Смекни!
smekni.com

Философские системы индуизма: Ньяя, Вайшешика, Миманса (стр. 2 из 2)

В системе традиционного образования ньяя считается одним из фундаментальных предметов, наряду с грамматикой. Без ее освоения трудно понимать индийские философские тексты.

Миманса.

Миманса. Пурва-миманса (что означает "первая мысль") была основана Джаймини. Все внимание, в том числе и теоретические разработки, подчинено защите и оправданию ведийского ритуала.

Пурва-миманса возникла из необходимости разъяснения ведических текстов, многое в которых становилось непонятным с веками.

В основе учения мимансы лежит исследование понятия "дхармы". Праведная жизнь достигается вместе с соблюдением ведийских заповедей и ритуалов. На первое место ставится выполнение долга, императива, призывающего к действию. Подлинным источником знания является слово, авторитет ведийского текста, не созданного человеком или божеством. Существование Бога-творца вообще отрицается. Веды, как и Вселенная, вечны. Также вечны слова и буквы. Основными методами являются:

а) сравнение

б) авторитет или свидетельство

в) постулирование

г) невосприятие.

Делается вывод, что истина вед самоочевидна. - Согласно учению пурва-мимансы мир материален, атомистичен и существует вечно. Есть также вечные индивидуальные души, отличные от материи. Только соблюдение ведического ритуала вырабатывает энергию, которая так необходима для освобождения.

Некоторые исследователи относят пурва-мимансу к атеистическому направлению. А так как слово вечно, то и божество — вечные образы, хотя и не обладают иной реальностью.

По мнению С. Радхакришиана, идея божества постепенно все же проникла в учение мимансы.

Комментаторская практика, методология анализа вед, особенно ранних, произведенного миманса-даршаной, оказали влияние на многое школы. В то же время общефилософские представления подвергались критике как несовершенные и сомнительные.

Особая роль мимансы в истории индуизма связана с тем, что ее адепты смогли предложить целостную и непротиворечивую трактовку ведийских текстов и ритуалов во всем их колоссальном объеме.

Основное внимание школа уделяла эпистемологии и философии языка. Важным разделом мимансы было учение об источниках достоверного знания.

Толковый словарь некоторых использованных терминов

Акаша

эфир, пространство, пятый из пяти элементов природы

Видья

знание в наивысшем духовном смысле; знание единства; непосредственное видение истинного

Гуны

"нить", "волокно"; три основных качественных нити, свойства, из которых сплетается вся ткань природы (пракрити): саттва, раджас и тамас; причины, побуждающие ум к действию и лежащие в его основе.

Гуны невоспринимаемы, об их существовании можно судить только по их следствиям – объектам мира, отражающим преобладающий тип гуны и, следовательно, вызывающим или радость, или отрицательные эмоции, или индиферентность.

Три гуны могут находиться как в состоянии конфликта, так и в состоянии равновесия, обеспечивающего гармонию. Все нейтральные объекты объясняются преобладанием какой-либо из гун. Гуны пронизывают все объекты и находятся в процессе вечного изменения, который бывает двух типов: Сварупа-паринама и Вирупа-паринама.

В других философских школах гуны понимались иначе. Для вайшешики гуна - качество, обладающее теми или иными свойствами. В упанишадах гуны - психические состояния, вызывающие отрицательные филические и духовные эффекты. В некоторых системах гуны характеризовали разные типы реальности.

Канада

Один из создателей древне-индийской философской системы вайшешика и первый ее систематизатор. Жил после 300 года до н.э. Считается, что настоящее имя Канады -Улука, откуда и обозначение его системы - аулукья. Основной труд - Вайшешика-сутра, особое внимание в которой уделяется атомарной структуре Вселенной, логическим проблемам, категориям.

Считается, что текст Вайшешика-сутры дополнялся и изменялся и после Канады.

Канада создал оригинальную классификацию типов небытия, основанную на убеждении в реальности абхавы-небытия.

Манас

чувственный или ощущающий ум, проводник высшего разума (буддхи)

Мокша

освобождение от круговорота смертей и рождений, реализация Бога

Список использованных материалов

1. “Индийская религия и философия” курс 1-го семестра, Альбедиль Маргарита Федоровна, Институт востоковедения РАН

http://www.rchgi.spb.ru/ind.html

2. История религий Дмитрий Таевский

http://express.irk.ru/1000/religion/dict/n/njaja.htm

http://express.irk.ru/1000/religion/dict/v/vaishesh.htm

3. Словарь санскритских и восточных терминов и понятий:

http://www.vinnica.ua/~sss/glossar.htm