Смекни!
smekni.com

Философия позитивизма (стр. 1 из 8)

Введение.

Философия сегодня понимается настолько противоречиво и спорно, чтоневозможно дать ее однозначное определение. И вместе с тем это не исключаетвозможность ее классификации по интересам к предметной проблематики: онтология,гносеология, аксиология, философия жизни, языка и т.д.; по методу:трансцендентная, позитивная, феноменологическая, герменевтическая; посоциально-политическим взглядам: консервативная, леворадикальная, либеральная идр.; по иным основаниям: научная, ненаучная, профессиональная, житейская,рациональная, нерациональная, светская, религиозная и т.п. Нельзя отказыватьсяи от прежних классификаций по историческим, культурным, национальным и инымразличиям. Хотя развитие философии приобрело всемирный характер, и тем не менеевлияние национальных и культурно-исторических традиций остается существеннымфактором развития современной философии. Как видно направлений философии оченьмного, но я рассмотрю одно направление буржуазной философии - это позитивизм:основные направления и взгляды философов.

Историяпозитивизма.

Одним из наиболее влиятельныхнаправлений буржу­азного философского мышления является позитивизм. Каксамостоятельное течение позитивизм оформился уже в 30-е годы XIX в. и за болеечем вековую историю эволюционировал в направлении все более четкого выявленияприсущей ему с самого начала тенденции к субъективному идеализму.

Понятие  “позитивизм”обозначает призыв философам отказаться   от метафизических абстракций, т.к.метафизические объяснения, считают позитивисты, теоретически неосуществимыми ипрактически бесполезными,  и обратиться к исследованию   позитивного знания.Отчасти позитивизм заключается в антифилософской реакции против рационализма,идеализма, спиритуализма и обращается в тоже время к материализму. Позитивизмупротивостоит интуиционизм (учение об интуиции как самом главном исамом надежном источнике познания).

В центре внимания позитивистовнеизменно находился вопрос о взаимоотношении философии и науки. Главныйтезис позитивизма состоит в том, что все подлинное, поло­жительное(«позитивное») знание о действительности мо­жет быть получено лишь в видерезультатов отдельных специальных наук или их «синтетического» объединения ичто философия как особая наука, претендую­щая на содержательное исследованиеособой сферы реаль­ности, не имеет права на существование. Вся история по­зитивизмапредставляет собой в этом смысле интересней­ший парадокс: на каждом новомисторическом этапе пози­тивисты ратовали за все более последовательную истрогую «ориентацию на науку» и вместе с тем на каждом новом этапе они все вбольшей мере утрачивали контакты с дей­ствительным содержанием развивающейсянаучной тео­рии.

*    *

*

Для понимания сущности позитивистскойфилософии недостаточно просто выделить те черты, которые общи раз­личным ееформам, необходимо вскрыть внутренние тен­денции развития позитивизма, выяснитьпричины его воз­никновения и движущие пружины его эволюции. А это, в своюочередь, требует учета тех изменений во взаимоотношениях науки и философии,которые характерны для нового времени.

Начиная с XVII в. развитие наукипоставило перед за­падной философией ряд таких проблем, на которые тради­ционнаясхоластическая мысль не в состоянии была отве­тить. Специфическая особенностьвыдающихся философов нового времени состояла в том, что они рассматривали на­учныеметоды анализа в качестве идеального образца вся­кой познавательнойдеятельности, в том числе и деятельно­сти по исследованиютрадиционно-философской, или, как ее еще называли, «метафизической»,проблематики 1.

Первый шаг на этом пути был сделан Фр.Бэконом. Де­карт, Гоббс и Спиноза пошли дальше и предприняли по­пытку применитьнаучный метод к решению «метафизи­ческих» проблем.

Специфическая проблематиказападноевропейской фи­лософии XVII—XVIII вв. возникает как результат столк­новениядвух разных начал: традиционной «метафизики» и новой механико-математическойнауки. Резкое противо­поставление идеального и материального, субъекта и объ­екта,«первичных» и «вторичных» качеств и постановка в центр философскогоисследования таких проблем, как вза­имодействие идеального и материального,отношение «внутреннего» мира сознания к «внешнему» миру,—все это сталовозможным лишь вследствие отождествления реально существующего бытия с тем, чтоухватывается с по­мощью терминов механико-математического естествозна­ния(которое в то время было тождественно науке вообще), и приписывания всемуостальному статуса «субъектив­ности». Тесная взаимосвязь эксперимента сматемати­чески оформленной теорией привела к необходимости по­ставить вопрос оботношении эмпирического и рациональ­ного знания, а в связи с этим — к делениюфилософов на эмпириков и рационалистов.

Д. Юм доводит односторонний эмпиризмдо логическо­го конца и создает субъективно-идеалистическую, феноме­налистскуюи агностическую философскую концепцию, ко­торая не только противостояларационалистической фило­софии XVII—XVIII вв., но и решительно порывала с сов­ременнымей естествознанием (Д. Юм отрицал объективно обусловленные необходимые связи инизводил причин­ность до субъективно-психологической уверенности).

Французский материализм вел борьбу срационалисти­ческой философией XVII в. во имя науки: его привержен­цыкритиковали идеалистические тенденции прежней «ме­тафизики», раскрывали еесвязь с религией, показывали несоответствие ее утверждений результатам научногопо­знания. Однако, будучи механистическим, созерцательным и метафизическим пометоду исследования, французский материализм не смог логически последовательнорешить философские проблемы, выдвинутые всем ходом развития естествознания ишироко обсуждавшиеся в философии XVIII в.

С задачей критики «метафизики»пыталась справиться и не­мецкая классическая философия. Кант, выступив про­тиврационалистической, аналитической философии XVII— XVIII вв. и вместе с темпротив основных критиков этой философии (Д. Юма и механистическихматериалистов), хотя и поставил в острой форме вопрос о возможности нау­ки и оботличии научных и «метафизических» утвержде­ний, по существу, предложил вместо«метафизики вещей» «метафизику знания» — априористскую и формалистиче­скую«трансцендентальную философию».

Гегель противопоставил «отрицательнойметафизике» XVII—XVIII вв. строго научное знание, совпадающее, по его мнению, сдиалектичностью мышления. Вместе с тем Гегель считал, что диалектика и есть «положительная»,или «разумная», метафизика. На практике реализация тезиса о «разумнойметафизике» приводила к философской спекуляции. Из философской системы Гегеля(в значитель­ной мере это относится и к шеллинговской «Философии природы»)современные ему естествоиспытатели восприня­ли не столько содержащуюся в нейценную критику рассу­дочного, метафизического метода мышления, сколько спе­кулятивныерезультаты, которые не могли быть приняты наукой. Таким образом,предпринимаемые в течение двух­сот лет западноевропейской философией попыткисоздать такую систему, которая соответствовала бы духу современ­ной науки, неувенчались успехом.

Первая историческая форма позитивизма.

В 30— 40-е годы XIX в., во Франциивозникла философская шко­ла, которая тоже претендовала на создание «научной фи­лософии»и заявила о решительном разрыве с прежней философской («метафизической») традицией (о «революции в философии»). Этой школой и был позитивизм, основанныйО. Контом (19.01.1798-5.09.1857). 

Позитивистская философия Конта определеннымобра­зом связана с философией французского Просвещения XVIII в. Следуяпросветителям, Конт высказал убеждение в способности науки к бесконечномуразвитию и в неогра­ниченности предметной области, к которой применимы на­учныеметоды мышления. Осуществленная Контом клас­сификация наук во многих отношенияхможет рассматри­ваться как реализация завета энциклопедистов.

По Конту, науки распределяются согласно естественнойиерархии (энциклопедический закон): Математика - астрономия - физика–химия- биология - социология.

Психологию Конт разделяет на биологию и социологию;каждая из этих наук предполагает наличие элементарных фактов предшествующихнаук. Конт ввел термин “социология”; благодаря - нему социология впервые была разработана в определенуюнаучную систему.

Основные принципы:

1.   от простого к сложному

2.   от абстрактного к конкретному

3.   временной

  Считал, что задача философии охватывать совокупность наук, познание наиболееобщих законов,  систематизация научных знаний. Нельзя свести одну науку к другой.Нельзя вывести все из одного принципа или закона. Роль философии -минимизировать число этих законов.

Законы науки:Всякое знание относительно, так как опыт не завершен.

Социальная концепция: Конт придумал социологию - наука об обществе. Человек в процессесвоей жизни приспосабливается к условиям среды.

Социологическая концепция включает три раздела:

1.   Социальная статика.

2.   Социальная динамика.

3.   Политика.

Социальная статика ® государственныеинституты: семья, государство, церковь.

Функции семьи: преодоление природы эгоизма,воспитание.

Функции государства: порождение общественного духа.

Идеальная структура правления - соединение церкви игосударства.

Социальная политика. Совмещение государства с церковью(нетрадиционные религии должны уйти в сторону). Философы и ученые - позитивныесвященники.

Однако позитивизм Конта примыкает не кпоследова­тельно материалистической ветви французского Просвеще­ния, а к его агностическому,скептическому направлению. Это выражается и в подчеркивании подчиненностивсей дейст­вительности строгим объективным законам, и в характере многих извключенных Контом в «синтетическую философ­скую науку» обобщений, которые частокачественно не от­личаются от обобщений частных наук. А так как бессоз­нательнойпредпосылкой естествознания XIX в. был мате­риализм, то и некоторые обобщения,включенные в состав позитивистской философии, несли на себе сильный отпе­чатокестественнонаучного материализма. При этом позитивизм отличается и отфилософских кон­цепции Тюрго и Даламбера: то, что у последних находилось павтором плане, у Конта превращается в ядро фило­софии.