Смекни!
smekni.com

Философия Техники (стр. 6 из 8)

В ее свете и научная рациональность сегодня видится иначе. Сегодня надо искать не просто «объектные» законосообразные истины, а нащупывать те из них, которые можно соотнести с бытием рода людей. Поэтому сегодня подчас но­вую рациональность в отечественной литературе определя­ют как «гуманитарный антропоморфизм» (В.В. Ильин).

Идеалы гуманизма органично включаются в состав лю­бого научного поиска. Наверное, не следует забывать, что еще Платон утверждал на вершине пирамиды идей не Исти­ну, а Благо.. И достижение Блага людей —это та сверхзада­ча науки, которую она должна решать, опираясь на находи­мые ей истины* скользящие и расплывчатые, но все же ис­тины. Истина,»е синоним Блага, но к Благу нет пути помимо овладения, истиной.

Весьма серьезным поворотом в науке стало ее вхождение в так называемую «постпригожинскую» полосу. С легкой руки Ильи Пригожина (бельгийского ученого и философа русского происхождения) был отвергнут однолинейный плоский детерминизм лапласовского типа, было дано новое понимание взаимодействия «порядка» и «хаоса», показано что нет мира однозначного причинения, а есть многозначная ветвящаяся древовидная крона возможных ходов движения Космоса, биосферы и истории.

Известно, что фундаментальным понятием синергетического мировидения является «нелинейность». Смысл этого пришедшего из математики понятия состоит в отрицании однозначных решений и признаний вероятностного разви­тая тех Или иных систем, в том числе социальных, осущест­вления разных, даже противоположных версий грядущего. Развитие через неустойчивость, «вспышки» в критических точках (точках бифуркации), обострение ситуации — всё это вошло в арсенал неонеклассической парадигмы науки. Синергетика учитывает, что многое свершается «вдруг», как бы непроизвольно, подобно мутациям в биологическом развитии.

В нашем веке научное знание глубоко шагнуло «ввысь» в дальний загалактический Космос, проникло «внутрь» к элементарным частицам и кваркам, энергично вторглось в сферу живого и оборачивается к человеку, к его психике и социальной жизни. Движение науки не фронтально, оно противоречиво и ошибок и обмолвок у ученых не меньше, чем свершений. Иной раз говорят даже, что наука — это ис­тина помноженная на сомнение.

Многие утверждают сейчас, что наступила полоса совре­менного кризиса научного освоения действительности, фик­сируя спад ассигнований на науку даже в больших странах, считают, что наука не «оплатила» авансов, выданных ею в . середине столетия.

И все же при всех порой обоснованных претензиях к науке надо решительно подчеркнуть, что именно ее сверше­ния породили тот огромный сдвиг, который намечается в истории рода люден. Наука является полном смысле слова непосредственной производительной силон. Но вместе с тем она предстает как нарастающая социальная сила, наклады­вающая свою печать на все происходящее в человеческом сообществе. И это касается всего массива научно-теоретиче­ского знания (фундаментального и прикладного, естествен­ного и социально-гуманитарного, инженерно-технического и организационного).

3. Научно-техническое развитие

В последние десятилетия началась кардинальная рево­люция, принципиально изменяющая отношение мира чело­века и мира природы. Она еще не получила общепринятого названия. Это и понятно — она еще более в истоках, чем в развороте. Ее расцвет еще впереди.

В разных теоретических системах она именуется неодина­ково. В марксистской терминологии это «научно-техническая революция», по цивилизационной типологии О. Тоффлера — «социо-техническая революция». Чаще всего ее называют ин­формационно-компьютерной или информационно-экологиче­ской. Ее собственным внутренним стержнем выступает созда­ние и развертывание электронно-компьютерной и биотехноло­гической технологии. Ее результатом в самом широком смысле может стать новая цивилизация, условно говоря «по­стиндустриальная», «информационная», «информационно-экологическая».

Общество, контуры которого только-только проявляют­ся, будет характеризоваться тем новым и совершенно осо­бым местом, которое будут занимать в нем информация и знания. Уже сегодня в наиболее развитых странах основные области промышленного и сельскохозяйственного производ­ства, связь и коммуникации, быт и развлечения, образова­ние и духовная жизнь прочно опираются на достижения фундаментальных наук, становясь все более и более науко­емкими. Поиск, создание, возрастание и хранение, смысловая трансформация, тиражирование и распространение зна­ний занимает все большее место в деятельности людей. Ин­формация становится пенным продуктом и основным товаром.

Эти положения побуждают к тому, чтобы пристальнее вглядеться в само понятие «информация». Еще недавно, так сказать, в докибернетическую пору информация пони­малась попросту как передача сообщения. В последние де­сятилетия на волне кибернетического бума это понятие пе­реосмысливалось и углублялось. Сегодня оно трактуется как некоторая субстанция, которая питает как исследователей, вчитывающихся в непознанное, так тех, кто стоит у руля про­цессов управления производством и социальной жизни.

Возникли философские концепции, в которых информа­ция ставилась в один ряд с протяженностью и движением. Информационность трактуется в них как свойство всего Универсума и каждой его составляющей. Во многих случа­ях у разных авторов информация понимается как отраженное разнообразие, устранение неопределенности, отрицание энтропии, передача многообразия, мера сложности струк­тур, вероятность выбора и т.д. При всем этом логически строгого общепринятого определения информации пока нет.

И на бытовом уровне уже ходят присказки типа «инфор­мация — мать эрудиции». Понимание того, что информация есть некоторый содержательный сгусток любого знания, его внутренняя доминанта, глубинный стержень становится ши­роко распространенным. Полагая возможность развития об­щества как «информационного», мы тем самым утверждаем, что центр тяжести в «техносфере» и вообще во всей искусственной Среде человеческого бытия перемещается с «энергетических» и «вещественных» моментов на «информационные».

Как мы уже говорили, одной из базовых составляющих культуры является техника. В нашей печати (В.В. Нали­мов) отмечалось, что на Земле нет кроме человека ни одно­го существа, которое нуждалось бы в энергии, не могущей быть освоенной натурально, физиологически. Недаром воз­ник миф о Прометее, похитившем огонь у богов. От первого костра кроманьонцев до современных гидростанций и атом­ных реакторов — таков путь расширения энергетической ос­новы технического прогресса» Последовательно сменяют друг друга как основы технических конструкций: дерево, медь, бронза, железо, сталь, сплавы композиты разных мо­дификаций. И их роль не исчезла.

Однако главным и основным, стало сейчас решение про­блемы: как именно соединить энергию и материал, сконцен­трировать, отстроить, собрать много в единое. А для этого и надо опираться на информацию, прежде всего сущностную, т.е. научную.

Техника и технология наших дней весьма наукоемки. Высокие технологии конца века (электроника, информа­тика, космическое производство, биотехнологии и т. п.) вы­водят производство на новый уровень, принципиально от­личный от предшествующей истории. В их лице мир вглядывается в свое обозримое будущее. Действительно, создание этих технологий вполне можно охарактеризовать как революцию, т.е. радикальное качественное преобразо­вание в основах производительной деятельности, в отношении Человечества и Природы.

Весь мир производства там, где он вступил в фазу рево­люционных изменений» разительно меняет свой облик. Ме­няется соотношение производства благ и сферы услуг в пользу последней. Снижается весомость тяжелой промыш­ленности, вдет ее разукрупнение, диверсификация (умножение многообразия). Жесткие вертикальные монострукту­ры заменяются территориально рассеянными производст­венными сетями. Интеллектуальная деятельность подверга­ется всесторонней «технологнзации». Компьютерная техно­логия расширяет возможности мыслительных актов, разоружает память, создает предпосылки для творческих взлетов.

В этой ситуации резко возрастает необходимость создания «республики ученых», т.е. того сообщества, которое занималось бы беспрерывной атакой неизведанного, умно­жала бы «умственную силу» рода людей. Высоко значимым становится массовое образование, построенное на основе фундаментальных свершений науки.. Страна, где пренебре­гают сферой образования и поворачиваются спиной к науке, обречена на гниение. Дальновидные экономисты давно осознали значимость «человеческого капитала». А это зна­чит, что наиболее впечатляющий результат, высочайшую эффективность дают «вложения» в человека. Будущее эко­номики, экологии вообще человеческой жизни зависит прежде всего от того, каков интеллектуальный багаж людей и каков их духовный, нравственный облик.

Информационно-компьютерная революция подготавли­вает базу для, глубоких социальных изменений. От охва­тят все этажи общественной целостности —социальное уст­ройство, хозяйственную жизнь и труд, области политики и образования. Традиционные представления о социальных структурах, характерные для XIX в. или первой половины XX в., по всей вероятности, уйдут в прошлое. Уже проис­ходят процессы, ведущие к тому, что в промышленном про­изводстве остается все меньше «синих воротничков» (рабо­чих). Зато все больше становится «белых воротничков» (специалистов) и «стальных воротничков» (роботов). Воз­никает новый слой работников с высокой интеллектуальной квалификацией. А. Тоффлер называет его «когнетарнат».