Смекни!
smekni.com

Шпаргалка по философии (для 2 курса ТГТУ г.Тамбов) (стр. 4 из 5)

Каждый чел биологически неповторим. Однако подлинный смысл уникальности связан не столько с внешним видом человека, сколько с его внутренним дух миром. “Индивидуальность - это неделимость, единство, целостность;”. У каждого конкретного чел всегда есть что-нибудь свое. Индивидуальность изменяется и одновременно остается неизменной на протяжении жизни человека.

Ответственность – категория, отражающая особое социальное и морально правовое отношение личности к обществу, к-ое характеризуется выполнением своего нравственного долга и правовых норм. Эта категория обнимает философско-социологическую проблему соотношения способности и возможности человека выступать в качестве субъекта своих действий и более конкретные вопросы: способность человека сознательно выполнять определенные требования и осуществлять стоящие перед ним задачи; совершать правильный моральный выбор; достигать определенного результата, а так же связанные с этим вопросы правоты или виновности, возможности одобрения или осуждения, вознаграждения или наказания.

Вопрос о отношениях свободы извечен. Люди обладают знач свободой в определеии целей своей деятельности, средств для достиж этой цели. Свобода следовательно не абсолютна и претворяется в жизнь как осущ возможности путем выбора определенной цели и плана действий. Своб воли - это способность чел принимать решения и совершать поступки в соотв со своим интересами, целями и идеалами, выражающаяся в его избирательной деятельности, основанной на познанных им объективных свойствах и отношен вещей, законом связей явлений и событий объективного мира. Каждое действие чел есть свобода. => Свобода личности, общества закл не в воображ независим от объект законов, а в способности выбирать, принимать решения.

12.Основные этапы и формы процесса познания.

Чувственное восприятие чел конкретных событий, фактов зависит от содержания понятий, а также от того в какой мере сод понятий освоено данным чел. Следовательно речь идет о зав-ти чувств опыта и восприятия от языка. Однако эта зав не явл односторонней. Понятие являются рез-том истор опыта человечества. Усвоение конкр людьми уже сущ понятий, роль этих понятий в их созн и деятельности - все это зав. от непоср контакта людей с объект реальностью. В ходе таких конт понятия многокр проверяются, обогащаются, дополняются нов смыслом. Чувства и рац мышление находятся в неразрывном единстве и взаимодействии. В их сложном взаимод обнаруживается 2 типа деятельности: 1.практ деятельность в широком смысле. 2. деят , специально направл на создание знаний, на продуцирование понятий, т.е. теоретическая деят как особый вид умственного труда.

Понятия- это такие воплощенные в словах продукты социально-истор проц познания, кот выделяют и фиксируют общие существенные свойства, отношения предметов и явлений. Если бы в ходе истории не выработались такие понятия, то каждый чел в каждом поколении вынужден был бы вновь и вновь описывать каждую конкр вещь, факт, явление.

Обратим внимание на действия, кот имеют место в проц. образования чувств понятий. Взаимосвязанные действия отвлечения, сравнения и сопоставл, выделение того общего св-ва, кот присуще необозр множеству предметов и целым классам предм, в фил именуется абстрагированием, а р-ты абстрагирования - абстракциями. Абстрагирование есть превращение отношений в объект познания. Тут сущ 2 важных момента: При абстр чел исходит из объект, действит свойств объектов и явлений и из их реальных отнош друг к другу, фиксируется их действительное, независимо от созн существующее единство.. Но при этом деятельность отвлечения и объедин свидетельствует о активности чел познания, о возникнов особого типа деятельности, особого типа познания, направл на фиксирование отношений.

Объяснение. Теор познания различает структурные объяснения, отвеч на вопрос, как устроен объект; функциональные объясн - как действует и функционирует объект; причинные – например почему возникло данное явление. При этом в проц объясн мы используем уже имеющиеся знания для объясн других. Переход от более общих знаний к более конкретным и составляет процедуру объяснения.

Понимание - это не единичный акт, а длятельный и сложн процесс. Мы постоянно переходим от одного уровя понимания к другому. Понимание, представляет собой реализ многих процедур, обеспечивающих преобразование информ при переходе от незнания к знанию. В процессе познания не последнюю роль играет мышление. Мышление- активный процесс познавательной деятельности сознания. Оно действ на том уровне, где нет непосредственного контакта с объективной действительностью. Мышл опирается на результаты чувств познания и дает обобщ-е знание. Мыш-е – это целенаправленное, опосредованное и обобщенное отражение в сознании человека существенных свойств и отношений действительности.

13.Истина и заблуждение.

Истина - это адекватная информ о объекте, получаемая посредством чувственного или интеллектуального постижения либо сообщения о нем и характеризуемая с точки зрения ее достоверности. Истина сущ как субъективная реальность в ее информ и ценностном аспектах. Ценность знания определ мерой его истинности. Истина есть свойство знания. Знание есть отражение и сущ в виде чувственного или понятийного образа. Образ может быть не только отраж наличного бытия, но также и прошлого. Истину определяют как адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизводящей реальность такой, какая она есть сама по себе и независимо от сознания. Истина есть адекватное отражение реальности. Истиные знания дают людям возможность разумно организовывать свои практ действия в настоящем и предвидеть будущее.

Но человечество редко достигает истины иначе, как через крайности и заблуждения.

Заблуждение - это содержание сознания, е соответствующее реальности, но принимаемое за истинное. Заблуждения тоже отражают, правда односторонне, объективн действительность, имеют реальный источик. Заблуждения обусловлены и относительной свободой выбора путей познания. Заблуждения имеют и гносеолог , психологические и соц основания. Каждая ступень познания ограничена уровнем развития общества, науки. Научные знания поэтому носят относительный характер-это закл в их неполноте и вероятностном характере. Истина поэтому относительна, ибо она отраж объект не полностью, не исчерпывающим образом. К абсолютным истинам относятся достоверно установленные факты, даты событий итд. Абс истина - это такое содержание знания, кот не опровергается последующим развитием науки, а обогащается и постоянно подтверждается жизнью.

Критерий истины (Декарт, Спиноза, Лейбниц) - ясность и отчетливость мышления. Выдвигался и такой крит истины, как общезначимость: истино то, что соотв мнению большинства. Однако вспомним Коперника. Он один был прав, а остальные - нет. Сущ и прагматический критерий истины: истинные идеи - это те кот хорошо работают. Критерии истины- практика. Согласно Марксу, вопрос об истинности познания–это вопрос практики. На практике че­ловек убеждается в ложности или истинности своих суждений. Из практики он узнает, что менее и что более важно. В теории более значимое ставится на первое место, логика научного рас­смотрения реализуется в переходе от общего к частному, от фун­даментального к менее фундаментальному. Практика вынуждает отказываться от заблуждений и ведет вперед к истине.

14.Наука. - сфера исследовательской деятельности, направленная на производство новых знаний о природе, обществе и мышлении и включающая в себя все условия и моменты этого производства наличных знаний, выступающих в качестве либо предпосылки, либо средства, либо результата научного производства. Эти результаты могут также выступать как одна из форм общественного сознания. Наука - необходимое следствие общественного разделения труда; она возникает вслед за отделением умственного труда от физического, с превращением познавательной деятельности в специфический род занятий очень малочисленной группы людей. Н. появилась в странах Древнего Востока: в Египте, Вавилоне, Индии, Китае. Накапливались и осмыслялись эмпирические знания о природе и обществе, возникали зачатки астрономии, математики, этики, логики. Это достояние восточной цивилизации было воспринято и переработано в стройную теоретическую систему в Древней Греции. С этого времени и вплоть до индустриальной революции гл. функцией Н. является объяснительная функция; её основная задача - познание с целью раздвинуть горизонты видения мира, природы, частью которой является сам человек. В эпоху НТР происходит новая, коренная перестройка Н., она уже не просто следует за развитием техники, а обгоняет её, становится ведущей силой прогресса материального производства. Функции науки: культурно-мировоззренчесская; непосредственная производственная сила; социальная сила. Одновременно с процессом возникновения и укрепления культурно-мировозренческих функций науки, занятия наукой постепенно становилось в глазах общества самостоятельной и вполне достойной, респектабельной сферой человеческой деятельности. Ценностные и нравственные нормы возникают и развиваются в ходе развития самой науки, являясь результатом своего рода _исторического отбора, который сохраняет только то, что необходимо науке и обществу на каждом этапе истории. Первой среди них является бескорыстный поиск и отстаивание истины. Обычно бывает непросто сразу же оценить полученное знание как истину либо как заблуждение. Это обстоятельство находит отражение в нормах научной этики, они требуют лишь, чтобы этот результат был новым знанием и, так или иначе - логически, экспериментально и пр. обоснованным. Научное познание регулируется определёнными нормами и идеалами, которые ценностные и целевые установки науки, отвечая на вопросы: для чего нужны те или иные познавательные действия, какой тип продукта (знание) должен быть получен в результате их осуществления и каким образом получить этот продукт.