Смекни!
smekni.com

Философские проблемы войны (стр. 3 из 11)

Литература используемая в статье

Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 162—89; их же, Избранные письма, М., 1953; Энгельс Ф., Избр. военные произв., М., 1958; Ленин В. И., О <войне>, армии и военной науке. Сб., т. 1—2, М., 1958; его же, О международной политике и международном праве. [Сб.], М., 1958; Программа КПСС (Принята XXII съездом КПСС), М., 1968, ч. 1, разд. 8: Программные документы борьбы за мир, демократию и социализм, М., 1961; КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и Пленумов ЦК, 7 изд., т. 1, М., 1954, с. 318—324, 326—29, 356—57, 372—74, 409—18, 567—568; Резолюция XXIII съезда КПСС по Отчетному докладу ЦК КПСС, М., 1966; Брежнев Л. И., Великая победа советского народа, М., 1965; Марксизм-ленинизм о <войне> и армии, М., 1968; 50 лет Вооруженных Сил СССР [1918—1968], М., 1968; Фрунзе М. В., Единая военная доктрина и Красная Армия, Избр. произв., М., 1965; История Великой Отечественной <войны> Советского Союза, 1941—1945, т. 1—6, М., 1963—65; Великая Отечественная <война> Советского Союза 1941—1945. Краткая история, М., 1965; Вторая мировая <война> 1939—1945 гг., М., 1958; Военная стратегия, 3 изд., М., 1968; Ядерный век и <война>, М., 1964; Меринг Ф., Очерки по истории <войн> и военного искусства, 6 изд., пер. с нем., М., 1956; Клаузевиц К., О <войне>, пер. с нем., М., 1934; Финлеттер Т. К., Сила и политика, пер. с англ., М., 1956; Киссингер Г., Ядерное оружие и внешняя политика, пер. с англ., М., 1959; Гроций Г., О праве <войны и мира..., пер. с лат., М., 1956; Кант И., Вечный мир. Философский очерк, пер. с нем., М., 1905.

2.2 Толковый словарь В.Даля[4]:

ВОЙНА ж. (<война>, воевать, от бить, бойня, боевать, как вероятно и боярин, и воевода или боевода), раздор и ратный бой между государствами, международная брань. Наступательная <война>, когда ведут войско на чужое государство; оборонительная, когда встречают это войско, для защиты своего. <Война> междусобная, усобица, когда один и тот же народ, раздвоившись в смутах, враждует между собою оружием. <Война> сухопутная, морская, битва на материке, на море. <Война> подземная, подкопы разн. родов, при осаде, с той и с другой стороны. Малая <война>, аванпостная служба, занятия и обязанности сторожевой части войска. Партизанская <война>, действия отдельных, мелких частей войска, с крыльев и с тыла неприятеля, для отрезки ему средств сообщены и подвоза. Народная <война>, в которой весь народ принимает, по сочувствию к поводу раздора, живое участие. Чернильная <война>, перебранка на письме. Легко про <войну> слушать, да тяжело (страшно) ее видеть. Хорошо про <войну> слышать, да не дай Бог ее видеть. Хороша <война> за горами, в мор намрутся, в <войну> налгутся, нахвастаются. <Войной> да огнем не шути. Всякая <война> от супостата, не от Бога. И я б шел на <войну>, да жаль покинуть жену. Собирались грибы на <войну> идти, из песни. Волки воют под жильем, к морозу или к <войне>. Воевать кого, что, с кем, противу кого; воеваться с кем, стар. и арх. идти на кого <войною>, идти с войском на бой, наступая или обороняясь, вести <войну>, ополчиться и ратовать оружием. Воевать народ, землю, государя, идти наступательно, для завоеваний. Воюют, так воруют, т. е. плутуют. Кто силен да богат, тому хорошо воевать. В доме то у них, словно Мамай воевал, велик беспорядок. Знал бы, так и не воевал бы. И еще бы воевал, да воевало потерял. И ратоваль, и воевал, да ничто взял. Воевать тебе на печи с тараканами. Нужда горюет, нужда воюет.

2.3 Энциклопедический справочник «Конституция Р.Ф.»[5]:

ВОЙНА -насильственное средство разрешения межгосударственных конфликтов. В итоге длительного исторического развития и трагического опыта двух мировых войн в настоящее время война осуждена и запрещена международным правом, что нашло свое отражение и в современном конституционном праве. Конституции некоторых государств, принятые после второй мировой войны, содержат так называемые мирные статьи, провозглашающие безоговорочный отказ от войны как средства государственной политики. Наиболее известна в этом плане статья 9 Конституции Японии 1947 г., гласящая, что японский народ на вечные времена отказывается от войны как суверенного права нации; право на ведение государством войны не признается. Однако отсутствие таких формул в ряде действующих конституций не означает, что страна не стоит на позициях отказа от войны как средства своей внешней политики. Так, Конституция РФ не предусматривает традиционного для многих зарубежных конституций и Конституции бывшего СССР института права объявления войны. Ни один высший государственный орган Российской Федерации, включая ее Президента, таким правом не наделен. Президент имеет лишь право в случае агрессии против России или непосредственной угрозы агрессии ввести военное положение. Это означает, что Конституция исходит из возможности лишь оборонительной войны. Понимаемые таким образом вопросы войны и мира, обороны и безопасности Конституция РФ относит к исключительному ведению федерации. Россия не относится ни к одному государству как к своему противнику, уважает общепризнанные принципы международного права, содействует усилиям мирового сообщества по предотвращению войны. Война как силовой межгосударственный конфликт — редкое явление во второй половине XX в. Однако бедствием этого периода стали внутригосударственные, как правило межнациональные, конфликты.

3. От физической к психологической войне. Эволюция форм войны в процессе развития цивилизации.

«История была всегда войной по преимуществу, она наполнена войнами. Были лишь сравнительно короткие периоды мира, относительного равновесия, которое легко опрокидывалось. История протекала на вулканической почве и периодически лава извергалась. История должна кончаться, потому что история есть война»

Николай Бердяев «Война и эсхатология»[6]

3.1Физическая (первобытная) война.

Достоверных сведений о приемах взаимоистребления наших предков мы, естественно, не имеем. Однако можно предположить, что первым оружием дикого человека были зубы. На протяжении длительного исторического периода война проявлялась в виде единоборства особей с целью физического истребления соперников. Стремление выжить в «войне всех против всех» побуждало первобытных людей к объединению в группы. Группирование происходило по схожести физических и психических признаков. Появляющиеся группировки контролировали территории такой конфигурации и размера, на которых они могли успешно добывать пропитание, защищаться и с которых могли успешно нападать. Такие территории вероятней всего имели естественные преграды: горы, леса, болота, реки. На такой естественно ограниченной территории обосновывалось более или менее однородное население. Такую группировку людей можно назвать первобытной общиной. Стержнем первобытной общины были совместная оборона своих границ и нападение на другие сообщества. Характерной социально-психологической особенностью при этом стало деление на «свой — чужой» Современные ученые утверждают, что если у сообщества нет внешних врагов, то актуализируется агрессивность внутри общности, что чревато ее развалом. Поэтому поиск внешнего противника стал для первобытных общин условием выживания и дальнейшей эволюции. Внутренняя эволюция таких сообществ постепенно приводила к возникновению управленческой иерархии, экономических связей и однородного населения. Такая общность постепенно становилась этническим государством.

Постепенно люди стали использовать подвернувшиеся палки и камни не только как орудие труда, но и как орудие убийства себе подобных. Несомненно, революционное значение имело изобретение дистанционных средств поражения противника — копья, пращи, лука. Это полностью перечеркнуло незыблемый постулат природы — побеждает сильнейший, так как слабый воин теперь мог на расстоянии поразить более сильного врага. Наступил эпохальный перелом. Наряду с состязанием в силе появилась необходимость в состязании ума.

Дальнейшее совершенствование орудий убийства и появление конницы, кораблей, пушек, самолетов, танков, ракет, атомных бомб, смертоносных газов, лучей и т.п. не изменило главных принципов первобытной войны — убить соперника, а уже после этого завладеть его ресурсами, оставшихся в живых обратить в рабство, поддерживая их численность, интеллект и физическое здоровье на уровне, необходимом завоевателю. Такая форма войны, которую логично назвать физической, господствовала тысячелетиями. Однако уже в древности в недрах ее начал зарождаться новый тип войны — войны экономической.

3.2 Экономическая война.

По мере эволюции интеллекта и возникновения государств люди постепенно стали осознавать, что истребление врагов не всегда выгодно. Выгоднее расставить незаметно экономические ловушки и капканы, сплести паутину экономической зависимости и, присосавшись к ресурсам противника, заставить его работать на себя.