12.2 Целое и часть. Принципы целостности. Форма и содержание.
Целое и часть - философские категории, выражающие отношение между совокупностью предметов и связью, которая объединяет эти предметы и приводит к появлению у совокупности новых свойств и закономерностей, не присущих предметам в их разобщенности. Через эту связь задается Ц., по отношению к которому отдельные предметы выступают в качестве частей. Эти категории характеризуют также общее движение познания, которое обычно начинается с целого объекта, затем переходит к анализу, его расчленению на части и завершается воспроизведением объекта в мышлении в форме конкретного Ц. Эта проблема была выдвинута Платоном и позднее Аристотелем. Материалистические направления, ориентированные на науку, были связаны с механистическим пониманием Ц., заимствованным из механики (позднее из классич. физики). Идеалистические концепции делали упор на несводимость целого к сумме частей; подлинно целостными считались продукты духовной деятельности, а материальные образования трактовались как механические, мертвые агрегаты. В нем. класс. философии (Шеллинг, Гегель) проводится различие неорганичного (механического) и органичного (саморазвивающегося) Ц., что связано с развитием духа, а не материи. Маркс сформулировал принципы изучения органичного Ц. - метод восхождения от абстрактного к конкретному, диалектическое понимание анализа и синтеза и т.п. Он - основоположник методологии научного исследования общества как Ц. Диалект. материализм обобщает данные теоретических концепций и дисциплин, основанных на целостном подходе к объектам. Новый подход позволил рационально объяснить диалектику Ц. и Ч. Теоретически и экспериментально было показано, что для сложноорганизованных объектов Ц. не сводимо к сумме частей. Ц. характеризуется новыми качествами и свойствами, не присущим отдельным частям, но возникающими в результате их взаимодействия в определенной системе связей. Это свойство интегративности является важнейшим признаком всех таких образований, позволяющим понять и все остальные специфические черты Ц. Это возникновение нового в процессе развития; появление новых типов целостности; возникновение новых структурных уровней и их иерархия; разделение целостных систем на органичные (биологические и социальные объекты - свойства частей определяются свойствами Ц.) и неорганичные (атом, молекула и т. п., где свойства частей определяют свойства Ц.). Современное познание частей и целого происходит одновременно: выделяя части, мы анализируем их как элементы Ц., а в результате синтеза Ц. выступает как диалектически расчлененное, состоящее из частей. Целостность - внутреннее единство объекта, его отделённость от окружающей среды, а также сам объект, обладающий такими свойствами. Однако, сам объект может обладать множеством связей со средой, существует лишь в единстве с ней. В истории философии можно выделить две тенденции в трактовке этого понятия: целостность как полнота, как охват всех свойств, сторон и связей объекта (подобно конкретности) и целостность как внутренняя обусловленность объекта, его уникальность и специфика (подобно сущности). Это понятие важно, когда задача исследования заключается в получении синтетического знания об объекте, а сам объект сложен. Целостность помогает выявить внутреннюю детерминацию свойств объекта и недостаточность объяснения и специфики объекта извне. Сейчас это понятие применяется не только к объектам, но и процессам в сложных системах. Форма и содержание - философские категории, отражающие взаимосвязь двух сторон природной и социальной реальности: определенным образом упорядоченной совокупности элементов и процессов, образующих предмет или явление, т.е. С., и способа существования и выражения этого С., его различных модификаций , т.е. Ф. Ф. употребляется и в значении внутренней организации С. В идеалистической философии Ф. сводилась к структуре, а С. - к неупорядоченной совокупности элементов и свойств (материей). Это способствовало о примате Ф. над С. В материалистической диалекте проводится деление между С. и материей. Это важно для анализа социально-экономических отношений, где все природные определения вещи имеют значение Ф. существования и проявления иного, социального С. Необходимость различения материи и С. сохраняется и для при родных явлений: С. здесь составляет определенный субстрат, характерные этому явлению. Структура - необходимый компонент С. С изменением структуры существенно меняется С. объекта, его физ. и хим. свойства. Ф., фиксируя многообразные модификации С., спосбы его существования и проявления, также обладает определенной структурой. Взаимодействие С. и Ф. в процессе развития обязательно включает как воздействия различных компонентов С. на Ф., так и различных компонентов Ф. на С. с уче том их субординации. С. представляет ведущую сторону объекта, а Ф. ту сторону, которая модифицируется, изменяется в зависимости от изменения С. и конкретных условий его существования. В свою очередь Ф. ,обладая относительной самостоятельность, оказывает обратное активное воздействие на С. Ф. может тормозить или ускорять развитие С. Взаимоотношение С. и Ф. - случай отношения противоположностей, характеризующихся как единством С. и Ф., так и противоречиями и конфликтами между ними. Единство С. и Ф. относительно, преходяще, в ходе развития неизбежно возникают конфликты и противоречия между ними. В результате по является несоответствие между С. и Ф., которое в конечном счете разрешается сбрасыванием старой и возникновением новой Ф., адекватной С. Возникновение, развитие и преодоление противоречий между С. и Ф., их борьба, наполнение старой Ф. новым содержанием и наоборот - важный компонент диалектической теории развития. Это особенно сложно и диалектически противоречиво во взаимоотношении С. и Ф. в развитии общества. Противоречия С. и Ф. в способе производства, базисе и надстройке, экономике, политике и др. - одна из важнейших движущих сил общественного развития.
13.1 Натурфилософия эпохи возрождения.