Идеальное общество мыслилось Соловьевым как всеобъемлющая церковно-государственная организация, синтез вселенской церкви и всемирной монархии под эгидой католического Рима.
3.18. Философия Древней Индии.
Индийская философская мысль - древнейшая в мире. Ее история начинается с Вед. (От «Ведение», «Знание») - 2-1 тысячелетие д.н.э.
Веды состоят из четырех сборников гимнов (Самхит) в честь богов. Каждая вкда позднее обрасла Браманой - Описанием, коментарием, араньяками и упанишадами.
Философские воззрения Древней Индии наиболее полное отражение получили в упанишадах, но первые его воззрения имеются уже в ведах, особенно в древнейших из них....
Главное содержание ... - песнопения, мотивы, обращенные к божествам, но уже имеются размышления о первоначале бытия, о происхождении мироздания, причинах социальных различий ...
Веды положили начало философскорй традиции в Древней Индии, которая выросла из комментирования вед. Главное ее звено - упанишады (в основном, это диалог мудреца-учителя с учеником, или человеком, ищущим истину).
В упанишадах религиозно-мифологическое сознание теряет уже свои господствующие позиции. Говорится уже о существовании нескольких самостоятельных видов знания. Среди них магические искусства, хронологии, логика/риторика, этимология, граматика, наука чисел, астрономия, военная наука.
В особую область знания складывается и философия (но самостоятельного термина еще нет), сохраняя (в упанишада) смльную зависимость от религии - миф сознания. На первое место в упанишадах выдвигается второстепенное божество ведического пантеона - брахман. Содержанием философии в упанишадах становится обсуждение таких фундаментальных проблем, как место и назначение человека в сфере окружающего бытия, границы и возможности его познавательных способностей, нормы поведения.
Содержатся такие сведения и об учениях, склонявшихся к материализму и атеизму, но обычно они объявляются ошибочными.
Среди всех вопросов доминирует проблема первопричины, первоначала бытия, с помощью которого объясняется происхождение всех явлений природы и человека.
Исторический ход формирования таких понятий примерно выглядит так:
- Пища (анна), как основа любой жизни, сама жизнь;
- тот или иной конкретный вещественный элемент, чаще всего вода, или совокупность вода-вохдух-земля-огонь-эфир;
- внутрення природа вещей в нескольких местах говорится о бытии вообще (Сат) и небытии (Асат),
- эпизодически упоминается материи (прадхана).
Господствующее место в упанишадах занимает учение, полагающее в качестве первопричины и первоосновы дух начала - Брахман, или Атман. Брахман - для выражения объектного аспекта конечной реальности (Бог, вездесущий дух), Атман - субъект ее аспекта (душа). Но имеются сильные расхождения при детальном раскрытии природы Брахмана-Атмана (чистый дух иногда наделяется антропоморфными качествами - бытием, сознанием, блаженством и т.д.)
Рассмотрению собственно материального мира в упанишадах уделяется сравнительно мало внимания. Наиболее общим здесь является признание изменчивости, непостоянства всех материальных процессов их временного, преходящего следовательно неистинного характер, Они объявляются лишь проявлением, модификацией духовного абсолюта и различаются лишь по имени и форме.
Говорится об исключительности бытия (возникновение, созидание действительности, растворение в Брахмане-Атмане). Мир в целом и все конкретные вещи в нем состоят из пяти веществ первоэлементов (огонь, вода...) Принцип мировой закономерности выражается в концепции дхармы.
Рассмотрение психических, душевных явлений занимает в упанишадах довольно видное место. Признается сложность структуры человеческой психики, раскрываются различные ее компоненты (сознание, воля, память, чувство...), их соотношение, взаимодейтсвие.
Центральный вопрос в теории познания упанишад - разделение знания на 2 вида: низшее и высшее. Низшее знание - это знание эмпирической действительности, отрывочное фрагментарное, следовательно, неистинное. Высшее знание - это сознание духовного абсолюта. Именно, это знание дает власть над миром.
В области этики в упанишадах преобладает проповедь пассивно-созерцательного отношения к миру: высшим счастьем провозглашается избавление души от всех мирских привязанностей.
Впервые в упанишадах большую роль начинают играть концепции переселения душ и воздаяние за прошлые деяния (Карма). Поведение человека определяется нравственным законом дхармы.
Социальное возззрения в упанишадах представленно крайне скудно. Главное в них признание незыблимости варнового (кастового) деления людей. Упанишады играли огромную роль во всей истории индийской философии, став фундаментом для всех последующих филисофских учений.
Основным источником философкой мысли более позднего - имперического периода – является эпическая поэма «Махабхарота». Здесь появляются уже развернутые и цельные философские концепции, дающие более или мение единую трактовку основных мировоззренческих проблем.
Главное значение среди этих концепций в эпосе приобретает учение Санкхьи и тесно связанный сней Йоги. Основу их составляет положение о пракрите или прадхане (материя, природа), как источники всего наличного бытия (в том числе психики и сознания) и независимом от нее и незатрагиваемом ее модификациями чистом духе – пуруше.(= Брахман, атоман).
«Бхагавад-Чита» (= «Божественная песня», - один из текстов «махабхароты») начинается с описпния того как перед началом решающей битвы двух враждующих кланов, перед эпическим героем (Арджуном) встает вопрос о жизни и смерти, о смысле и сути бытия, его охватывают сомнения в целесообразности и допустимости братоубийственной войны. Сомнения и колебания Арджуны рассеевает бог Кришна, который объясняет ему различие между истинным бытием и земным миром. Его поручения и доводы и составляют по сути дела основное содержание «Бхагавад-Читы».
Важная особенность индийских религий – их интровертивность, т.е. явственная обращенность вовнутрь, акцент на индивидуальный поиск, на стремление и возможность личности найти собственный путь к цели, спасение и освобождение для себя. Пусть каждый человек - лишь песчинка, затерявшаяся среди многих миров. Однако эта песчинка, ее внутреннее "я", ее духовная субстанция (очищенная от вульгарной телесной оболочки) столь же вечна, как и весь мир. И не только вечна, но и способна к трансформации: потенциально она имеет шансы стать рядом с наиболее могущественными силами мировоздания, богами и буддами. Отсюда акцент на том, что каждый - кузнец своего счастья. Основы религиозных систем Индии были результатом синтеза примитивных верований протоиндийцев. Центр тяжести их религиозной активности приходится на ритуалы жертвоприношений в честь богов и на связанные с этим культовые отправления. Сложная и со временем все усложнявшаяся практика жертвенного ритуала была тем импульсом, который вызвал к жизни священные тексты ариев, оформленные в канонической форме в виде вед. Со временем религия вед заменяется брахманизмом. Брахманизм как система религиозно-философских взглядов и ритуально-культовой практики - прямой наследник ведической религии. В брахманах-комментариях делался акцент на существование прямой связи между долголетием и бессмертием, с одной стороны, и количеством и качеством жертв - с другой: жертвенная еда это и есть пища бессмертия. Был разработан обряд дикши, цель которого - разделить индивида на материальную оболочку и духовную, бесмертную субстанцию. Считалось, что тот, кто совершил этот обряд, тем самым получал право на второе рождение. В коментариях-брахманах наряду с описаниями обрядов и магических символов немалое место занимали умозрительные абстракции, элементы философского анализа. Еще больше такого рода абстракций содержалось в примыкавших к брахманам араньяках (лесных книгах), текстах для отшельниковаскетов.
Араньяки были тем истоком, с которого началась литература упанишад - философских текстов Древней Индии. О каких же проблемах шла речь в упанишадах? В первую очередь, о проблеме жизни и смерти, о мировоздании и космогонии, о тесных взаимосвязях человека и космоса, людей и богов. Что есть носитель жизни? Вода, без вечного кругооборота которой нет и не может быть живого? Пища, без которой живое не может существовать. Огонь, тепло, являющиеся условием жизни? Или, наконец, дыхание, прана - ведь без него нельзя обойтись ни ,(-cbk? В упанишадах серьезное внимание уделялось проблеме сна, причем состояние глубокого сна рассматривалось как нечто вроде грани между жизнью и смертью. На этой грани жизненное начало человека (джива) и "достигает самого себя" и "освобождается от утомления", а духовная субстанция человека, его душа как бы отделяется от него. А что же по ту сторону жизни, там, где душа окончательно покидает бренные останки некогда живущего человека? Что такое смерть? Идея вечного круговорота жизни, жизненного начала подтолкнула, видимо, древнеиндийских философов к мысли о закономерном круговороте жизни и смерти вообще и человека в частности. Суть этой концепции в том, что смерть - это не конец и тем более достижение блаженства или успокоения. Это просто некий разрыв непрерывности, элемент бесконечного круговорота, за которым рано или поздно следует новая жизнь.
Религиозная философия упанишад в середине I тысячелетия до н.э. как бы определила основные параметры мировосприятия всей системы ценностей, духовной ориентации в рамках традиционной индийской цивилизации. Широкое массовое восприятие идей упанишад со временем породило тот индуизм, который стал широко распространенной религией в Средневековой Индии. Однако до возникновения индуизма индийская религиозно-философская мысль прошла через переходные этапы, характеризовавшиеся существованием различных систем. Речь идет о шести системах - даршанах. Три из них (ньяя - логика; вайшешика - космология; миманса ритуал) второстепенны. Другие три оказали немалое влияние на развитие религиозно-культурных традиций Индии.