Смекни!
smekni.com

Хозяйство как объект философского исследования (стр. 3 из 4)

В связи с таким пониманием философии хозяйства возникает, по меньшей мере, три вопроса, В первую очередь — что свидетельствует о том, что, исследуя экономику и хозяйство в целом, мы не попадем в замкнутый круг «материализма, сциентизма, позитивизма и технологизма»?

Далее — каким образом мы будем мыслить о существующем или, другими словами, каковы параметры и координаты наших суждении? Что дает возможность философии хозяйства дерзко предлагать свои идеалы чело­веку и свои пути к ним? И вообще, что служит залогом тому, что возможно некое гармоничное и объемное понимание человека?

Очевидно, что система современного научного гуманитарного знания, в которой каждой дисциплине выделен определенный сегмент иссле­дований, обусловленный предметом и методом данной науки, в принци­пе не может справиться с такой глобальной задачей. И это несмотря на то, что гуманитарные науки должны изучать явления, происходящие в сфере человеческого сознания, а следовательно, воли и целей.

Может быть, философия, позволяющая строить «многоплановые и многосмысловые» представления о предмете, станет тем залогом, что даст право на знание, близкое к совершенному? Но даже если философия располагает возможностями для познания в том или ином историческом контексте, ее возможности в смысле целеполагания малы. Кроме того, возникают объективные ограничения для исследователя, обусловленные сложившимися в рамках философской науки методологиями. Но самое главное заключается в том, что философия поливариантна, причем не органично, а противоречиво. Идеи, школы и течения не дополняют, а про­тивостоят друг другу, образуя мозаику одинаково убедительно аргумен­тированных воззрений. Человеку остается созерцать эти равновеликие по смыслу идеи или же выбирать наиболее удобную для реализации своих нужд. В обоих случаях происходит выбор и вероятность ошибки одинакова. Будет ли такой выбор приносить удовлетворение и откроет ли он дорогу к истине?

Присущая философии хозяйства функция целеполагания неизбежно реализуется в рамках определенной морально-этической схемы, или сис­темы. Что может выступать в роли такой системы? Могут ли мораль или идеалы нравственности, выработанные в процессе развития общества, быть ориентиром для развития самого общества? Они динамичны, могут быстро преобразовываться в свои антиподы, занимая прежнее высокое положение в умах и сердцах. Будет ли мораль, опираясь на идеалы подобного свойства, связующим звеном между наукой и философией как гно­сеологией и метафизикой? '':

Может ли идеология стать путеводной звездой для философии хозяй­ства? Тому найдется немало примеров в истории. Но определенные из­менения идеологии вызывали прекращение философии.

Краеугольный камень, на котором зиждется все здание философий хозяйства, есть религия. В религиозном обществе мораль, религия и иде­ология синонимичны. Но в таком случае философии хозяйства как от­дельной отрасли знания не возникает. В современных же условиях имен­но религиозное миросозерцание направляет философию хозяйства, оп­ределяя ее содержание, начальные и конечные моменты. Последнее требует большой аргументации, ^го отдельная и самая значимая пробле­ма. Я приведу лишь два подхода к ее рассмотрению.

Мы относимся к окружающей нас реальности как к объекту анализа лишь потому, что наша цивилизация неотделима от христианства. Имен­но в христианстве человек выступает как господин своей земли. И не толь­ко нашей планеты, но и удела в ином мире. Сравните такой подход к чело­веку с тем, что предлагает, например, буддизм с его пониманием мира как места страдания и пустых иллюзий. Христианство наделяет человека особыми полномочиями владения и господства. Мы хозяйствуем, тво­рим мир вокруг себя потому, что осознаем такую возможность, уже не замечая ее источника.

В то же время реальность с атеистической точки зрения несет в себе мало утешительного. Мы видим лишь возобновимые и невозобновимые, материальные и нематериальные ресурсы. Все тленно, все смертно, все, так сказать, функционирует. Но имеет ли функционирование развитие?

Кроме того, человек через себя и в себе постоянно открывает иное, отличное от природы, бытие. Наконец, источники мировоззрения ученого всегда уходят в глубину веков, глубже научного уровня.

Цель философии хозяйства есть создание полного, объемного, синтетического представления о человеке и его хозяйственной жизни. А многомерное восприятие в принципе не может быть только научным. Наука не располагает возможностями для понимания некоторых процессов, например, эсхатологических. А ведь идеи, связанные с этими процессами, в вроде очень актуальны и популярны.

,, Итак, научный опыт ограничен, а религиозный нет. Так рождается философия хозяйства. Отсюда возникает проблема, как разделить религиозную философию и философию хозяйства. На первый взгляд, достаточно определить предмет и метод первой и второй. Но это будет игра словами, ведь их предмет один, един и неделим. Это, в сущности, единое знамение. Если есть необходимость разграничения философии хозяйства и религиозной философии, то его следует искать именно в методе. Религиозная философия, а надо сказать, что почти вся русская философия мо-кет считаться таковой, это философия, вытекающая из веры, в ней пребывающая и для ее славы созидаемая. Философия хозяйства носит более частный характер. Это путь к вере. Восхождение от религиозной тематики с универсальной. Это синтез науки, философии и религии. Присутствие научного элемента, его критика и переоценка и делают философию хозяйства актуальной.

5. Специфика хозяйства как объекта философского исследования

Хозяйство выступает как природный, социальный и специфи­ческий объект познания. В названной триединстве хозяйство пред­ставляет собой сложнейшую целостность, в которой "работают" раз­ные типы законов. Как природное хозяйство подчиняется законам природы» как социальное образование - социальным, как специфи­ческий объект - производственным (экономическим в том числе)". Хозяйство как природная, социальная и производственная .сущность легко синтезируется в реальный хозяйственный организм. Но по­нять соподчиненность разных типов законов в этой системе весь­ма трудно.

Природные и неприродные (социальные, производственные) за­коны как бы противостоят друг другу. Природные законы функцио­нируют как данность, как неотъемлемое свойство (атрибут), а со­циальные существуют как результат сознательной деятельности лю­дей. Заметим, что социальные и производственные законы (как и всякие законы бытия и познания) являются объективными, от сознания и воли людей независимыми. Так, сознательная социаль­ная или производственная деятельность индивида, преследующего сбои цели, всегда сталкивается с осознанной деятельностью и це­лями других индивидов. Как результат взаимодействия осознанной, деятельности и целей индивидов возникают объективные, необходи­мые, существенные, устойчивые и повторяющиеся отношения, связи между ними. Это и есть закон. Следует только отличать социальные и юридические законы. Последние являются простыми декларациями, устанавливавшими и регламентирующими поведение людей, а обществе. Законы же общества (как и природы) являются естес­твенными отношениями.

Законы хозяйства - это необходимые, существенные устойчи­вые отношения, существующие между людьми в сфера производства. Это экономические и хозяйственно-организационные отношения. Ядром первых являются отношения собственности. Вторые относят­ся к области организации и управления хозяйством. Они, по существу являются властными отношениями между людьми, которые переносятся на предметные отношения между элементами хозяйствен­ного механизма. Например, связь между основными и подсобными цехами, вспомогательными службами; связь конвейерных операций и др. Назовем их технико-технологическими отношениями.

Итак, существует ряд видов хозяйственных отношений, сос­тавлявших содержание законов хозяйства: экономические - возни­кающие между людьми по поводу собственности, по поводу эффек­тивности и оптимальности производства; хозяйственно - организационные - межсубъектные отношения по поводу организации и управ­ления производством ; предметные технико-технологические отношения в хозяйственной организации производства (связь станков, оборудования, элементов конвейера, хозяйственных единиц, эле­ментов инфраструктура и т.п.).