Смекни!
smekni.com

Философия - шпаргалка к кандидатскому минимуму (стр. 17 из 18)

Социальные институты (СИ) - это организованные объединения людей, выполняющих определенные социально значимые ф-ции, обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполняемого членами своих социальных ролей, задаваемых социальными ценностями, нормами и образцами поведения.

Необходимое условие появления СИ - социальная потребность. Институты призваны организовывать совместную деят-ть людей в целях удовлетворения тех или иных социальн. потребностей ( институт семьи удовлетворяет потребность в воспроизводстве человеческого рода и воспитании детей, реализует отношения между полами, поколениями ).

СИ представляет собой самостоятельное общественное образование, кот. имеет свою логику развития, хар-ся наличием цели своей деят-ти, конкретными функциями, обеспечивающими достижение такой цели, набором социальных ролей, типичных для данного соц-го института.

Виды и ф-ции соц. институтов: 1) воспроизводство членов общества; 2) социализация - передача индивидами установленных в данном обществе образцов поведения и способов деят-ти - институты семьи, образования, религии и т.д.; 3) произ-во и распределение обеспечивается экономическо-соц-ми институтами управления и контроля - органы власти.

61. Историческая необходимость и свобода.

Действия соц законов конкретизируются фил категориями: соц материя, соц время, соц пространство, соц противоречие, соц отрицание, соц революция, общ бытие и общ сознание. Свобода и необходимость, базис и надстройка, общ формация, способ производства...

Критеий объективности соц жизни заключается в наличии соц преемственности, так как каждое поколение начинает с той реальной основы, кот ему досталась. “Люди е меют своб в выборе своих производительных сиол, кот образуют основу всей их истории, так как всякая производ сила есть приобретенная сила, продукт предшеств деятельности.

Тогда имеет ли место свобда в обществе? В чем же она выражается, если сущ соц законы, выражающие объективный, необходимый ход истории? В природе необходимости противостоит случайность. В обществе с ей соотносится свобода. Свободе враждебны не законы, а беззаконие, хаос. И необходимость и свобода в равной степени объективны, хотя их функц нагрузка и различна. Необходимость отражает нечто устойчивое, сохраняющееся, что выраж в законах сохранения. Свобода же отражает развитие, появление нового, новых возможностей, но на базе необходимости. Необход выражает наличное, а свобода схватывает будущее, каким мир должен или может быть.

Мир история - это процесс возрастания степени свободы, но в каждый истор период она имеет свои границы. Свобода многолика, но сущность едина - наличие разнообразных возможностей.

66. Нация и национальный фактор в современном общественном развитии.

НАЦИЯ. Пришла на смену народности, сложившись в процессе капиталистической формации. В докапиталистическом обществе нации вызреть не могли, хотя многие их предпосылки как общность территории и языка, общие черты культуры и хоз деятельности, заложены еще в народности. Становление общности экономической жизни связано с процессом генезиса и образование капитализма, ликвидация феодальной раздробленности, упрочение экономических связей между отдельными областями внутри страны, объединение местных рынков в общенациональный. Нация характеризуется след признаками:

1. Общность территории.

2. Общность языка --- национальный язык, общенародный, разговорный.

3. общность экономической жизни, которая возникает на основе хозяйственной специализации различных районов страны и упрочение торгово-обменных связей между ними. Этот процесс специализации различных родов, их усиливающейся хозяйственной зависимости друг от друга и был одновременно процессом экономической консолидации нации.

4. Общие черты психологического склада, закрепленные в менталитете данного народа (нац быт народы, нравы, привычки, склонности людей, особенности песен, танцев, живописи, фольклора).

5. Национальное самосознание --- сознательное отнесение себя к той или иной социальной общности, идентификация с ней. Данный признак, в отличие от всех уже рассмотренных, является субъективным по своей природе, и это служит аргументом против его существования. В действительности же о нации как реально существующей и нормально функционирующей общности можно говорить только в том случае, когда объективные признаки дополняются четко выраженным национальным самосознанием. В противном случае можно говорить только о этнической общности людей, а не их национальной принадлежности.

Современные философские проблемы --- каково влияние среды на формирование особенностей этносов и наций? Возможность влиять на национальное самосознание. Процесс интеграции наций в единую общепланетную и в то же время сохранение нац культуры. Процесс слияния этносов --- метисы, мулаты. Он будет только усиливаться. Проблема межнациональных отношений. Национализм в различных проявлениях.

67. Глобальные проблемы современности и главные общественно-политические процессы.

Человек может существовать не иначе, как в рамках достаточно узкого диапазона параметров физической среды, био-и социосферы. Человечество держится на острие. ускорение процессов развития общества сопровождается понижением уровня его стабильности. сопровождается состояниями неустойчивости, возникают новые системные качества и аттракторы. Та как человечество приобрело всепланетарный статус, то и его проблемы стали носить глобальный характер. Неустойчивость внушает надежду, что малые изменения могут привести к изменению всей структуры, что означает, что индивидуальная деятельность совсем не бессмысленна. При этом мир, видимо, навсегда лишился стабильности и гарантий непреходящих законов.

Особенно стали важны нелинейные системы и отношения, когда малый сигнал на входе дает большой на выходе, и повышение темпоральности --- чувствительности к ходу времени.

Экология. - наука, изучающая закономерности взаимодействия живого с внешними условиями его обитания с целью поддержания динам равновесия системы "общество-природа".

Развитие человечества, его производ сил столкнули челов с пробл ограниченности прир ресурсов, возможного наруш динам равновесия системы общ-прир. "Не стоит обольщаться победами над природой. За каждую такую победу она мстит. Каждая из этих побед имеет правда в первую очередь те последствия, на кот мы рассчитывали, но во втор и в третью очередь совсем другие, непредвиденные последствия, кот очень часто уничтожают значение первых." Мы все воюем с природой, а надо мирно существовать в ней.

Чел, превращая все большую часть природы в среду своего обитания, расширяет границы своей свободы по отношению к природе, что должно обострять в нем чувство ответственности за преобразующее воздействие на нее. Здесь находит отражение общефил принцип: "чем полнее свобода, тем выше ответственность".

В настоящее время глобальность эколог проблем требует от чел иного способа мышления, новой формы самосознания - Экологического сознания. Это прежде всего означает, что челов должно осознать себя как единое целое в своем отношении к природе. Самое первое и главное условие сохранение равновесия и гармонии с природой - это разумное сосуществование людей друг с другом. Необходимо соединить усилия всех людей, всего человечества в решениях этих проблем. В соврем обществе потребления решение эколог проблем невозможно...

Другие проблемы

невозможность затормозить тех прогресс, загрязнение. Нарушено ли хрупкое равновесие между природой и чел. Уничтожение прир ископаемых, пресной воды, лесов, видов животных. Вправе ли чел, осознавая ответственность перед лицом Вселенной, изменять Землю?Действия людей носят некомпенсируемый характер. Озоновый слой,парниковый эффект, проблема шума. Сам человек начинает эволюционировать в техногенной среде. ведут мутации к негативному или к полезному? Психические изменения в рез-те жизни в неестественных условиях. Скука, апатия, безнадежность, мусор, теснота и др проблемы.

Демографические проблемы, учение Мальтуса о перенаселении.

Население растет в геометрической прогрессии, еда – в арифметической. При этом проблема нехватки населения в развитых странах и переизбытка рождаемости в Африке и Лат Америке. Вопрос о коэволюции человека и животного. Вынос высоких технологий в космос и загрязнение космоса. Проблема информационного потока. Проблема искусственного интеллекта и механической жизни. Проблемы генной инженерии сейчас вышли на первый план. Ну и так далее, словом, здесь можно говорить, не останавливаясь.

Нравственные проблемы. В связи с развитием науки встала проблема смерти, ее определения. Когда можно констатировать смерть и когда можно вернуть человека к жизни? В связи с этим стоит проблема эвтаназии как безболезненной смерти, тем более уже появились приспособления для этого. Проблема абортов, можно или нет, в основном нравственная проблема -- когда можно говорить о жизни нового человеческого сущва? проблема борьбы со СПИДом, наркоманией, алкоголем и возникающая при этом проблема милосердия. Мутации --- повышение процента олигофреничных и аутичных детей, проблема их адаптации в человеческом обществе. Новая точка зрения на эту проблему --- если они не имеют развитого интеллекта, то почти все очень добры и нравственные. Не есть ли это просто другие люди, не хуже нас?