи без движения. 2) Понимаем движение как всякое изменение вообще. 3) Если материя абсолютна, то, очевидно, все эти характеристики применимы и к движению, то есть оно абсолютно, неучтожимо, несотворимо.

Через определенные изменения возникают и определенные формы движения материи. Из неорганической материи возникает жизнь, а развитие организмов ведет к развитию человеческого общества. 1 ) Источник движения и самодвижения в самой материи, в её внутренних противоречиях. 2) Движение, как и материя, многообразно, чем сложнее объект, тем сложнее движение. 3) В сложных структурах и образованиях формы движения материи есть синтез множества форм движения материи.

Формы движения материи: физическая, химическая, биологическая, социальная. Классификация Канта: 1) Принцип от простого к сложному. 2) Специфический материальный носитель движения. 3) Специфические закономерности, присущие той или иной форме движения материи. 4) Высшая форма движения материи включает в себя низшую, но к ней не сводится. 5) Границы между формами движения материи носят не абсолютный, а относительный характер. Одна форма материи плавно переходит в другую. На стыке этих форм могут появиться новые науки. Свойства пространства и времени: 1) Возникновение от многочисленных конкретных состояний материальных отношений (пространства) и мерой их изменений (время). 2) Пространство связано с протяженностью предметов, объектов. 3) Под пространством мы понимаем материальную структуру предметов, объектов, систем материального мира, их протяженность. Также под ним мы понимаем состояние отношений материальных тел друг к другу и кривые их движения, которые дают качественную определенность движущимся объектам. 4) Время – это длительность существующего объекта, смена его состояний.

ОБЩЕЕ: 1) Носят объективный характер. 2) Движение материи всегда находится в пространстве и времени. 3) Пространство, время и движущаяся материя неотделимы. РАЗНОЕ: 1) Пространство трехмерно, время одномерно. 2) Пространство обратимо, время нет (прошлое®будущее). 3) Пространство и время носят относительный характер, так как зависят от состояния и движения материи. 4) Пространство не может выступать независимо от времени, а время от пространства.

Форма существующей материи: пространство-время Þ мир выступает в 4-х мерном измерении.

21. Происхождение и сущность сознания. Сознание и идеальное.

Самые первые представления о сознании возникли в древности. Тогда же возникли и представл о душе и были поставлены вопросы: что представляет собой душа? как она соотносится с предметным миром? С тех пор продолж споры о сущности созн и возможности его познания. Одни исходили из познаваемости, другие что попытки понять сознание тщетно также как попытка из окна увидеть себя идущим по улице. Идеализм - сознание первично. Дуализм - сознание и материя независимы друг от друга. Материализм - материя первична и исторически и гносеологически. Она носитель и причинаего возникновения. сознание - производное от материи. Сознание вязано не со всей материей, а только с частью мозга и только в опред периоды времени. Причем мыслит не мозг, а чел. при помощи мозга. Сознание - это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности. Сознание можно абсолютно противопоставить материи только в рамках основного вопроса, за ними - нет. За этими пределами противопоставл относительно., ибо сознание не есть самостоятельная субстанция, а одно из свойств материи и , следовательно, неразрывно связано с материей. Абсол противопоставление мат и созн ведет к тому, что созн выступает как некая самост субстанция, сущ наряду с материей. Сознание есть одно из свойств движ материи, есть особое свойство высокоорг материи. Это означает, что между созн и материей сущ и различие, и связь, и единство. Различие - сознание не есть сама материя, а одно из ее свойств. Составляющие содержание сознания образы внешних объектов отличны по форме от этих объектов, как идеальные их копии. Единство и связь - Псих явления и мозг тесно вязаны как свойство и мат субстрат, кот это свойство принадлежит и без кот оно не сущ. С др стороны возникающие в созн псих образы сходны по содержанию с вызывающими их матер объектами. Сущностью созн является его идеальность,кот выражается в том, что составл созн образы не обладают ни свойствами отрадаемых в нем предметов, ни свойствами нервных процессов, на основе кот они возникли. Идеальное выступает как момент практического отношения человека к миру, отношения, опосредованного формами, созданными предшествующиим поколениями - прежде всего способеностью отражать в матер формах языка, знаков, и превращать их посредством деятельности в реальные предметы.

Идеальное не явл чем-то самостоятельным по отношению к созн в целом: оно характеризует сущность сознания в отношении к материи. В этом плане идеальное позволяет глубже осмыслить вторичность высшей формы отражения. Такое пониманиеимеет смысл только при изучении соотнош материи и созн, отнош сознания к мат миру. Идеальное и матер не разделены нероходимой гранью, Идеальное есть ни что иное, как материальное, прерсаженное в чел голову и преобразованное в ей. Такое преобр материального в идеальное производит мозг. Сознание сущ не всегда. Оно возникло в ходе истор развития материи, усложнения ее форм, как свойство высокоорганиз матер систем. Материи присуще свойство, сходное с созн - отражение. Отражением облад все мат образования. Отраж - это изменение одного явления под воздействием другого. В неживой природе распроствранены изоморфные отражения - отпечатки , следы…

Как свойство жив организмов выступает раздражимость. Дальнейший этап развития форм отражения после раздражимости связан с возникновением чувствительности, т.е. способности иметь ощущения, отражающие свойства предметов, воздействующих на организм. Ощущ составляют нач форму психики. Психика - это способность ж существ создавать чувственные и обобщеные образы внешней действительности и реагировать на них сообразно своим потребностям. Под психикой чел понимается вся совокупность явлений и состояний его внутреннего мира.Сознание является частью психики. Психика охватывает не только сознательные, но и подсознательные и бессознательные процессы.

22. Сознание и самосознание (относительно сознания см. 21 вопрос)

САМОСОЗНАНИЕ — выделение человеком себя из объективного мира, осознание своего отношения к миру, себя как личности, своих поступков, действий, мыслей и чувств, желаний и интересов. Жи­вотное тождественно своей жизнеде­ятельности, оно изменяет природу лишь в силу своего присутствия, т. е. относится к ней непосредствен­но. Человек же опосредствует свое отношение к природе общественной практикой, и прежде всего употреблением орудий труда. Благодаря труду он выделяется из непосредственной природной свяая: в процессе тру­да соотносит свои цели и задачи с природным материалом и учитывает собственные возможности. Изменяя природу, он изменяется сам. Созда­вая в процессе труда продукты, че­ловек как бы удваивается и в пред­мете своей деятельности созерцает дело своих рук. Он различает себя как деятеля от предметов своей дея­тельности. Но т.к. труд всегда носит общественный характер, то человек начинает сознавать себя как челове­ка, принадлежащего данной исторической системе, лишь относясь к др. человеку как к себе подобному. Важную роль в формировании «С» играет язык. с. возни­кает одновременно с сознанием как производное от него, но проявляется на значительно более высокой ступе­ни развития человечества. Вначале человек отличает себя от объекта, сознает объект своей деятельности и самого себя как субъект лишь в процессе практического действованяя е вещами. Затем С. проявляется как родовое, коллективное: человек еще поглощен родом, к-рый выступает носителем и средоточием человече­ской сущности. С гибелью родового строя, появлением цивилизации и обособлением индивида возникаем собственно С. личности. С. в истории ф-ии выступало как деиственный принцип, и этим часто ис­черпывалось понимание практиче­ской. деятельности человека (Фихте, Гегель, младогегельянцы). При этом ,С. рассматривалось нередко как на­чало, творящее и сам объективный мир. В действительности С., будучи действенным принципом, может быть понято в решающей мере лишь как результат практической обществен­но-производственной деятельности человека. Прогрессируя на основе и в итоге социального прогресса, С. человека достигает своего высшего развития в условиях об-ва, свободно­го от всякого социального гнета и создающего все возможности для полного проявления жизнедеятельности индивида.