Смекни!
smekni.com

Человек и время (стр. 2 из 3)

Без нас пройдут века,

а мир пребудет. Уйдем, и навсегда,

а мир пребудет. Нас прежде не было,

а мир плодился. Исчезнем без следа,

а мир пребудет.

Это так. Однако для человека отнюдь не безразлич­но, какой была его эволюция, что представляет собой природа; какова природа общества; что представля­ет собой природа самого человека; как должна быть устроена жизнь человека в соответствии с его природой. Познавая свое природное и социальное прошлое, человек постигает себя как результат эволюции, в «сня­том виде».

А это, в свою очередь, — один из путей разгадки тайн мироздания, всемирной эволюции от атомов и мо­лекул в космической пыли к полимерам, клетке, живым организмам, вплоть до разумных существ. В этом смыс­ле плодотворна мысль П. Т. де Шардена: «Познающий человек заметит, наконец, что человек как «предмет познания»— это ключ ко всей науке о природе». Философия и в будущей науке, и в антропологии, не­сомненно, займет центральное место, поскольку ее объек­том всегда был и остается мир как целое или целост­ность мира, включая человека.

При всех различиях религии и философии у них есть нечто общее: та и другая (хотя и по-своему) выступают от имени Истины (Бога, Разума) и освящают бытие, человека и его мысль. Та и другая сталкиваются с де­формациями человеческого духа и их тяжелыми послед­ствиями, что повсеместно широко признано. «Сейчас в нашем мире, — констатирует А. Н. Чанышев, — все больше знаний и все меньше мудрости, т. е. умения применять эти знания на благо людям». Результаты человеческого своеволия поражают ученых всех стран. «Современная философия ужаснулась и «онемела», увидев «я могу», осуществленным в образе цивилизации».

Прав был М. Хайдеггер, когда говорил, что человеч­ность человека покоится в его существе. Но отсюда следует, что человек сплошь и рядом поступает вопреки своим сущностным признакам. Философскую версию Данного феномена можно найти у Гегеля. Отмечая, что всемирная история есть «прогресс в сознании свободы», он одновременно подчеркивал, что «всемирная история не есть арена счастья» и ради свободы «приносились в течение долгого времени всевозможные жертвы на об­ширном алтаре земли» (13). Можно лишь добавить, что отчужденный человек сам становится жертвой своих же деяний, собственных поисков счастья.

Да, «все люди равны, потому что они разные» (Орте-га-и-Гассет). Казалось бы, исходя из данного тезиса каждый человек, самовыражая свою особость, не дол­жен действовать в ущерб другим людям — равным себе в таких же действиях. Однако очень часто это происхо­дит именно в силу невысокой зрелости существующих экономических условий, социальных реалий и самого человека. Подлинная ментальная революция человека и человечества еще впереди.

Существует мнение, что человек изначально является существом избыточным и непредсказуемым; его действия не могут быть рационально определены и объяснены, исходя лишь из историко-социальных условий; человек не способен сам обуздать свои неуправляемые инстинк­ты и творческие потенции. Поэтому он нуждается в «стагнирующих системах» (С, Лем). Когда решается любая .сложная общественная проблема, есть смысл использо­вать определенный «коэффициент человеческой непредс­казуемости» — своего рода поправку на возможные массовые девиации в сознании и поведении индивидов.

Общество и государство никогда не были для чело­века простыми и понятными, но такими сложными, как теперь, они тоже никогда не были. Для среднестатисти­ческого гражданина — избирателя, налогоплательщика, потребителя речь идет, как правило, не об овладении и управлении социумом на основе познания законов его развития, а скорее, о приспособлении, адаптации к су­ществующим реалиям: экономическим, социально-полити­ческим, духовным.

Подобный конформизм сковывает и как бы локализуя внутренний мир человека, не способствуя его совершенствованию. Становится обычной нормой, что повсеместная купля-продажа и мораль слишком далеки одна с другой, чтобы они могли сочетаться. Политика все более превращается в удел профессионалов, элитарных групп. Человек нередко остается один на один со своими проблемами, своей судьбой.

Помочь здесь могут лишь радикальные средств прогрессивное изменение общества, в котором живут люди, и их собственное совершенствование. В данном контексте общественный прогресс конкретизируется в глобальных масштабах созданием нового мирового эко­номического, политического, информационного порядка, а в рамках национальных обществ — формированием но­вого качества жизни. Последнее включает ряд структур­ных элементов, объединенных в укрупненные группы. Новое качество жизни предполагает:

• удовлетворение материальных потребностей челове­ка в пище, одежде, питьевой воде, жилище и др.;

• удовлетворение базовых потребностей человека в социальной защищенности, включая медицинское обслу­живание, социальное обеспечение, образование;

• обеспечение высокого уровня духовного содержания жизни; реализацию потребностей человека в культурном развитии, в любви, дружбе, счастье, радостном общении, уважительном отношении друг к другу, во взаимообога­щении нравственными и эстетическими ценностями;

• создание таких общественных условий бытия чело­века, при которых экономика и политика развивались бы в интересах большинства населения, ради его благосо­стояния;

• решение комплекса социоприродных, экологических проблем в интересах общества, сохранения и воспроиз­водства окружающей человека природной среды;

• обеспечение условий для самореализации (самосо­вершенствования) человека в различных видах (формах) его жизнедеятельности.

В течение последних десятилетий у нас ставилась задача формирования «нового человека», «новой мора­ли», «нового мировоззрения», «новой культуры». Как же может появиться Homo novus, если жизненные условия, детерминирующие развитие человека, столь несовершен­ны, а то и бесчеловечны? Новый человек формируется новой социоприродной средой, и начинать надо с ее решительного преобразования в гуманистических целях.

Тогда усилится (не у одиночек, а в массовом поряд­ке) и встречный процесс — движение самого человека к обществу и собственному совершенству. Соединение усилий высокоразвитой личности и гуманизированной социальной среды на каком-то витке исторической спира­ли общественного развития приведет к искомому резуль­тату — новой эре в развитии человека и человечества. Как полагали авторитеты, будущее сделает человеческую нравственность как свободное самоопределение воли нравственным законом (Кант); обеспечит, чтобы были «свободны все люди в себе» (Гегель); приведет челове­чество к «царству свободы» (Маркс); достигнет «пункта Омеги» — конечной цели эволюции (Шарден).

XX в. конкретизировал извечную проблему человечно­сти в двух ее ипостасях: насколько человечна вся сово­купность общественных отношений, которые составляют объективную социальную среду обитания людей, и на­сколько самой личности удалось развить собственную природу.

Чтобы достичь своих целей, человеку необходимо овладеть обстоятельствами вне его, подчинить их своей воле. Он обязан очеловечить свою жизнь и самого себя. Признав себя самоценностью, человек идет дальше, осознавая и свое нерасторжимое единство, свою взаи­мосвязь и взаимозависимость с природой и со всем человеческим родом. Не существует человека, который «был бы как Остров, сам по себе: каждый человек есть часть Материка, часть Суши, и если Волной снесет в море береговой Утес, меньше станет Европа, и также если смоет край Мыса или разрушит Замок твой или Друга твоего; смерть каждого Человека умаляет и меня, ибо я един со всем Человечеством, а потому не спра­шивай никогда, по ком звонит Колокол: он звонит по Тебе».

Один из признанных мыслителей XX в., французский писатель и драматург, лауреат Нобелевской премии по литературе, философ-экзистенциалист А. Камю (1913-1960 гг.) отверг, казалось бы, оправданное человеческое искушение «быть счастливым одному». Да и невозможны счастье в одиночку, без других людей, их «общины» (этом же—в одном из стихотворений Е. Евтушенко:

И я не хочу,

не могу забивать в себя входы. как рыцарь скупой,

любоваться припрятанным блеском. В закрытости нашей —

удушье безлюдной свободы. Свобода смертельна,

когда разделить ее не с кем.

Не должно быть и навязывания кому бы то ни было никакого превентивного осчастливления и освобождения.

Вместе с обществом каждая личность может получить неограниченные возможности для развития и совершенствования. Мир людей и человек в мире после тысяче­летий бесправия и страданий вправе, наконец, обрести долгожданную свободу и счастье.

В конце XX в. на передний план выдвинулись новые «ценности для всех» — мир, свобода; демократия, бла­госостояние, просвещение, информация и др. Взятые в своей совокупности, они характеризуют достигнутый уро­вень современного цивилизованного развития и одновре­менно являются целью борьбы широких народных масс. Экономические, социальные, политические права и сво­боды всех граждан должны сочетаться с Всеобщей дек­ларацией прав человека, принятой Генеральной Ассамб­леей ООН 10 декабря 1948 г., с провозглашением и защитой интересов каждого отдельного лица.

Глубокий кризис окружающей среды впервые поста­вил под вопрос биологическую и социальную жизнь на планете, а мирный космос раздвинул границы познания, поднял до своих высот эвристические способности и возможности человеческого интеллекта. Так возникли новые противоречия, требующие разрешения.