Смекни!
smekni.com

Философия средневековья

СОДЕРЖАНИЕ:

1. ТЕОЦЕНТРИЗМСРЕДНЕВЕКОВОЙФИЛОСОФИИ3

2. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫСРЕДНЕВЕКОВОЙФИЛОСОФИИ:ФИЛОСОФИЯ ИТЕОЛОГИЯ; ВЕРАИ РАЗУМ; ДВОЙСТВЕННОСТЬИСТИНЫ; ПРОБЛЕМАУНИВЕРСАЛИЙ6

3. ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКАСРЕДНЕВЕКОВОЙФИЛОСОФИИ13

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ:16

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙЛИТЕРАТУРЫ18


1.ТЕОЦЕНТРИЗМСРЕДНЕВЕКОВОЙФИЛОСОФИИ

Крупнейшийфилософ европейскогоСредневековья,создавшийсистему, вобравшуюв себя все достижениясхоластики,- Фома Аквинский(1225 -1274). ФилософияФомы Аквинскогопредставляетсобой предельнуюсистематизациюхристианскогоаристотелизмас целью установитьгармонию верыи разума. Осуществлениеэтой цели мынаходим в основныхсочинениях- «Сумма теологии»и «Сумма противязычников».У Фомы Аквинскогопервая философия,или метафизика,направленана познаниеБога как конечнойдуховной цели,а также каквсеобщей,необходимой,личной и действующейпричины, осуществляющейсвою работув природе имире человекапосредством«вторичныхпричин». Средневековаяфилософиярассматривалазакон не какнеобходимуюсвязь междуявлениямиматериальногомира, а какпроявлениебожественнойволи. СогласноФоме Аквинскому,«naturales leges» являютсятенденциямистремитьсяк определеннойцели, заложеннойБогом в вещи.Одна из главнейшихтенденцийфилософии ФомыАквинского- стремление,«увязать» бытиеБога и бытиемира вещей.Признавая, чтоБог во всейсвоей полнотенедоступенограниченномучеловеческомуразуму, Аквинат,считает, чторазум можети. должен познавать«Бога в аспектесвоей божественности».Эта возможностьобусловленаразличениемсуществованияи сущности.Бог, понимаемыйне как личность,а как абсолютноебытие, можетбыть предметомрациональногоосмысления,его бытие можетбыть доказуемо,исходя из бытиявещей. ФомаАквинскийвыдвинул пятьдоказательствбытия Бога,каждое из которыхосновано наэтом принципе.

Христианскаятеология своимучением отрансцендентномБоге создаетсвоеобразнуюрелигиознуюкартину мира,в которой на­ходитсвое воплощениетеоцентризм.

Всоответствиис принципомтеоцентризмаисточникомвся­кого бытия,блага и красотыявляется Бог.Высшую цельжиз­ни видятв служенииБогу. Античномупризнаниюсуществова­ниямногих богов,т.е. политеизму,приходит конец.Иудаизм, христианство,мусульманствонастаиваютна единобожии.Тако­го родаучения являютсямонотеистическими.Каков же фило­софскийсмысл теоцентризма?Надо полагать,отнюдь не случай­нофилософияприобретаетгеоцентрическийвид. Главнаянаша задачаи состоит втом, чтобы понятьсмысл теоцентризма,его жизненныекорни.

Теоцентризм– это историческаяформа выражениясубъекта, егоособого местав мироздании.В условиях,когда человекеще связантеснейшимиузами со всемиприроднымиреалиями иро­довымиотношениями,но уже начинаетосознаватьсвою специфич­ность,единственнымприемлемымпринципомоказываетсяприн­цип абсолютнойличности, принципБога. Роль субъектауже выделена,но не настолько,чтобы ее в полноймере относитьк от­дельнымлюдям. Принципабсолютнойличности -это результатболее глубокого,чем в античности,пониманиясубъективного.

Показательно,что античныемыслители,современникихри­стианства,не воспринималипоследнее. Имказалось чудовищнымсчитать иудеяХриста сыномБожьим. Онинаходили в томже хри­стианстве(напомним, чтоВетхий Заветбыл написанеще до на­шейэры, а НовыйЗавет - в1-11 вв. н.э.) многопротиворечий.Но даже действительноеналичие последнихне могло приостано­витьглавного -усиления принципасубъекта, чтокак раз и на­шлосвое воплощениев геоцентризме.Кстати, выяснилось,что именноантичные мыслителиподготовилиоснову длягеоцен­трическихпредставлений.Это, в частности,выработкадоста­точнострогого стилямышления, уменияразвиватьединый логическийпринцип, безкоторого монотеизм,как очевидно,не мо­жет обойтись,а также пониманиеединого какблага. Когдатео­логи сталипридаватьхристианствустрогую логическуюформу, то ониобратилисьнепосредственнок арсеналу идейантичной фи­лософии.

Разумеется,принцип субъектане мог проводитьсяв средне­вековьеиначе как всоответствиис содержаниемжизненныхреа­лий: дажев ученых трактатахБог появляетсякак господин,фео­дальныйсеньор, царь.Августинсчитал, что"творец зоветсятворцом поотношению ксвоим тварямподобно тому,как гос­подинзовется господиномпо отношениюк своим слугам".Мно­гократновоспроизводиласьмысль, что ангелы,монахи, миряне- вассалыБога. На золотомфранцузскомэкю (XIII в.) изображе­ниеХриста сопровождалосьнадписью: "Христос- победитель,Христос -царь, Христос- император".Вместе с темБог-Сын ближемирянам, чемего могущественныйотец. Христосвысту­паеткак Богочеловек,как человек,учитель, наставник,удиви­тельнотонко понимающийсмиренную душунеобразованногокре­стьянина.Человеческаяприрода Христа- это подлиннаяоснова средневековогогуманизма.

Принциптеоцентризмас его всеохватностьювынуждалсред­невековыхфилософоврассматриватьи уточнятьтакие поня­тия,как бытие, сущность,существование,свойство, качество.


2.ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫСРЕДНЕВЕКОВОЙФИЛОСОФИИ:ФИЛОСОФИЯ ИТЕОЛОГИЯ; ВЕРАИ РАЗУМ; ДВОЙСТВЕННОСТЬИСТИНЫ; ПРОБЛЕМАУНИВЕРСАЛИЙ

Развивающаясяв конце XII и в XIIIстолетии встранах ЗападнойЕвропы интеллектуальноедвижение, философскимвдохновителемкоторого былоаристотелевскоеучение, повлеклоза собой росттенденции котделению наукиот теологии,разума от веры.Эта точка зрениянаходиласьв явном противоречиис интересамицеркви, и поэтомунеобходимобыло искатьспособы решениявопроса оботношениитеологии инауки. Это былонелегким делом,ибо речь шлао выработкетакого метода,который, непроповедуяполного пренебреженияк знанию, одновременнобыл бы в состоянииподчинитьрациональноемышление догматамоткровения,то есть сохранитьпримат верынад разумом.Эту задачуосуществлялФома, опираясьна католическоетолкованиеаристотелевскойконцепциинауки. Поэтомукатолическиеисторики философииубеждены, чтоФома Аквинскийавтономизировалнауку, превративее в область,совершеннонезависимуюот теологии.

Всвязис тем, что теологияявляется высшеймудростью,конечный объекткоторой - исключительноБог как "первопричина"вселенной,мудростью,независимойот всех остальныхзнаний, Фомане отделяетнауку от теологии.В сущности,концепция наукиАквинскогопредставляласобой идеологическуюреакцию нарационалистическиетенденции,направленныена то, чтобыосвободитьнауку от влияниятеологии. Можно,правда, сказать,что он обособляеттеологию отнауки в гносеологическомсмысле, то есть,считает, чтотеология черпаетсвои истиныне из философии,не из частныхдисциплин, аисключительноиз откровения.На этом Фомане мог остановиться,ибо не этотребовалосьтеологии. Такаяточка зрениялишь подтверждалапревосходствотеологии, и еенезависимостьот других наук,но она не решаласамой существеннойдля того временизадачи, стоявшейперед римскойкурией, а именнонеобходимостиподчинитьтеологииразвивающеесянаучное течение,особенно течениеимеющее естественнонаучнуюориентацию.Речь шла, преждевсего, о том,чтобы доказатьнеавтономностьнауки, превратитее в "служанку"теологии,подчеркнуть,что любаядеятельностьчеловека, кактеоретическая,так и практическая,исходит, в конечномсчете из теологиии сводится кней.

Всоответствиис этими требованиямиАквинскийвырабатываетследующиетеоретическиепринципы,определяющиегенеральнуюлинию церквипо вопросу оботношениитеологии инауки:

1.Философия ичастные наукивыполняют поотношению ктеологии служебныефункции. Выражениемэтого принципаявляется известноеположение Фомыо том, что теология"не следуетдругим наукамкак высшим поотношению кней, но прибегаетк ним как кподчиненнымей служанкам".Использованиеих, по его мнению,не являетсясвидетельствомнесамодостаточностиили слабоститеологии, а,напротив, вытекаетиз убогостичеловеческогоума. Рациональноезнание вторичнымобразом облегчаетпониманиеизвестныхдогматов веры,приближаетк познанию"первопричины"вселенной, тоесть Бога;

2. Истины теологииимеют своимисточникомоткровение,истины науки- чувственныйопыт и разум.Фома утверждает,что с точкизрения способаполученияистины, знаниеможно разделитьна 2-а вида: знания,открытые естественнымсветом разума,например арифметика,и знания, черпающиесвои основыиз откровения;

3. Существуетобласть некоторыхобъектов, общихдля теологиии науки. Фомасчитает, чтоодна и та жепроблема можетслужить предметомизучения различныхнаук. Но существуютопределенныеистины, которыенельзя доказатьпри помощиразума, и потомуони относятсяисключительнок сфере теологии.К этим истинамАквинскийотносил следующиедогматы веры:догмат воскрешения,историю воплощения,святую троицу,сотворениемира во времении так далее;

4. Положениянауки не могутпротиворечитьдогматам веры.Наука должнаопосредованнослужить теологии,должна убеждатьлюдей в справедливостиее принципов.Стремлениепознать Бога- подлиннаямудрость. Азнание - этолишь служанкатеологии. Философия,например, опираясьна физику, должнаконструироватьдоказательствасуществованияБога, задачапалеонтологиисостоит вподтвержденииКниги бытияи так далее.

Всвязи с этиАквинскийпишет: "Размышляюо теле, чтобыразмышлятьо душе, а о нейразмышляю,чтобы размышлятьнад отдельнойсубстанцией,над нею же размышляю,чтобы думатьо Боге".

Еслирациональныезнания не выполняютэтой задачи,они становятсябесполезными,более того,перерождаютсяв опасныерассуждения.В случае конфликтарешающим являетсякритерий истиноткровения,которые превосходятсвоей истинностьюи ценностьюлюбые рациональныедоказательства.

Такимобразом, Фомане отделилнауку от теологии,а, напротив,без остаткаподчинил еетеологии.

Аквинат,выражая интересыцеркви и феодальныхслоев, отводилнауке второстепеннуюроль. Фома полностьюпарализуетсовременнуюему научнуюжизнь.

Впериод Возрожденияи в более позднеевремя теологическаяконцепциянауки, созданнаяФомой, становитсядокринальными идеологическимтормозом научногопрогресса.

Спормежду представителямисхоластикии мистики онаиболее эф­фективныхсредствахприобщениялюдей к религиина уровне фило­софиии теологиивылился в споро наилучшихформах и методахза­щиты и обоснованияхристианскогомировоззрения.Различныепод­ходы крешению этихвопросовсформулировалидве основныхтенденции:религиозныйинтеллектуализми религиозныйантиин­теллектуализм.

Врелигиозноминтеллектуализмеотчетливовыражено стремлениеопереться нарассудочноеначало в человеческомсозна­нии,апеллироватьк социальномуи интеллектуальномуопыту, здравомусмыслу. Цельинтеллектуализма- выработатьу челове­касознательноевосприятиерелигиозноговероучения,опирающе­госяне только наавторитет, нои подкрепленноеразумнымидовода­ми.Представителиинтеллектуализмав определеннойстепени до­пускаютучастие разумаи связанныхс ним средствтеоретическогоанализа и оценкив религиознуюжизнь людей.Они стремятсяпоставить разумна службу вере,примирить наукуи религию,макси­мальноиспользоватьвозможностирациональныхсредств воздей­ствияна человека.

Впротивоположностьрелигиозномуинтеллектуализму,пред­ставителирелигиозногоантиинтеллектуализмаполагают, чторас­судочныйподход к религии,содержащийв себе моментпринуди­тельностии обязательностидля Бога, исключаетв нем творческоеначало, свободу,произвол,всемогущество.Действия Бога,с точки зренияантиинтеллектуалистов,неподвластнызаконам разума.Бог абсолютносвободен, егодействия абсолютнонепредсказуемы.На пути к Богуразум являетсяпомехой. Чтобыприйти к Богу,нужно за­бытьвсе, что знал,забыть дажевообще, чтоможет бытьзнание. Ан­тиинтеллектуализмкультивируетсреди приверженцеврелигии слепуюи бездумнуюверу.

Борьбарелигиозногоинтеллектуализмаи религиозногоанти­интеллектуализмапроходит краснойнитью черезвсю историюсред­невековойфилософии.Однако на каждомконкретно-историческомэтапе историиэта борьбаимела своиособенности.В период становле­нияхристианскойапологетикиона велась повопросам отношенияк античнойкультуре вообщеи к античнойфилософии, кактеоретиче­скомувыражению этойкультуры, вчастности;Представителиантиинтеллектуализмазаняли по отношениюк античнойкультуреотри­цательнуюпозицию. Онистремилисьопорочить еев глазах своихприверженцевкак ложные,противоречивыепо своей природевоз­зрения,уводящие людейот их подлинногоназначения- «спасениясвоей души».

Негативнаяпозицияантиинтеллектуализмапо отношениюк античнойкультуре отчастиобъясняласьи тем, что вхристианскихобщинах напервом этапеабсолютноебольшинствосоставлялине­грамотные,малообразованныелюди. Положениео том, что возве­щеннаяв христианствеистина - полнаяи окончательная,достаточ­наядля решениявсех проблемчеловеческогосуществованияв изве­стноймере удовлетворялаего приверженцеви обеспечивалафункционированиехристианствав обществе.Однако идеологихри­стианствапостоянностремилиськ расширениюсоциальнойбазы но­войрелигии. Онихотели склонитьна свою сторонуобразованныеслои римскогообщества: патрициев,интеллигенцию.Решение этойзадачи требовалоизмененияполитики поотношению кантичной культуре,перехода отконфронтациик ассимиляции.

Представителиинтеллектуализмасчитали, чтопонятийнора­циональныесредства воздействияне следуетотбрасыватьв сторону, атем более оставлятьв руках врагов.Их необходимопоставить наслужбу христианству.Как отмечаетВ. В, Соколов,уже у Юстинана­метиласьпримирительнаялиния по отношениюк эллинистическойфилософии (см.:Соколов В. В.Средневековаяфилософия. -М.,1979. -С. 40).

Ориентацияна приобщениек античнойкультуре своевысшее выражениенаходит вразработаннойАвгустиномтеории о гармонииверы и разума.Августин выступаетс требованиемпризнания двухпутей приобщениялюдей к религии:понятийно-рационального(логи­ческогомышления, достижениянаук и философии)и нерационально­го(авторитета«Священногописания» церкви,эмоций и чувств).Но эти пути, сего точки зрения,неравноценны.Августин отдаетбесспор­ныйприоритетнерациональнымсредствам. «Неучением человечес­ким,а внутреннимсветом, а такжесилой высочайшейлюбви мог Хри­стособратить людейк спасительнойвере». СогласновоззрениямАвгустина,религиознаявера не предполагаетрациональногообосно­ванияв том смысле,что для принятиятех или иныхположенийрели­гии необходимообязательнознать, понимать,располагатьдоказа­тельствами.В сфере религиознойжизни следуетпросто верить,не требуя никакихдоказательств.

Вместес тем, Августинотчетливосознает туважную роль,ко­торую играютрациональныесредства воздействия.Поэтому онсчи­тает необходимымусилить верудоказательствамиразума, ратуетза внутреннююсвязь веры изнания. Врачеваниедуши, по егосло­вам, распадаетсяна авторитети разум. Авторитеттребует верыи подготавливаетчеловека кразуму. Разумприводит кпониманию изнанию. Хотяразум не составляетвысшего авторитета,познанная и,уясненнаяистина служитвысшим авторитетом.Послушныйрели­гии разуми подкрепленнаяразумнымидоводами вера- таков иде­алавгустиновскойапологетики.Однако следуетотметить, чтопред­ставленнаяАвгустиномтеория о гармонииверы и разумане допус­каети возможности,хотя бы в какой-тостепени, поставитьверу в зависимостьот разума. Решающеезначение в егосистеме, безвсякого сомнения,отдается откровению.

Августинсоздавал своютеорию гармонииверы и разумав IV-V вв. в раннийпериод христианскойистории. В XI-XIIвв. в борьбеза идейноегосподствов общественачинает оказыватьвсе возрастающеевлияние, зародившеесяв недрах феодальнойкультурысвободомыслие.Появлениесредневековогосвободомыслия- связано с рядомобъективныхфакторов: выделениеиз крестьянскогохозяйстваремесла и развитиена этой основегородов, которыепостепенностановятсясущественнымфакторомсредневековойжизни. В городахначинаетформироватьсясветская культура.Одним из важнейшихследствий этогофактора являетсято, что церковьперестала бытьабсолютнымносителемобразованияи образованности.В связи с развитиемремесла и торговлисреди городскогонаселениявозрастаетпотребностьв знании права,медицины, техники.Возникаютчастные юридическиешколы, которыенаходятся подконтролемцеркви, городскогоуправления.

Впериод упадкасредневековойсхоластикивозникает такназываемаятеория«двух истин»,согласно которойвера и ра­зумоказываютсядвумя независимымиобластями,различия междукоторыми стольрадикальны,что никогдане могут бытьпреодолены.Для сторонниковэтой теории,Сигера Брабантского(ок. 1240 - 1281), УильямаОккама(ок. 1300 - ок. 1350), разграничениеверы и разумаявляется фактическитребовани­емэмансипациифилософии,освобожденияее из-под контро­лярелигии.

ВXI-XIIвв. большинствосхоластов были«реалистами»- ИоаннСкотт Эриугена,АнсельмКенггерберийский(1033 - 1109), Фома Аквинский.Будучи неоднородным,данное направлениепроявлялосьв ряде концепций.Так, крайниереалистыпридержи­валисьплатоновскогоучения об идеях,суть которогосводилась ктому, что естьобщее (т. е. Идеи),существующеедо единичныхвещей и вне их.Например, сначалапоявляетсяи существуетидея стола, апотом уже создаютсяконкретныестолы; сначалаидея добра, апотом уже -конкретныедобрые дела,и т. п. К тому жедо сотворениямира эти общиеидеи, или«универсалии»,как их называлисредневековыеавторы, находятсяв БожественномРазуме. Природаже, по их мнению,представляетсобой после­довательностьступеней проявления Бога, который по «универсалиям»,как по образцам,творит мир. Вконечном счете,первоначальным,подлиннымбытием, с точкизрения крайнихреалистов,обладает нереальный (физический)мир, а мир общихпонятий, идей.



3.ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКАСРЕДНЕВЕКОВОЙФИЛОСОФИИ

Длясредневековогосознания весьсмысл жизничеловека заключалсяв трех словах:жить, умеретьи быть судимым.Ка­ких бы социальныхи имущественныхвысот человекни дос­тиг, передБогом он предстанетнагим. Поэтомуне о суете ми­расего нужнозаботиться,а о спасениидуши. Средневековыйчеловек считал,что на протяжениивсей жизнипротив негонакапливаютсяулики - грехи,которые онсовершил и вкото­рых неисповедалсяи не раскаялся.Исповедь жетребует стольхарактернойдля Средневековьяраздвоенности- человек выступалодновременнов двух ролях:в роли обвиняемого,ибо держалот­вет за своидела, и в ролиобвинителя,поскольку самдолжен былпроизвестианализ своегоповедения передлицом представителяБога - исповедника.Свою завершенностьличность получалатолько тогда,когда даваласьокончательнаяоценка жизниинди­вида исодеянногоим на всем еепротяжении:

«Судебноемышление»средневековогочеловека совершалосвою экспансиюи за пределамиземного мира.Бога, Творцапонимали какСудью. Причемесли на первыхэтапах Средне­вековьяЕго наделяличертами уравновешеннойсуровой не­преклонностии отцовскойснисходительности,то в конце даннойэпохи это ужебеспощадныйи мстительныйГосподь. Почему?Чрезвычайноеусиление проповедистраха передгрозным Божествомфилософы позднегоСредневековьяобъ­яснялиглубокимсоциально-психологическими религиознымкризисом переходногопериода.

БожийСуд имел двойственныйхарактер, ибоодин, част­ный,суд происходил,когда кто-нибудьумирал, другой.Все­общий, долженсостоятьсяв конце историирода человече­ского.Естественно,что это вызывалоогромный интересфилософов кпостижениюсмысла истории.

Философияистории

Самойсложной проблемой,порой не­понятнойсовременномусознанию, бы­лапроблемаисторическоговремени.

Средневековыйчеловек жилкак бы вне времени,в посто­янномощущении вечности.Он с охотойсносил повседневнуюрутину, подмечаялишь сменусуток да временгода. Ему ненужно быловремя, ибо оно,земное и суетное,отвлекало отработы, котораясама по себебыла лишь отсрочкойперед главнымсобытием - БожьимСудом.

Теологиутверждали,линейное течениеисторическоговре­мени. Вконцепциисакральнойистории (отлат. sacer - свя­щенный,связанный срелигиознымиобрядами) времятечет от актаТворения черезстрасти Христовык концу светаи Второму Пришествию.В соответствиис этой схемойстрои­лисьв XIII в. и концепцииземной истории(например,Винцента изБове).

Философыпытались разрешитьпроблемуисторическоговремени и вечности.А проблема этабыла не проста,ибо, как и всемусредневековомусознанию, ейтоже свойствененопределенныйдуализм: ожиданиеконца историии одновре­меннопризнание еевечности. Содной стороны- эсхатоло­гическаяустановка (отгреч. eschatos - последний,конечный), тоесть ожиданиеконца света,с другой - историяпредстав­ляласькак отражениесверхвременных,надысторических«священныхсобытий»: «Христосоднажды родилсяи больше родитьсяне может».

Большойвклад в разработкуэтой проблемывнес АвгустинБлаженный,которого нередконазывают однимиз первых философовистории. Онпопыталсяобъяснить такиекатегориивремени, какпрошлое, настоящееи будущее. Поего мнению,действительнотолько настоящее,прошлое связанос человеческойпамятью, а будущеезаключено внадежде. Всевместе раз инавсегда соединенов Боге какАбсолютнойВечности. Такоепониманиеабсолютнойвечности Богаи реальнойизменчивостиматериальногои человеческогомира надолгостало основойхристианскогосредневековогомировоззрения.

Августинзанимается«судьбойчеловечества»,руководствуясь,однако, библейскойисториографией,утверждающей,что предреченноепророками замного столетийсбывается вустановленныесроки. Отсюдавытекало убеждение,что история,даже приуникальностивсех ее событий,принципиальнопредсказуема,а, следовательно,наполненасмыслом. Основаниеэтой осмысленностизаключено вБожественномПромысле, провидении,Божественнойопеке человечества.Все, что должнопроизойти,служит реализацииизначальногоБожественногоплана:

наказаниюлюдей за первородныйгрех; испытаниюих способ­ностисопротивлятьсячеловеческомузлу и испытаниюих воли к добру;искуплениюпервородногогреха; призваниюлучшей частичеловечествак построениюсвященногосообществапра­ведников;отделениюправедниковот грешникови оконча­тельномувоздаяниюкаждому по егозаслугам. Всоответствиис задачамиэтого планаистория делитсяна шесть периодов(эонов). Августин,как правило,воздерживаетсяговорить овре­меннойпродолжительностикаждого изпериодов исчитает всебиблейскиеэсхатологическиесроки чистосимволическими.

Впротивоположностьсвоим христианскимпредшествен­никами средневековымпоследователямАвгустин большеин­тересуетсяне хронологией,а логикой истории,чему и был посвященего главныйтруд - «De civitafe Dei»(«О градеБожьем»). В книгеречь идет овсемирномсообществелюдей, сообществене политическом,а идеологическом,духовном.


ОСНОВНЫЕПОНЯТИЯ:

Номинализм– философскоеучение, утверждающее,что универсалиисуществуютне в действительности,а только в мышлении.Свой расцветсредневековыйноминализмпереживаетв XIV веке.Самый выдающийсяноминалистэтого периода– Оккам, утверждающий,что предметомпознания могутбыть толькоединичныеиндивидуальности.

Протестантизм- ???????????????????????????????????????????????????????

Реализм– религиозно-философскоеучение, исходящееиз первичностисверхчувственныхобщих идей(бог, мироваядуша). В серединевека реализмбыл одним изтечений схоластики,возникшем входе спора сноминализмомоб универсалиях(А. Кентерберийский,Г. Шартрский).

Схоластика– (греч. cocolasticos– школьный)средневековая«школьнаяфилософия»,представителикоторой – «схоласты»- стремилисьрациональнообосновыватьи систематизироватьханское вероучение.Для этого онииспользовалиидеи античнойфилософии.

Теоцентризм- (греч.бог, лат. центр)-теологическаяконцепция,согласно которойбог, понимаемыйкак абсолютное,совершенноебытие и наивысшееблаго, выступаетисточникомвсякого бытияи блага. Подражаниеи уподоблениебогу рассматриваетсяпри этом, каквысшая цельи главный смыслчеловеческойжизни, почитаниебога и служениеему как основанравственности.

Универсалии- (от лат.universalis – общий)так в средневековойфилософииобозначалисьобщие идеи. Вспоре об универсалияхшла речь, о том,являются лиони объективными,реальными, илипросто именавещей. Согласнопервой точкизрения универсалиисуществуют«до вещей»,идеально (точказрения крайнегореализма Эриугена)или существующих«в вещах» (тосказрения умеренногореализма ФомыАквинского).Противоположныйвзгляд: универсалиисуществуютлишь в уме, «послевещи», в видеумственныхпостроений(концептуализм)или даже являютсясто словами(крайний номинализм).

СПИСОКИСПОЛЬЗУЕМОЙЛИТЕРАТУРЫ

  1. В.А. Канке. Философия.Историческийи систематическийкурс: Учебникдля вузов. 4-еиздание. М.: «ЛОГОС»2002 г. – 344 с.

  2. А.А. Радугин.Философия.Курс лекций.М.: «ЦЕНТР» 1999 г.– 269 с.

  3. Ю.В. Тихонравов.Философия.Учебное пособие.М.: ЗАО «Бизнес-школа«ИНТЕЛ-СИНТЕЗ»»,1998 – 304 с.

  4. Основы философии:Учебное пособиедля вузов. /подред. ПоповаЕ.В./. – М.: Гуманит.Изд. Центр ВЛАДОС,320 с.

  5. Философия:учебник длявысших учебныхзаведений. –Ростов н/Д.:«ФЕНИКС», 1999 –576 с.

  6. История философии:Учебное пособиедля вузов / А.Н.Волкова, В.С.Горнев и др.;под ред. В.М.Мапельман иЕ.М. Пенькова.– М.: «ИздательствоПРИОР», 1997. – 464 с.


18



ВОРОНЕЖСКИЙИНСТИТУТ ВЫСОКИХТЕХНОЛОГИЙ


Факультетзаочно-дистанционногообучения


КОНТРОЛЬНАЯРАБОТА № 1

подисциплине:Философия

натему: «Философиясредневековья»


Выполнилстудент:

ЮровАлексей Юрьевич

Адрес:alexskl@hotbox.ru

Группа:ИСз-024/У

Курс:1

Шифр:

Проверилпреподаватель:КурочкинаЛидия Яковлевна


ВОРОНЕЖ– 2002 г.