Лейбниц развил учение об индивидуальной монаде как концентрированном мире, как зеркале единой и бесконечной Вселенной.
О категориях «пространство» и «время»
Пространство и время не есть самостоятельные начала бытия, существующие наряду с материей и независимо от нее.
Пространство – порядок взаимного расположения множества индивидуальных тел, существующих вне друг друга.
Время – порядок сменяющих друг друга явлений или состояний тел.
22) Локк о первоисточнике знания. Принцип сенсуализма. Первичные и вторичные качества.
Дж. Локк (1632-1704). Мозговой центр английского пуританского революционного движения. Основная работа: «Опыт о человеческом разуме», работа о воспитании, как воспитать джентльмена. Два трактата о правлении. Разработал принципы переустройства общества на началах либерализма и демократии.
Локк дает детальную проработку эмпиризма, выявляет его противоречия. Он выступает как последовательный ньютонеанец. Человек – телесное существо, которое может познавать и действовать в соответствии со знаниями. Локк спорит с концепцией Декарта о прирожденных идеях. Знание возникает на опыте. Он говорит, что в уме человека не может быть ничего, чего нет в чувствах (до чувственного опыта ум человека – чистая доска). Опыт бывает:
1) Внешний (телесный)– переживание внешнего мира;
2) Внутренний (рефлексия) – самосознание, самонаблюдение.
Только получив данные опыта (внешнего и внутреннего) человек способен познавать. Это сенсуализм. Результаты опыта обрабатываются умом. Процесс познания включает в себя 3 уровня познания:
1) Чувственное познание – контакт с внешним миром. Это низший вид познания – знание факта.
2) Интуитивное познание – выделение аксиоматики, простейших соотношений.
3) Демонстративное познание – демонстрация логических умозаключений.
Ум получает от органов чувств «простые идеи» и создает из них так называемые «сложные идеи», т.е. идеи вещей и их отношений. (Пример: Яблоко - нечто: красное, круглое, твердое – простая идея, которая соединяется в сложную идею «яблоко»). Идеи соединятся со словом в сознании человека и материализуются в языке. Сопоставляя сложные идеи (абстрагируя), ум получает общую идею. Процесс абстрагирования завершается двумя предельно общими идеями – идеями материи и пространства.
Противоречия:
1) Ум имеет дело не с реальностью, а с простыми идеями; ум замкнут внутри себя. Что же является реальностью?
2) Локк лишил статуса реальности предельно обобщающие категории движения и пространства.
3) Рационалисты знают, что такое мысль – это понимание. Локк же не понимает природы самого понимания.
Локк вводит первичные и вторичные идеи:
1) Первичные: форма, движение, плотность (т.е. которые можно почувствовать осязанием и которые описаны механикой). Они принадлежат самому объекту, и мы можем лишь скопировать их (принцип отражения).
2) Вторичные – все остальные (цвет, вкус, запах и т.п.), не опирающиеся на осязание, впечатления. Они принадлежат субъекту, то есть являются его переживанием. Это как бы смутное, затуманенное отображение первичных качеств.
Это ошибочно. Разницы тут нет.
23) Социально-философские взгляды Локка.
Локк – отец современного либерализма. Цель: освободить человека от всех форм зависимости от других людей. Социальная философия Локка стала основой английской политэкономии. Адам Смит – ученик Локка.
Границы собственности: выход за границы необходимой собственности не в том, что у человека много собственности, а в том, когда часть собственности лежит без движения, не принося ему никакой пользы. Локк против феодальной собственности. У феодала много собственности, но часть ее не приносит пользы ни ему, ни обществу (критерий – порча собственности). Лишнее надо продать, обменять и т. п.
Человек является собственником, в первую очередь над своей личностью, своими действиями и результатом своего труда. В основе собственности лежит труд в любой его форме. Земля – мать богатства, а отец – труд. Только труд дает право на собственность. У Локка любое деяние являются трудовым деянием (то, что провозглашает протестантизм – труд предпринимателя).
Гражданское общество - свободное рыночное общество, общество самодействующих индивидуумов. Государство строится на основе общественного договора. Государство не возвышается над обществом, а служит ему. Это принцип первичности гражданского общества, частных отношений людей перед экономикой. Базисом такой государственной системы является верховенство прав личности. Государство должно обеспечить эти права человеку.
Главные права личности:
1) Право на жизнь.
2) Право на свободу.
3) Право на собственность.
Государство должно быть правовым, т.е. оно должно быть ограничено и связано правом. Политическая власть должна быть разделенной на три института:
1) Законодательная власть – Выбирается народом. Ее задача: связать законами действия людей и исполнительной власти. Это нужно, чтобы исполнительная власть не создавала законов под себя. Главная фигура – налогоплательщик. Он нанимает власть и содержит ее. Законодательная власть формирует бюджет как закон, а исполнительная – расходует эти деньги. Налоги должны быть щадящими.
2) Исполнительная власть
3) Федеральная власть – муниципалитеты, исполнительные советы и т.п.
Потом Монтескье добавил судебную власть.
Идеальным является общество, в котором правят не люди а законы, и все эти власти являются сдержками и противовесами друг к другу. Сувереном является народ. Если государство выступает против народа, то народ может выступить против государства в т.ч. насильственным путем.
Социально-философские взгляды Локка положили начало осмысленному реформированию Европы на основе либерализма и демократии. «Трактат о правлении Локка послужил основой Конституции США, Франции и др.
24) Философские взгляды Беркли и Юма. Проблема причинности в философии Юма.
Джордж Беркли (1685-1753)
Беркли первичные и вторичные качества приписал субъекту Þ опустошил объект. Познание идет от чувственных переживаний, и эти переживания есть единственная реальность (плотность и форма – такие же переживания, как цвет и вкус). Он отказался от понятия материи. Наше восприятие каждой вещи полностью разлагается на восприятие набора отдельных ощущений. Где же тут материя? Ее как таковую ощутить невозможно. «Быть – значит быть воспринимаемым».
«Мир для нас является таким, каким мы его воспринимаем». Вопрос: Как отличить реальные переживания от галлюцинаций? Чем объяснить, что разные люди переживают одинаково? Ответ: Реальные переживания одновременно являются переживаниями сверхсубъекта (Бога), т.е. это интерсубъективная реальность. Если эту березу никто не видит, значит, ее нет? Нет, она есть, ее видит Бог.
Дэвид Юм (1711-1776)
Концепция европейского скептицизма. Юм согласен с Локком, что все знания из чувств и с Беркли, что существовать – значит быть воспринимаемым. Но Юм полагает, что за ощущениями скрыта реальность, которую человек не в состоянии познать. «Трактат о человеческой природе». Интуиции нет. Есть только дедукция. Материал для нее добывается чувственным опытом. Все знания из опыта (из чувственных переживаний). Эти знания из опыта (явления) есть единственная реальность. Эту чувственную реальность мы обобщаем и строим на основе нее суждения, а та реальность, которая скрыта за чувствами, нам просто не дана. Человек не только разумное, но и деятельное существо. Человек должен освободиться от туманного знания (метафизических предмета), которые мешают познанию. Их 3:
1) Природа как механизм
2) Душа как механизм
3) Бог
Разуму доступны лишь 2 рода объектов:
1) Факты идущие от впечатлений.
2) Отношения между объектами ума (чисто мыслительными объектами). Это не реальные объекты, а лишь инструменты познания.
Суждение носит вероятностный характер. Необходимое знание – это знание арифметики, геометрии, т.е. то, что никакого отношения к опыту не имеет (т.к. это отношения между идеями). Пример. 2´2=4 – необходимая истина, потому что она определена не устройством мира, а устройством нашей арифметики. Необходимые истины являются инструментом познания окружающего мира. Необходимое знание имеет лишь правила формирования языка.
3 принципа связи явлений (типов отношений) в процессе познания:
1) сходство во времени;
2) сходство в пространстве;
3) причинность.
Проблемы познания причинных связей
Вся наука занимается установлением связи причины и действия. Разумом эти отношения не открываются, а лишь опытом. Всё сводится к привычке наблюдать одно явление за другим. «Все заключения из опыта суть действия привычки, а не рассуждения»
Опыт Þ факты опыта Þ язык Þ привычка.
Процесс познания бесконечен. Он строится на уточнении или опровержении предыдущего опыта. В человеческих знаниях большое значение имеет вера. Мы верим, что должно быть так, как это было, как мы наблюдали ранее. На самом деле, из того, что одно явление следует за другим, не следует (нельзя доказать), что первое есть следствие второго.
У человека 2 инструмента познания мира:
1) Наблюдения.
2) Математика (наш внутренний порядок).
Критерий истинности знаний – полезность для развития техники и т. п. То же он говорит и обо всем духовном. Душа – вымысел или что-то, скрытое от нас. Абсолюты, выделенные философией XVII в. (Бог, душа, материя и т.п.) являются фетишами (они не нужны). Юм был последовательным атеистом. Он был отлучен от церкви, его запрещено было предавать земле (родственнике похоронили его, приковав гроб к своду пещеры – сейчас он является одной из достопримечательностей Шотландии).