Здесь мысли двух гениев (Вернадского и Циолковского) явно перекликаются. Человек, в качественно новом внутреннем плане, подобно растению, питается непосредственно солнечной энергией и на таком пути обретает в полноте гуманизм своего существования, т.е. в гармонии и безо всякого насилия сосуществующий со всем живущим на земле.
И в дальнейшем К.Э. Циолковский не раз возвращался к теме человека с качественно новым внутренним планом, называя его "растением будущего", "животным космоса". Говоря о роли разума и эволюции, ученый имел в виду не только влияние общества на природу или природы на человека, но и процесс сознательного преобразования самого человека, - "автоэволюцию, вплоть до превращения в космическое существо... человек будет преобразовывать не только землю, но и существа, не исключая самого себя... И человека неизбежно ждет эта судьба, это преобразование".
Однако параллельно с этим путем К.Э. Циолковский разрабатывал и другой, более глубокий, с точки зрения эволюционного преобразования внутреннего плана человека. Этот путь более тесно связан с переходом его в будущем в "солнечное", "лучистое", бессмертное состояние, о котором он говорит в своих работах .
Решение этой грандиозной проблемы (такие проблемы характерны для К.Э. Циолковского, тому пример - история развития космонавтики, связанная с его трудами) - комплексная задача многих направлений науки.
Литература.
1. К.Э. Циолковский. Растение будущего. Животное космоса, самозарождение. М. 1959г.
2. Природа и человек, N3, 1981.
3. И.И. Гвай. О малоизвестной гипотезе Циолковского. Калуга, 1959.
4. И.Я. Хвощевский. Будем как боги. "Наука", еженедельный выпуск КНЦ АН СССР, Казань, 12 марта 1990.