Смекни!
smekni.com

Цивилизационый кризис современности (стр. 2 из 4)

Другим крупнейшим (наряду с православием) направлением в христианстве является католицизм. Слово "католицизм" означает - всеобщий, вселенский. Его истоки - от небольшой римской христианской общины, первым епископом которой, по преданию, был апостол Петр. Процесс обособления католицизма в христианстве начался еще в III - V веках, когда нарастали и углублялись экономические, политические, культурные различия между западной и восточной частями Римской империи. Начало разделения христианской церкви на католическую и православную было положено соперничеством между римскими папами и константинопольскими патриархами за главенство в христианском мире. Организация католической церкви отличается строгой централизацией. Римский папа - глава этой церкви. Он определяет доктрины по вопросам веры и морали. Его власть выше власти Вселенских соборов. От православия в первую очередь отличается безграничной властью Папы и церкви, которая может отпустить грехи, даровать прощение кающимся, а папа предстает лицом непогрешимым и может трактовать небесные законы по-своему.

История протестантизма по-настоящему начинается с Мартина Лютера, который первым порвал с католической церковью, сформулировал и отстоял основные положения протестантской церкви. Эти положения исходят из того, что возможна непосредственная связь человека с Богом, т.е. божественная благодать даруется без посредничества церкви. Спасение человека происходит лишь через его личную веру в искупительную жертву Иисуса Христа. Миряне не отделяются от духовенства - священство распространяется на всех верующих. Из таинств признаются крещение и причастие. Верующие не подчиняются папе римскому. Богослужение состоит из проповедей, совместных молитв и пения псалмов. Протестанты не признают культ Богородицы, чистилище, отвергают монашество, крестное знамение, священные облачения, иконы.

Раскол идет всемасштабный появляются такие течения как пресвитериане, англиканская церковь, баптисты, движение адвентистов. Все это потому, что человек с одной стороны частично подчинил себе церковь, избрав себе религию близкую по складу его культурного уровня, а с другой стороны он впадает в прямую зависимость от церкви, ведь теперь только она решает, как ему жить.

Эти причины начинают тяготить человека, и он начинает задумываться права ли религия вообще, так как уход от истоков был достаточно сильно проявлен. Он начинает поиск более лучшего инструмента развития Цивилизации. Данным инструментом как раз и выступает наука, которая изменяет мировидение в целом.

Природа и наука

Рассмотрение отдельно науки не представляет особого интереса, а лишь связь и рефлексия, дают понимание и место науки в человеческой деятельности. Все необходимо рассматривать, как взаимодействие одного с другим иначе в понятийном смысле не имеет аналогов, т.е. то, что представлено в нашем “зрении” имеет непосредственную связь различных вещей и явлений.

Так как наука является ничем иным, как творением человеческого разума, то лучше всего ее отражать от природы, как части Универсума, Космоса.

Важной особенностью понимания природы в античности являлось представление о самодостаточности природы [3]. Природа для античности есть то, что имеет причину своего существования в себе. Не нужно привлекать никакие сущности для объяснения природы, все есть природа, и бытие – природа. Познавательное отношение к природе проявляется в умном созерцании, реализацией этого знания является образ жизни мудреца. Умное созерцание природы считалось наиболее адекватным путем к истине. Мудрость поступка занимала ступень ниже

В средневековом мировоззрении отношение к природе меняется с точностью до наоборот. Путь к истине рассматривается как результат особого поступка – акта веры, поэтому изучение природы становиться второстепенным по отношению к истинам откровения. Вещь, трактуемая как выраженное слово, перестала иметь источник существования в себе. Природа в средневековом мировоззрении впервые начинает рассматриваться как прах, лишенный жизни и человек впервые получает право господствовать над природой.

В центре мировосприятия средневековья вместо безличного космоса оказался Бог – создатель всего сущего, а монистическое видение сменилось дуалистическим. Средневековая культура положила начало процессу структурирования изначально единого и неделимого космоса. Она не разрушила гармонию космоса, но начала этот процесс, создав совершенно иной принцип гармонизации. Если гармония античного космоса изначальна, она есть способ бытия сущего, то в средневековье принцип гармонизации уже вне космоса, вне природы, это – Бог формируется новая целостность бытия, имеющая иерархическую структуру. В этой иерархии природа заняла нижнюю ступень.

В эпоху Возрождения природа начинает рассматриваться по иному. На первое место здесь становится человек и плоды его творения. В эпоху Возрождения происходит отождествление понятий «исследование природы» и «познание истины» в контексте деятельности экспериментирующих художников. Затем их пути начинают расходиться. Формируется будущее рациональное видение мира, а так же мировоззренческая традиция, в которой человек и природа противопоставлены. В эпоху Возрождения, влияние Аристотеля и церкви стало ослабевать, и вновь возник интерес к природе. В конце пятнадцатого века впервые началось истинно научное изучение природы путем экспериментальной проверки умозрительных гипотез. Сочетаясь с ростом интереса к математике, это привело к формулированию математическим языком истинно научных теорий, основанных на экспериментальных данных. Отцом науки того времени является Галилей, впервые объединивший математику и эксперимент[4]. С возвеличиванием разума происходит понижение природы. Уже Галилей отмечал, что цвета, звуки, запахи не существуют вне глаза, ушей, носа.

Рождению современной науки предшествовало имевшее место в семнадцатом веке признание полного разграничения материи и духа благодаря трудам Рене Декарта, в основе мировоззрения которого лежало фундаментальное разделение природы на две независимые области, область сознания и область материи. В результате "картезианского" разделения ученые смогли рассматривать материю как нечто неживое и полностью отдельное от них самих, а материальный мир - как огромный, сложный агрегат, состоящий из множества различных частей. Такое механистическое воззрение было воспринято и Исааком Ньютоном, который построил на его основе свою механику, ставшую фундаментом классической физики. Со второй половины семнадцатого и до конца девятнадцатого веков ньютоновская модель Вселенной была наиболее влиятельной.

В Новое время «распад космоса» означал коренное изменение мировидения, оно выражалось целым комплексом признаков, среди которых выделение человека из космического порядка, возвеличивание разума, лишение качественности вещей. К семнадцатому столетию в западноевропейской культуре формируется образ мира как механизма. Для того, чтобы механистическая картина мира утвердилась, потребовалось немало времени. Около двух столетий происходили грандиозные изменения в культуре, в ходе которых было коренным образом пересмотрено представление о природе. Благодаря деятельности Галилея, Декарта, Бекона и др., природа все чаще начинает рассматриваться сквозь призму технического эксперимента, и сама становиться машиной. Природа как часовой механизм – таков принятый в классической науке образ природы. Измерение понимается как новый тип научной реальности, формируется чисто количественное видение сущего: то, чего нельзя измерить, взвесить, то и не существует. В отличии от аристотелевской физики, Галилей учит, что природу нельзя «преодолеть» она ничего не делает «даром», ее невозможно обмануть, но ее можно измерить, «книга природы написана языком математики». Так рождается знаменитая декартовско – галилеевская модель мира. Природа начинает мыслиться как машина, ее законы рассматривались как постижимые техническими средствами, опытом. Именно в эксперименте познается природа, сущность которой рассматривается в свете полезного для человека, что само по себе абсурдно, так как человек сам является частью природы (клетка не может управлять организмом). Инструмент, орудие становится формой обнаружения сути природы, ее самораскрытия.

Механические модели мира довольно разнообразны. Образ природы как часового механизма сменил образ паровой машины, затем позднее – кибернетической, но все равно машины. Модель механизма – это наиболее традиционное видение природы с семнадцатого века по двадцатый.

Рассмотренное историческое представление оправдывает утверждение, касающееся вопроса истинности. Постоянные изменения в сознании человека представляют в математическом понимании истину как функцию зависящую от времени, т.е она соответствует определенному промежутку времени.

Возвращаясь к вопросу связи науки и природы как части Универсума, отметим, что современная физика оказала влияние почти на все стороны общественной жизни и природы. Она является основой для всех естественных наук, а союз естественных и технических наук коренным образом изменил условия нашей жизни на Земле, что приводит как к положительным, так и к отрицательным последствиям. Сегодня вряд ли можно найти отрасль промышленности, не использующей достижений атомной физики, и нет нужды говорить об огромном влиянии последней на политику. Однако влияние современной физики сказывается' не только в области производства. Изучение мира атома и субатомного мира в двадцатом веке неожиданно ограничило область приложения идей классической механики и обусловило необходимость коренного пересмотра многих наших основных понятий. Понятие материи в субатомной физике, например, абсолютно не похоже на традиционные представления о материальной субстанции в классической физике. То же можно сказать о понятиях пространства, времени, причины и следствия. Как бы то ни было, эти понятия лежат в основе нашего мировоззрения, и в случае их радикального пересмотра начинает изменяться вся наша картина мира.