Смекни!
smekni.com

Шпаргалка по философии (стр. 26 из 43)

Ламетри исходит из сенсуализма Локка и однозначно признает объективную основу наших ощущений- внешний мир. Одновременно он подчеркивает что, материя находится в постоянном движении, движение от нее неотделимо. Источник движения находится в самой материи. Высказывал идеи о невозможности познания сущности движения и материи. Впервые теория происхождения жизни на земле (идея материального транформизма). Диалектический характер происхождения человека. Создание философии воспитания. Человек самовоспроизводящаяся машина.

С понятием универсальности движения связано и Гольбахово понимание детерминизма. В отличие от Юма Гольбах доказывает, что необходимыми могут быть лишь причины и следствия. Посредством их можно объяснить любой процесс и человеческое поведение. Различие между отдельными явлениями закономерно, и всякое движение, которое возникает, подчиняется и управляется также константными законами. Движение протекает закономерно и является универсальным, природа или мир как целое подчинены универсальным закономерностям, которые проявляются через причинные отклонения с однозначной необходимостью.

Техника и техническая деятельность, как одна из форм практики.

Техника в первом смысле - это совокупность различных устройств, созданных человеком предназначенных для создания различных веществ, энергии и информации, их преобразования, хранения и использования, хранения и использования и удовлетворения различных непроизводственных потребностей. Она может выступать как средство производства и как конечный продукт. Техника в втором смысле - это совокупность различных навыков, устойчивых образцов деятельности, особого рода умений.

Техническая деятельность носит сложный противоречивый характер, в значительной степени обусловленный противоречивостью, внутренней диалектичностью самих артефактов.

Развитие техники и технической деятельности, совершается под сильным воздействием творческой, конструктивной и проективной деятельности человека, а с другой стороны, служит её объективной основой. Техника и техническая деятельность через систему общественных отношений, влияют на весь образ жизни и мировоззрение человека, причем это влияние многообразно.

Концепция “технологического детерминизма”, считает технику и технологию решающими факторами развития человечества.

Материалистическое понимание общества исходит из признания исторически меняющегося, сложного противоречивого взаимодействия техники с социальными структурами и культурой. Отчуждение человека от техники и противостояние ей есть продукт определенных преходящих исторических условий, и это отражается во внутренней противоречивости и неоднородности культуры.

20.3 Понятие общеисторического процесса. Основные учения о направленности общественного развития.

История- закономерный процесс, в её фундаменте лежат отдельные законы.

Материализм кладет в основу материального производства- развитие. Общественное сознание активно. История- результат столкновения культур индивидов, воль, соц. Групп, классов и т. д.

Когда мы противопоставляет природу чему-либо искусственному.

Общество- вторая природа. Общество -обособившаяся часть природы. Мы имеем право говорить об определенном типе общественно-экономической формации.

В основе формации лежат:

способ производства:

базис и настройка

Формация -ступень исторического процесса-прогресса.

Прогресс общества- прогресс свободы.

Общественный прогресс- поступательное развитие чел-ва от низших форм к высшим. Процесс связан и с развитием свободы и культуры нравственности- все это вторично.

Что является первичным?

Отношение к идеи общ. прогресса:

отрицание

релятивизация, антропоморфизм

признание объективного характера

Идея прогресса- отрицание мы её применяем к природе к природе, там нет этого начала координат. А первичное связано с материализмом.

Высший и всеобщий критерий общественного процесса- развитие пр. Сил общества, включая развитие самого человека.

Производственные силы определяют развитие общества

в конечном счете

во всемирно-историческом масштабе

в самом общем виде

в виде основной линии прогресса

Революция в производственных силах:

возникновение произ. экономики

переход от ручного труда машинному

НТР- переход от машинного производства к автоматизированному

Ручное орудие>механизм>автомат

Сегодня идея автоматизация приобретает другое значение информационная

Типы прогресса

неантагонистический

антагонистический

Закономерности исторического -развития

необратимость исторического процесса

возрастание темпов прогресса.

Антагонизм- борьба классов, социальный и национальный гнет, насилие, войны. Отсутствие социальных антагонизм обозначает лишь то, что противоречия данного общества, какую бы степень остроты они не принимали, могут быть разрешены в интересах всего общества, всех социальных групп. Основой антагонизма является частная собственность на средства производства в различных ее формах.

21.1 Социальная философия французских материалистов 18 века. Ламетри, Гельвеций, Гольбах.

Ламетри, Гельвеций, Гольбах относят человека к общей системе природы. Человек неотделим от природы. И подчинен тем же закономерностям, что и остальная природа. Гельвеций не смог понять специфичности человека и человеческого общества. Гельвеций основывает главные принципы своей этики. Он отвергает религиозную мораль и подчеркивает, что основным критерием нравственности является “польза”. Однако он трактует “пользу” не индивидуалистически, в смысле достижения наживы индивидом , но по отношению ко всему обществу. Основу добродетельного поведения он видит в достижении согласия между индивидуальными и собственными интересами. Общество, по Гельвецию ,- совокупность индивидов. Общественный интерес является у него совокупным интересом решающего большинства членов общества.

Воззрения Гельвеция на общественное устройство, как и взгляды других материалистов находятся под влиянием идеологии осознающей себя политически буржуазии. Общество возникает из “хозяйских семей”. Гражданином для него выступает “собственник” в прямом смысле слова. Гельвеций верит в “разумного правителя”, “философа на троне”. Однако идеальной формой государства он считает республику. Перед государством стоит задача гарантировать в первую очередь “основные неотделимые человеческие права”, которые являются не чем иным, как идеализацией основных интересов буржуазии. Он не требует ликвидации частной собственности, а лишь “равномерного разделения”.

Гельвеций В согласии с Гольбахом верит во всемогущество воспитания. Оно имеет для общества основополагающее значение. Предпосылкой хорошего и правильно ориентированного воспитания являются “хорошие законы”. Идея в том, что всеобщее несчастье людей и народов вызвано несовершенством их законов и слишком неравным разделением богатства характеризует идеалистический подход большинства французских материалистов к решению социальной проблематики. Законы согласно ему определяют реальное бытие.

Ламетри диалектически характеризует происхождение человека. Создает философию воспитания. Человек - самовоспроизводящаяся система.

21.2 Проблема сознания в философии и естествознании. Сущность сознания. Проблема идеального

Вопросы сознания относят к основной проблеме философии. Уже в Античности выделились две линии исследования сознания. Одна из них восходит к Сократу, другая - к Платону.

По Сократу сознание человека не тождественно материальному бытию вещей, более того, сознание может на основе присущей ему диалектики дать противоречивое представление об изучаемых вещах (“Я знаю, что я ничего не знаю”).

Платон считал, что помимо мира вещей существует особый мир идей, которым движет бестелесный разум, а в душе каждого человека ум созерцает самого себя и этим активно воздействует на жизнь человека. Душа бессмертна и имеет способность (по возращении на землю в человеческом теле) воспринимать то, что она видела “там”.

Таким образом, уже Античность поставила вопрос о том, откуда взялось сознание, - принадлежит ли оно конкретному человеку, являясь именно его достоянием, или же сознание человека есть часть мирового разума.

На протяжении всего средневековья в Европе была распространена вторая точка зрения, поскольку она совпадала с основными догматами христианства. С точки зрения Августина Блаженного все знания о мире заложены в душе, а разум - подарок дьявола, который в своей гордыне пытается противостоять бессмертной душе, несущей дыхание самого Бога.

Эпоха Возрождения возобновила интерес к человеку и его сознанию, а философия Нового Времени в лице Декарта, Бекона, Локка поставила ряд фундаментальных вопросов, связанных с общими проблемами сознания и познания.

Декарт - яркий представитель рационализма. Он подчеркивает, что главным в сознании является внутренний анализ собственного “Я”. По мнению Декарта душа человека только мыслит, и это составляет основу всей жизни (“Мыслю - значит существую”).

Локк - представитель сенсуализма. Подчеркивает первостепенное значение чувств в формировании сознания человека и его познавательных возможностей (“В интеллекте нет ничего, чего не было бы в чувствах”).

Мистическая концепция сознания связана с верой в сверхъестественные силы и имеет множество различий в восточной и западной философских традициях. Их объединяет убежденность в том, что познание мира человеком всегда есть озарение, экстаз, откровение, и оно всегда предполагает общение человека с Богом.

Иррационалистическая концепция (оформилась к концу XIX века) предполагает, что разум и чувства человека ограничены, в то время как его интуиция, инстинкт и другие, логически неопределенные стороны сознания помогают человеку понять поток жизни, хаотичный и случайный в своей основе. В дальнейшем получила развитие в экзистенционализме.