Смекни!
smekni.com

Философия позитивизма (стр. 2 из 8)

История «тяжбы» философии с наукойпоказала, как  считает Конт, что всякие попытки «приспособить» «мета­физическую»проблематику к духу научности заведомо об­речены на провал. В качестве выводаиз этой истории Конт предлагает признать, что наука не нуждается в какой-либостоящей над ней философии, а должна опираться сама на себя. Но из этого неследует, что для адекватного познания действительности достаточно отдельных,частных научных дисциплин. Существует объективная потребность в выяв­лении,раскрытии связи между отдельными науками, в соз­дании их системы.

За общей наукой, раскрывающей связьотдельных наук, можно, по мнению Конта, сохранить название «филосо­фия». Однакоэта новая наука не должна иметь ничего об­щего с традиционной философией, таккак методы иссле­дования старой и новой философии принципиально отли­чаютсядруг от друга. Построение «новой философии» яв­ляется естественным продолжениемтой работы, которая совершается в специальных науках. Нет никаких ограни­ченийстепени общности формулируемых в них закономер­ностей; более или менее общие изних могут раскрывать сами специальные науки, а исследованием самых общихзанимается философия, связанная с чисто научными обоб­щениями лишь рядомнезаметных переходов. Таким обра­зом, философия сводится к общим выводам изестествен­ных и общественных наук.

       Не такова, говорит Конт,традиционная философская «метафизика», проблемы которой не только не могут бытьрешены научным путем (т. е. на основании данных опыта и рациональногорассуждения), но не могут быть даже по­ставлены, если следовать по путиконкретно-научного об­общения. Научная философия, по мнению Конта, не име­етдела с «метафизическими» проблемами и поэтому отвер­гает как идеализм, так иматериализм. Пережитки «мета­физики», к которым относятся, по мнению Конта,претензии на раскрытие причин и сущностей, должны быть удалены и из науки. Ктаким пере­житкам он относит претензии науки на раскрытие причин явлений и напроникновение в их сущность. Наука не объясняет, а лишь описываетявления и, формулируя законы, отвечает не на вопрос «почему», а лишь на вопрос«как». Таким образом, Конт принципиально противопоставляет формулировку законови выявлению причинных зависимостей. Первое он считает неотъемле­мой чертойнауки, второе — пережитком «метафизики».

Последовательное развитие этого тезисаО. Конта ведет к «феноменализму» и это означало бы не только «изгнание» изнауки причинности, но и отрицание возможности раскрытия объективных, за­кономерныхсвязей, т. о. признание точки зрения субъек­тивного идеализма Юма. Желаясохранить связь с совре­менной научной практикой, Конт делает это ценой явнойнепоследовательности.

 Он сформировал законтрех последовательных стадий интеллектуальной эволюции человека:теологической (до 1300г.), метафизической (до 1800г.) и позитивной. На первой,теологической стадии все явления объясняется  на основе религиозных представлений,вторая - метафизическая заменяет сверхъестественные факторы в объяснении природысущностями, причинами.  Вторая стадия подготавливает третью – позитивную, длякоторой характерно объединение теории и практики, человек довольствуется тем,что благодаря наблюдению и эксперименту выделяет связи явлений и на основе техсвязей, которые оказываются постоянными, формулирует законы. «Знать, чтобыпредвидеть, предвидеть, чтобы избегать»- эти слова являются девизом позитивнойнауки.

Так же Конт утверждал: основной метод науки -феноменологический (описательное обобщение) заключается в постановкеэксперимента, а затем попытки обобщить. Закон подчинения воображениянаблюдению. Вся информация из наблюдения, т. е. должны строиться теоретическиеконструкции, которые хоть не сейчас, но потом должны экспериментальноподтверждаться.

В процессе дальнейшего развитияпозитивизма все бо­лее четко выявлялась его феноменалистическая, субъек­тивно-идеалистическаятенденция, роднившая его с юмизмом. Из науки постепенно выбрасываласьмировоззренче­ская проблематика и ослаблялось значение элементов естественнонаучногоматериализма. Об этом свидетельству­ют философские учения крупнейших английскихпозити­вистов XIX в.— Дж. С. Милля и Г. Спенсера, которые, су­щественноотличаясь в деталях от концепции О. Конта, вместе с тем в решениипринципиальных философских вопросов вплотную примыкали к ней.

ГербертСпенсер, используя всвоих «синтетических» обобщениях открытия естествознания второй половины 19 в.,объективной реальности, в сущность которой можно проникнуть лишь посредствомрелигии, а не с помощью науки. Идея глобального эволюционизма (до Дарвина).Глобальный эволюционизм - физико-механический закон: перемещения в пространствеи во времени идут в определенном направлении от гомогенного (однородного)состояния к разнородному, к большей степени сложности, четкости и выделенности.Задача позитивных наук - ответить, как устроен этот мир. На вопрос, почему так?наука не должна отвечать. Философия становится сводом установленных,опробованных научных истин. Философия сводит знания воедино и знакомит с нимиобщественность. Стандартная концепция науки. Наука - постоянное приращениенаучного знания. Последующая теория включает в себя предыдущую как некоепредельное место в новой теории.

Выделил три возможности происхождение мира:

1.   Мир сам по себе.

2.   Кто-то создал.

3.   Всегда есть и будет.

Но , как он утверждает, все эти три возможности никудане годятся: человек не может понять как все из ничего. Это невозможно, так какневозможно представить (путает представление с понятием).

Его утверждения:

Все наши знания ограничены нашим опытом. Наш опытимеет дело с тем, что произошло, а не с тем, что существует.

Наука имеет предел познания. Познаваемые явления:сходство и не сходство.

Непознаваема конечная причина мира, материя.

Прогресс в обществе связан с прогрессирующимразделением общественного труда .

Позитивная философия отличается от науки тем, что оназакончена.

Наука - это отдельные категории.

Абстрактное знание - математика.Абстрактно-конкретные: физика, химия.

Движение по линии наименьшего сопротивления.

Теория эволюции основана на механике Ньютона.

Эволюционный процесс движения от однородного кразнородному и от хаоса к порядку от неопределенности к определенности). Вконечном итоге в системе силы уравновешивают друг друга.

Эволюционная стадия сменяется стадией стабилизации.Система подвергается воздействию других систем ®возмущение ® развивается деградация, т.к. система замкнутая ® то цикличность.

 Джон Стюарт Милль(20.05.1806-8.05.1873):

Известен своей системойиндуктивной и дедуктивной логики. Продолжал традиции классического эмпиризмаанглийских философов, развив его в позитивизм (в противоположностьрелигиозно-недогматическому позитивизму Конта). Согласно его учению, основусвоей философии составляет психология, которая устанавливает, что реально данытолько соответствующие ощущения и представление о переходах или будущихвозможных ощущениях. Понятия- это просто (языковые) названия(терминологические). Он отвергает силлогизм Аристотеля. Внешний мир в этомсмысле- постоянная возможность сходных ощущений. Единственным источникомпознания является опыт, единственно допустимым приемом познания- индукция;она же лежит в основе умозаключения логики и аксиом математики; она должнаустанавливать не причины, а только законы явлений. Милль различает науки оприроде и науки о духе - психология, “этология”, наука обобществе- и дает первую обстоятельную теорию экспериментальной науки о природеи описательного метода. 

1.   Четыре метода научной индукции:


а)метод сходства

АВС® d

BMT ® d

POB ® d

________

  B ® d

б)метод различия

ABCM ® d

ABC ¹ d

________

M ® d

в)методсопутствующих изменений

ABC1  ® d1

ABC2  ® d2

ABC3  ® d3

C ® d

г)метод остатков

ABC ® xyz

A ® x

B ® y

________

C ® z


В последнее десятилетие XIX в.позитивизм в своей первой исторической форме переживает кризис, который былвызван следующими обстоятельствами.

Во-первых, прогрессестественнонаучного знания обес­ценил многие из тех «синтетических» обобщений,которые рассматривались позитивизмом как вечное и неоспоримое приобретениенауки. Естественнонаучный материализм с элементами механицизма (особенносильными у Спенсе­ра), нередко являвшийся фактической основой обобщенияпозитивизма XIX в., уже не мог удовлетворить науку и пришел на рубеже XIX и XXвв. в противоречие с новыми открытиями в физике и биологии, которые могли бытьосмыслены только с позиций диалектического материализма.

Во-вторых, развитие науки, и в первуюочередь корен­ная ломка понятий в физике на рубеже XIX—XX вв., а такжеинтенсивное развитие психологических исследова­ний, поставившее на повестку днявопрос о связи этой нау­ки с другими дисциплинами, изучающими человека и ок­ружающийего мир (в частности, с физиологией и физи­кой),—все это заставило философиюобратиться к изуче­нию эмпирических и логических основ науки, т. е. тех самых«предельных» вопросов знания, от исследования которых всячески отстранялся О.Конт и многие его последователи.