Смекни!
smekni.com

Человек и человечество в учении В С Соловьева (стр. 3 из 4)

Оба сочинения В. С. Соловьева, на которых я здесь остановилась,— «Идея человечества у Августа Конта» и «Теоретическая философия» — посвящены доказательству реальности человечества и ирреальности отдельного человека. Объектом критики каждый раз оказывается персонализм,— не только персонализм Декарта, Лейбница, Мэн де Бирана, Кузена, но и русских философов, в частности близкого друга Соловьева Л. М. Лопатина[22].

Именно против картезианского персонализма, а не просто субъективизма и механицизма выступает В. Соловьев, и не случайно он саркастически подчеркивает схоластические истоки картезианского когито[23] и полемизирует с Виктором Кузеном, акцентировавшим онтологическую подоплеку этого когито. «Всего курьезнее решается вопрос позднейшим издателем и благоговейным комментатором Декарта, известным Виктором Кузеном. Знаменитый принцип cogito ergo sum есть утверждение личного существования... Декарт «знает умственный прием.., открывающий нам личное существование, и он описывает этот прием так же и еще более точно, чем какой-либо из его противников...».

Таким образом, в своем учении о человечестве как едином индивидууме В. С. Соловьев возвращается к своему раннему увлечению — пантеистическому учению Спинозы, которое стоит у истоков его философии всеединства[24]. Единая, вечная и бессмертная субстанция — это, по Соловьеву, не человек, а человечество.

Русский философ оказался перед дилеммой, которую хорошо сформулировал английский религиозный писатель К. С. Льюис: «Если человек живет только семьдесят лет, тогда государство, или нация, или цивилизация, которые могут просуществовать тысячу лет,— безусловно представляют большую ценность, чем индивидуум. Но если право христианство, то индивидуум — не только, а несравненно важнее, потому что он, человек, вечен, и жизнь государства или цивилизации — лишь мгновенье по сравнению с его жизнью»[25]. Приведем еще одно рассуждение в том же духе, принадлежащее на сей раз перу русского мыслителя. «Отдельная личность может достигнуть разрешения своей задачи, реального осуществления своего назначения, потому что она бессмертна, и потому что ей преподано ... разрешение свыше, независимо от времени, места или племени, но это осуществление лежит за пределами этого мира. Для коллективного же и все-таки конечного существа — человечества — нет другого назначения, другой задачи, кроме разновременного и разноместного (т. е. разноплеменного) выражения разнообразных сторон и направлений жизненной деятельности, лежащих в его идее...»[26]. Эти слова принадлежат современнику В. С. Соловьева Н. Я. Данилевскому. Я здесь не касаюсь историософской концепции Данилевского в целом, но в данном вопросе он, мне кажется, ближе к истине, чем В. Соловьев.

Именно потому, что человек укоренен в трансцендентном, он по своей ценности выше всякого имманентного образования. В этом — истина христианского персонализма и его непреходящее значение. Та ценность личности, на которой стоит и вместе с которой падает европейское сознание неотъемлемых прав человека, уходит своими корнями в убеждение, что существует бессмертная человеческая душа, составляющая субстанцию каждого единичного человека. И, напротив, отрицание этой субстанции, создание мифологемы человечества как развивающегося имманентного Бога, в котором, как в Боге-Природе Спинозы, нет места для свободы и самоопределения личности, порождает условие для утопий, которыми так богат наш век[27].

В самом деле, как мы могли убедиться на собственном опыте, в утопических идеологиях и движениях человек приносится в жертву некоторой отвлеченной конструкции, нередко именуемой человечеством отдельная личность, ее судьба, страдания и боль теряют всякое значение перед лицом «прогрессивного развития» человечества в целом, которое превращается в иллюзорный масштаб оценки всех явлений и событий[28].

К сожалению, этого рода утопическому сознанию отдал дань и замечательный русский философ В. С. Соловьев. И лишь в последнем своем произведении, в «Трех разговорах», он, разочаровавшись в своей утопии, намечает контуры иного подхода к истории. Но этим новым замыслам уже не суждено было осуществиться из-за преждевременной смерти мыслителя.


[1]Шлегель Ф. Эстетика, философия, критика. Соч. в 2-у т. М., 1983. Т. 1. С. 301.

[2]Трубецкой Ё. Н. Мировоззрение Вл. С. Соловьева. М., б. г. Т. 1. С. VII.

[3]Соловьев В. С. Собр. соч. СПб., б. г. Т. 1. С. 232—233

[4]По отношению к Канту это действительно верно.

[5]Соловьев В. С. Собр. соч. т. III. С. 165.

[6] Не случайно впоследствии Соловьев пришел к выводу, что свобода индивида есть лишь свобода к эту.

[7] Там же.

[8] Соловьев В. С. Собр. соч. т. VIII. С. 230.

[9] Там же. С. 231.

[10] Там же. С. 231.

[11] Там же.

[12] Там же. С. 241.

[13] Там же. С. 231.

[14] Там же. С. 232.

[15] См, об этом мою книгу «Эволюция понятия науки. Формирование научных программ нового времени (XVII—XVIII вв.)», ТА., 1987, а также статью «Понимание бытия в античной и средневековой философии» в кн. «Античность как тип культуры», М.. 1988.

[16] Соловьев В. С. Собр. соч. Т. VIII. С. 233.

[17] Там же.

[18] Там же.

[19] Там же. С. 238.

[20] Там же. С. 240.

[21] Соловьев В. С. Собр. соч. Т. VIII. С. 183.

[22] Спор между Соловьевым и Лопатиным о субстанциальности Я имел продолжительную историю: сущность спора прекрасно передана в стихотворении Соловьева «Панта рэй», написанном не без юмора, но вполне серьезном по существу:

И с каждым годом прибавляя ходу,

Река времен несется все быстрей,

И, чуя издали и море, и свободу,

Я говорю спокойно: панта рэй!

Но мне грозит Левой неустрашимый

Субстанций динамических мешок

Свести к реке и массою незримой

Вдруг запрудить весь Гераклитов ток.

Левой, Левон! Оставь свою затею

И не шути с водою и огнем...

Субстанций нет! Прогнал их Гегель в шею,

Но и без них мы славно заживем!

(Соловьев В. С. Письма. Т. III. С. 213.)

«Левон», то есть Лев Михайлович Лопатин, один из русских неолейбницианцев, противопоставлял и в самом деле «гераклитову току» (как известно, афоризм «панта рэй» — «все течет» принадлежит греческому философу Гераклиту) вечное бытие субстанций-монад.

[23] Декартовский субъект мышления,— пишет Соловьев,— есть самозванец без философского паспорта. Он сидел некоща в смиренной келий схоластического монастьфя как некоторая einitas, quiddilas или даже haecceitas. Наскоро переодевшись, он вырвался опуда, провозгласил cogito erga sum и занял на время преспи новой философии» (Соловьев В. С. Собр. соч. Т. УШ. С. 171). Печать средневекового мышления действительно лежит на творчестве Декарта, в том числе и убеждение в субстанциальности, вечности, бессмертии разумной души. Напрасно, однако, Соловьев не сослался на подлинный источник картезианского когито, а именно на Августина Блаженного: именно Августин в споре против скептиков нашел тот аргумент, который, более тысячелетия спустя Декарт «Без всяких фантазий и без всякой обманчивой игры призраков для меня в высшей степени несомненно, что я существую... Я не боюсь никаких возражений относительно этих истин со стороны Академиков, которые мотай бы сказать: «А что если ты обманываешься?» — «Если я обманываюсь, то поэтому уже существую...» (Творения блаж. Августина, Епископа Иппонийского. Киев, 1905, Ч. 4. С. 217). Как видим, свой философский паспорт Декарт получил от одного из отцов христианской церкви.

[24] Не забудем,— пишет Ё. Н. Трубецкой,— что он (Соловьев.— П. Г.) признает истину спинозистического понятия субстанции, а то последнее по самому существу своему исключает возможность множества субстанций» (Трубецкой Е. Н. Миросозерцание Вл. С. Соловьева. М., 1913. Т.П. С. 248).

[25] Льюис К. С. Христианское поведение//Иностранная литература. 1990. № 5. С. 210.

[26]Данилевский Н. Я. Россия и Европа. М„ 1991. С. 118—119.