Учение Беркли.
СУБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ. Отвергнувбытие материи, оно признает существование только человеческого сознания, вкотором Беркли различает "идеи" и "души".
ИДЕИ. это качества, данные в нашем субъективном восприятии.
ДУШИ . воспринимающие, деятельные нематериальные субъекты духовнойдеятельности.
По мнению Беркли, идеи совершенно пассивны. Напротив души, в отличие от идейактивны. Это различие необходимо Беркли для защиты субъективного идеализма отнеизбежных и естественных возражений. Он пытается доказать, что из его ученияне следует, будто вещи впервые возникают лишь благодаря восприятию и будто ониисчезают, когда прекращается восприятие.
"Идея" является центральным понятием всегоучения Беркли. Благодаря такой терминологии "качество" сразуприобретает у него субъективное содержание. Качество для Беркли ."идея", элемент чувственности, а не свойство вещи. "Идея"первична. "Вещь" не что иное, как сочетание, комплекс "идей"."Вещь", таким образом вторична. Не качества предполагают определяемуюими вещь, а, наоборот, "вещь" не более чем совокупность качеств,"идей". Беркли аннулирует неразделимое единство качеств и вещи.
Придав при помощи термина "идея" субъективный смысл понятию"качеств", Беркли заявляет, что "не может быть никакогосубстрата этих качеств, кроме духа. нет иной субстанции, кроме духа".
В этом узловом пункте происходит трансформация субъективного идеализма видеализм объективный путем отхода от номиналистических и сенсуалистическихпосылок, отслуживших свою службу в критике материализма. Реабилитация духовнойсубстанции отстраняет и сенсуализм. Материальная субстанция, уверяет Беркли, нетолько непознаваема, но и нереальна. Сведя качества к ощущениям, он тем самымподходит к выводу, что причиной идей не может быть материя. Причиной идей можетбыть только однородное идеям духовное начало. Стало быть материя неприемлема нетолько как основание бытия вещей, но и как основание возникновения и измененияэтих пучков чувственных качеств. Окружающий мир таким образом сводится ксовокупности собственных ощущений познающего объекта. Беркли приходит к выводу,что человек познает лишь свои собственные ощущения, а познание реальногообъективного мира в принципе невозможно.
В своей онтологии Беркли опирается на фразу "Esse est percipi" (Быть. это быть воспринимаемым), таким образом он отрицает существованиеобъективного мира. Но этот вывод означает СОЛИПСИЗМ, то есть существованиеодного человека, для которого мир существует только тогда, когда он еговоспринимает. Однако Беркли категорически отрицает обвинения в солипсизме, таккак изложенные взгляды противоречат всей общественной практике и совершеннобесплодны практически, и не могут быть использованы даже для обоснованиярелигии. Ведь бог, с этой точки зрения тоже должен быть признан лишькомбинацией ощущений верующего субъекта. Беркли поэтому
использует субъективный идеализм лишь в борьбе с материализмом, но как толькозадача опровержения материализма, по его мнению, выполнена, он переходит напозиции ОБЪЕКТИВНОГО ИДЕАЛИЗМА, вступая в противоречие с исходными принципамисвоей философии.
Он заявляет, что не отрицает "существования ничего, что мы можемвоспринимать посредством чувства или размышления". Он так же говорит, чтоне сомневается "даже малейшим образом в том, что реально существуют вещи,которые вижу своими глазами и которых касаюсь своими руками". Беркли лишьотрицает существование такого понятия, как материя в философском понимании.Обвинения в солипсизме Беркли так же пытается опровергнуть посредствомследующих рассуждений. Он утверждает, что вещи продолжают существовать в силутого, что в тот момент, когда мы их не воспринимаем, их воспринимает другойчеловек. Он доказывает эту мысль в частности в своей работе "Три разговорамежду Гиласом и Филониусом": "Гилас: Допустим, что ты исчез с лицаЗемли, разве ты не можешь представить себе, что вещи, которые могут бытьчувственно восприняты, будут всё-таки продолжать существовать? Филониус: Могу;но тогда это должно быть в чьём-нибудь другом уме. Когда я отрицаюсуществование чувственных вещей вне ума, я имею в виду не свой ум, в частности,а все умы. Ясно, что эти вещи имеют существование, внешнее по отношению к моейдуше (mind), раз я нахожу их в опыте независимыми от неё. Поэтому есть какая-тодругая душа, в которой они существуют в промежутках между моментами моеговосприятия их, как равным образом они существовали до моего рождения и будутсуществовать после моего предполагаемого исчезновения с лица земли. И как то жесамое верно по отношению ко всем другим конечным сотворенным духам, то из этогонеобходимо следует, что есть вездесущий вечный дух, который познаёт и обнимаетвсе вещи и который показывает их нашему взору, таким образом и сообразно такимправилам, какие он сам установил и какие определяются нами как законыприроды".
Беркли, с одной стороны утверждает, что вещи, или идеи, по его терминологии, несуществуют, с другой . что они продолжают существовать в нашей мысли, потомучто они воспринимаются богом. Он писал: "Есть дух, который во всякий моментвызывает во мне те чувственные впечатления, которые я воспринимаю. А изразнообразия, порядка и особенностей их я заключаю, что творец их безмерномудр, могуч и благ".
Свою религиозную позицию Беркли проводил в области естественнонаучных идей.Опровергая механическое понимание причинности, которое было распространено в товремя, он писал: "Во-первых ясно, что философы зря стараются, если ониищут некие естественно действующие причины, иные, чем некая мысль или дух.Во-вторых, если мы считаем всё, что сотворено, произведение мудрого и доброгоТворца, то было бы лучше для философов, чтобы они занимались конкретнымипричинами вещей, и действительно не знаю, почему бы выдвижению различных целей,к которым вещи в природе предопределены и для которых они были с самого началас невыразимой мудростью сотворены, не должно считать лучшим способом, какобъяснить их".
Философия Беркли не могла выполнить ставшую перед ней задачу примирения науки ирелигии, она слишком явно противоречила всем данным научного познания природы.Она так же не могла разрешить те трудности, с которыми столкнулся материализмXVII века в анализе процесса познания. Вместе с тем всубъективно-идеалистической форме Беркли уловил некоторые существенные сторонынаучного познания, мимо которых проходили другие философские направления. К нимотносятся принципы наблюдаемости физических
явлений и воспроизводимости результатов наблюдения и эксперимента. В простейшихслучаях то и другое обеспечивается чувственным восприятием. На этом основанииБеркли решительно выступал против признания некоторыми тогдашними учеными такихпринципиально ненаблюдаемых сущностей, как теплород и флогистон, и оказалсяправ. Но Беркли совершенно неправомерно превращает логическое отношениеследования в тождество основания со следствием, сводя реальное существованиевещи к её восприятию.
Воззрения Беркли критиковались во все времена и со всех сторон представителямиразличных философских направлений, так как солипсическая установка авторапредставляла благодатную почву для опровержений. В то же время защитниковБеркли было много, и они есть и по сей день. Беркли всегда останется примеромидеалистического истолкования философских проблем.