Смекни!
smekni.com

Философия Техники (стр. 7 из 8)

Информационная технология стремительно развивается. Так, в 1971 г. первый в мире микропроцессор («Кремниевый чип») содержал 2300 транзисторов и позволял выполнять 60 тысяч операций в секунду. В 1993 г. компьютер пятого поколения содержал уже 3 миллиона 300 тысяч транзисто­ров и выполнял 166 миллионов команд в секунду. Знатоки и эксперты полагают, что к концу столетия появятся компь­ютеры шестого и седьмого поколения, которые будут содер­жать в каждом процессоре 80-100 миллионов транзисторов и выполнять до 2 миллиардов команд в секунду.

Существенно изменится и духовно-культурная сфера общества. Информационная технология станет мощным гене­ратором и резким усилителем культурных сдвигов и инно­ваций. Она вызовет противоречие и неоднозначные процес­сы. Электронные средства индивидуального пользования позволят любому человеку получать необходимую инфор­мацию. И это изменит характер массовой культуры, систе­мы образования, расширит кругозор каждого отдельного че­ловека. Два противоположных процесса в культуре: масси-фикация и демассификация, взаимопереплетаясь, вызовут немало не предсказуемых коллизий и неожиданных воз­можностей. В целом они выведут культуру на иной качест­венный уровень.

Информационная революция не может не затронуть сфе­ру политических отношений., С одной стороны, последствия ее отрадны: расширение возможностей непосредственного участия каждого в принятии демократических решений, уп­рочение демократической индивидуальной свободы. Но вместе с тем возникает опасность всеохватывающего контро­ля правящих структур над людьми, вплоть до манипулиро­вании ими. Преодоление этого противоречия возможно лишь на путях недопущения любых форм тоталитаризма и защиты достоинства и свободы каждого человека. ,

И, наконец, информационная революция окажет серьез­ное воздействие на самого человека, его образ жизни, род занятий, самочувствии.. Разумеется, многое зависит от того, в каком социальном контексте будет протекать информати­зация человеческой жизни, как она будет связана с демок­ратизацией социальности, гуманизацией духовной атмосфе­ры. Тем не менее можно предположить, что формирование банков знаний, доступных для всех, становление информа­ционной эпистемологии окажут воздействие на Характер ин­теллектуальной деятельности.

В мир вместе с компьютеризацией входит новый вид ре­альности — «виртуальная реальностью, искусственная псевдосреда, с которой можно общаться как с подлинной. Эта новая технологическая среда окажет мощное (и пока что совершенно непредсказуемое) воздействие на человече­скую психику. Сегодня эта перспектива обнаруживается в частности в феномене маньяков компьютерных игр и экста­тической погруженности в «виртуальную реальность».

Диалог микропроцессорной системы и человека, превра­тившись в постоянный и необходимый момент жизненного пути, во многом существенно преобразует процесс обуче­ния, профессиональный труд, досуг, лечение. Высокий уро­вень информированности, попросту не сравнимый с современным, пробуждение творческого потенциала, невиданные способы общения людей — все это породит иной тип челове­ческой личности.

Характеризуя грядущее общество как информационное, возникающее на основе компьютерной технологии, видимо, следует сделать одно важное дополнение. Как отмечалось отечественными исследователями (например А.Д. Урсул), это общество должно быть не только информационным, по и экологическим. Выдвижение в постиндустриальном обще­стве на первый план информационных проблем еще не ре­шает всех коллизий в отношении «общество —природа». Назревающий глобальный экокризис (о нем подробнее бу­дет рассказано в следующей главе) повелительно требует поворота общества в сторону коэволюционных задач, т. е, достижения оптимальных отношений человечества и его природно-экологической среды. Производство не может не стать экологизированным. Иначе мы захлебнемся в его от­бросах, погубим естественные условия1 нашего обитания.

Как это ни печально, но вещественные и энергетические ресурсы иссякают. Уже есть обоснованные расчёты, на сколько, сможет хватить в обозримом будущем невозобновляемых ресурсов (уголь, нефть, газ и т.д.). Но есть один ресурс, который стремительно возрастает — интеллектуаль­ный, информационный и прежде всего ресурс научно-тех­нического знания, образованности, информированности лю­дей. Опираясь, главным образом, на этот ресурс, включая и духовно-нравственное богатство, человечество в состоянии преодолеть назревающую глобальную нестабильность и выйти к новым горизонтам истории.

Завершая главу о. развитии науки и техники, поставим вопросы: есть ли будущее у научно-технического прогрес­са? во всех ли отношениях его можно рассматривать как прогресс?

Дело в том, что, создавая «техносферу», человечество теснит природу, антропогенное воздействие на биосферу Земли становится губительным, прерываются естественные циклы возобновления природных ресурсов. Плата за удоб­ства, комфорт, высокие урожаи и дома с горячим водоснаб­жением оказывается непомерно высока. Видимо, не по всем параметрам и не во всех отношениях научно-технический прогресс есть, благо. Многое в нем пугающе быстро оборачивается злом. Перед человечеством возникли глобальные проблемы, выросли проблемы выживания рода людей.

4. Философия техники

Хотя техника является настолько же древним явлением, как и само человечество, а поэтому так или иначе она попадала в поле зрения философов, как самостоятельная философская дисциплина, философия техники возникла лишь в XX столетии.

С конца сороковых годов XX века началось обсуждение философских вопросов техники. До немецкого философа М.Хайдеггера техника оценивалась только положительно, как последнее, эффективное орудие, способствующее "триумфальному шествию Разума и Добра". Хайдеггер сделал сенсационное заявление: он первым увидел в технике величайшую опасность для человека, поскольку человек "выдан" технике, "затребован" ею.

Ярко и наглядно ужас человека перед технической мощью показал Аурелио Печчеи, создатель всемирно известной организации - Римского клуба - объединившего ученых, исследующих так называемые глобальные проблемы современности, т.е. те процессы, которые угрожают будущему человеческой цивилизации. В книге "Человеческие качества" А.Печчеи отмечал: "Истоки этой почти зловещей благоприобретенной мощи человека лежат в комплексном воздействии всех... изменений, а их своеобразным символом стала современная техника. Еще несколько десятилетий назад мир человека можно было - в весьма упрощенном виде, разумеется, - представить тремя взаимосвязанными, но достаточно устойчивыми элементами. Этими элементами были Природа, сам Человек и Общество. Теперь в человеческую систему властно вошел четвертый и потенциально неуправляемый элемент - основанная на науке Техника ... Так что человек уже не в состоянии не только контролировать эти процессы, но даже просто осознавать и оценивать последствия всего происходящего." (Печчеи А. Человеческие качества. М.,1985. С.68.).

Современная социальная философия изучает следующие вопросы, связанные с техникой:

1. Что такое техника как феномен?

2. Каковы формы и пределы ее воздействия на человеческое бытие?

3. В чем общественная обусловленность техники?

4. Техника - это благо или зло для человека и всей цивилизации?

Для того, чтобы разобраться в том, что такое философия техники и что такое техника как уникальное, единственное в своем роде явление, которое изучает философия, осуществим краткий экскурс в историю.

Независимо от того, с какого момента отсчитывать начало науки, о технике можно сказать определенно, что она возникла вместе с возникновением Homo sapiens и долгое время развивалась независимо от всякой науки. Это, конечно, не означает, что ранее в технике не применялись научные знания. Но во-первых, сама наука не имела долгое время особой

дисциплинарной организации, и, во-вторых, она не была специально ориентирована на сознательное использование создаваемых ею знаний в технической сфере. Рецептурно-техническое знание достаточно долго противопоставлялось научному знанию, об особом научно-техническом знании вообще вопрос не ставился. "Научное" и "техническое" принадлежали фактически к различным культурным ареалам. В более ранний период развития человеческой цивилизации и научное, и техническое знание были органично вплетены в религиозно-мифологическое мировосприятие и еще не отделялись от практической деятельности.

Первым, кто внес в заглавие своей книги словосочетание "Философия техники", был немецкий философ Эрнст Капп. Его книга "Основные направления философии техники. К истории возникновения культуры с новой точки зрения" вышла в свет в 1877 году. Несколько позже другой немецкий философ Фред Бон одну из глав своей книги "О долге и добре" (1898 г.) также посвятил "философии техники". В конце XIX века российский инженер П.К.Энгельмейер формулирует задачи философии техники в своей брошюре "Технический итог XIX века" (1898 г.). Однако только в XX веке техника, ее развитие, ее место в обществе и значение для будущего человеческой цивилизации становится предметом систематического изучения. Не только философы, но и сами инженеры, начинают уделять осмыслению техники все большее внимание. Особенно эта тематика обсуждалась на страницах журнала Союза германских дипломированных инженеров "Техника и культура" в 30-е годы. Можно сказать, что в этот период в самой инженерной среде вырастает потребность философского осознания феномена техники. Часто попытки такого рода осмысления сводились к исключительно оптимистической оценке достижений и перспектив современного технического развития. Одновременно в гуманитарной среде росло критическое отношение к ходу технического прогресса в современном обществе и внимание привлекалось прежде всего к его отрицательным сторонам.