Заключение
Отвечая на письмо А.Эйнштейна Зигмунд Фрейд писал: «Было бы ошибочным считать, что правда изначально всесильна, она всегда существовала лишь при мощной поддержке. Готовность вступить в драку может быть обусловлена многими мотивами, провозглашенными или невысказанными. Одним из них является удовольствие от агрессии и разрушения. Удовлетворение, порождаемое деструктивными тенденциями, естественным образом поддается влиянию других факторов, природа которых имеет эротическую и идеологическую окраску. Временами создается впечатление, что идеологические мотивы есть не что иное , как защита от жестоких природных явлений, но иногда они просматриваться более отчетливо и на помощь им приходят подсознательные деструктивные побуждения подобно проявлениям жестокости во времена Святой Инквизиции.
Инстинкт смерти непременно уничтожил бы личность, если бы не разворачивался в сторону внешних объектов, следовательно, человек, уничтожая объекты внешнего мира, спасает собственную жизнь. Назовем это биологическим извинением за те отвратительные и опасные побуждения, с которыми мы пытаемся бороться. Они более естественны, чем сопротивление которое мы им оказываем. Учитывая наши насущие интересы, попытку устранения агрессивных тенденций в человеке следует считать бесполезной».
Провидческий пессимизм Фрейда не утратил силу и в наши дни. Война продолжает играть в жизни Человечества важную роль и пройдя через различные формы, прочно войдя в мировоззрение является фактором определяющим будущее человечества. Существуя как возможность преодоления или поддержания неравенства между общностями война вытесняет понятие мира, замещает его, предопределяет парадоксальность существования человека.
Литература
1. «Современная психология» справочник «ИНФРА-М» под ред. В.Н.Дружинина, М.,1999.
2.Карл Меннингер «Война с самим собой» «Эксмо-Пресс» М, 2000.
3.Эрих Фромм «Бегство от свободы; Человек для себя» ООО «Попурри» 1997
4.Эрнст Юнгер «Рабочий; Господство и гештальт» СПб, «Наука»2000.
5.Норберт Элиас «Общество индивидов» «Праксис» М., 2001
6.М.М. Маковский Сравнительный словарь мифологической символики в индоевропейских языках «Образ мира и миры образов» М., «Владос» 1996.
7. Журнал «Наш современник» №№ 1 – 12 2001, 2002гг.
8. Л.В. Блинников «Великие философы» словарь-справочник М. «Логос»1999.
Internet ресурсы:
1. Рубрикон – электронные версии энциклопедий и справочников www.rubrikon.ru
2. Журнальный зал. Электронная версия журнала «Отечественные записки» http://magazines.russ.ru/
3. Электронная версия книги А.М. Морозова «Психологическая война» (Киев 1996) http://psyfactor.by.ru/index.html
4. Философская Антропология http://anthropology.ru/
5. Войны нового поколения http://www.ateney.ru/ruinyHolVoiny.htm
[1] А.Эйнштейн и З.Фрейд Почему война? Париж Международный институт интеллектуального сотрудничества, 1933.
[2] Статья взята из Интернет версии БСЭ предоставленной интернет проектом «Рубрикон» www.rubrikon.ru -информационно-энциклопедический проект компании «Русс портал», в рамках которого пользователь получает свободный доступ к полным электронным версиям важнейших энциклопедий и словарей, изданных за последние сто лет в России
[3] Полный электронный вариант текста Третьего издания «Большой советской энциклопедии» (БСЭ), выпущенной издательством «Советская энциклопедия» в 1969 - 1978 годах. www.rubrikon.ru
[4] Полный электронный вариант текста «Толкового словаря живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля (тт. 1-4, 1863-66) в соответствии с современными правилами орфографии. Содержит около 200 000 слов. www.rubrikon.ru
[5] Полный электронный вариант текста второго, переработанного и дополненного издания Энциклопедического словаря «Конституция Российской Федерации» (1997). Содержит 430 статей. www.rubrikon.ru
[6] Из журнала "Путь",№ 61 издававшегося в Париже Николаем Бердяевым в 1925-1940 гг.
[7] (Политика 1 253а 5–10).
[8] (Политика, 1 253a 5–10, 30–35).
[9] Поршнев Б. Ф. О начале человеческой истории. Проблемы палеопсихологии. М.: Мысль, 1974.
[10] Секацкий А. Соблазн и воля. СПб.: Борей-Арт, 1999.
[11] Все цитаты приводятся по изданию: Гегель Г. В. Ф. Работы разных лет. В 2 т. Т. 1. // Сост., общая ред. и вступительная статья А. В. Гулыги. М. Мысль, 1972. С. 388–394.
[12] Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. 2-е изд. М. : Наука , 1979
[13] Гуго Гроций. О праве войны и мира. Кн. 1. Гл. 1, § 1
[14] . интернет-версия «Русского журнала» [www.russ.ru/antolog].
[15] Юнгер Э. Тотальная мобилизация // Юнгер Э. Рабочий. Господство и гештальт / Пер. с нем. А. В. Михайловского. СПб.: Наука, 2000. С. 450.
[16] «Эта война сделала людей и их времена тем, что они есть. Такой род, как наш, никогда еще не ступал на арену земли, чтобы распространить власть над своей эпохой. Ибо никогда еще силуэт поколения не являлся на яркий свет жизни столь темным и мощным, каким он вышел из-под сводов этой войны. И мы не сможем отрицать, как бы ни хотели этого некоторые: война, отец всех вещей, есть также и наш отец; в этом горниле, под этим молотом и резцом мы стали тем, что мы есть. И до тех пор пока вертится в нас вибрирующее и жужжащее колесо жизни, эта война всегда будет служить ей осью. Она воспитала нас к борьбе, и мы будем оставаться борцами, пока мы живы» (Juenger E. Der Kampf als inneres Erlebnis. Sämtliche Werke. Bd. 7.
[17] Михайловский А. В. Значение языка «Рабочего» для хайдеггеровской критики метафизики // Историко-философский ежегодник 2001. М.: Наука
[18] Хайдеггер М. Преодоление метафизики // Хайдеггер М. Время и бытие / Пер. с нем. В. В. Бибихина. М.: Республика, 1993. С. 188.
[19] Юнгер Э. Рабочий. С. 281.
[20] Маяцкий М. Новая непрозрачность. Во имя чего сегодня гибнут на войне хорошие парни // НГ Ex Libris. 24.10.2002