40.Проблема метода в философии. Диалектика и метафизика.
Диалектика – мир изменяется, находится в движении. С 19 в (Маркс, Гегель) – мир находится в развитии. Метафизика – мир статичен, неизменен. Гегель ввел понятие метафизики как противоположность диалектики. Формы диалектики: 1) Античная (наивная) – Гераклит. 2) Классическая немецкая – Гегель. 3) Материалистическая диалектика Маркса (маркситсткая). 4) Современная диалектика. Опирается не только на марксистскую, но и на естествознание.
Метафизика - 1.то, что идет после физики, трактовавшейся в древности как учение о природе. В истории Ф. термин "метафизика" нередко употребляется как синоним философии. В Ф. марксизма этот термин употребляется в значении антидиалектики. 2.метод, который рассматривает как неизменные и независимые друг от друга, отрицает внутренние противоречия как источник развития, базируется на абсолютизации определенных сторон, моментов в процессе познания. Диалектика - учение о наиб закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания и основ на этом учении метод мышления.
Уже античн Ф. подчеркнула изменчивость всего сущ, поняла действит-сть как процесс, осветила роль, какую в этом пр-се иг-рает переход всякого св-ва в противоположное (Гераклит, пифа-горейцы). Первонач. термином Д. обозначались: 1) способн вес-ти спор посредством вопр. и отв.; 2) иск-во классиф-ции поня-тий, разделения вещей на роды и виды. Идеалистич. Д. Гегеля - он впервые представил весь природн, историч и духовн мир в виде процесса, т. е. в беспрерывн движении, преобразовании и развитии, и сделал попытку раскрыть внутр. связь этого движе-ния и развития. Д. - движущая душа всякого научн развертыв мысли. Истинно научное понимание Д. - Маркс и Энгельс, они построили Д. на основе материалистич. понимания историч. про-цесса и развития познания, обобщ реальн. процессов, происх. в природе, о-ве и мышлении. Вещи и явления есть то, чем они становятся в пр-се развития, и в них, как тенденция, заложено их будущее, то, чем они станут. Противоречие - движущ сила и источник всякого развития.
41.Основные законы диалектики. Закон единства и борьбы противоположностей.
1) Закон перехода кол-ва в качество и качества в количество. Суть: кол-ые изменения с необходимостью, после нарушения меры, переходят в коренные качественные, которые в свою очередь приводят к новым кач-ым изменениям. Переход кол-ва в качества представляет собой скачок, главным признаком которого является не временное, а содержательно-коренное изм-ие качества. Хар-ки (категории) закона: кач-во, кол-во, мера, скачок, свойства и отношения. Первая всеобщая сторона вещей - специфичность - будет обозначена категорией качества, вторая связанная с однородностью и измеримостью – кол-ва. Кач-во - внутренняя специфическая определённость вещи. Кач-во - есть внутренняя определённость вещи (вещь сохраняет свою природу в каких-то широких пределах, за которыми она приобретает другую определённость, другое качество. Второй момент в определении качества - специфичность. Будучи определённой, вещь всегда специфична, т.е. отлична от других вещей, в которые она может перейти. Кач-во - целостная хар-ка вещи, св-ва – множ-ая хар-ка. Вещь обладает одним кач-ом и многими св-ми. Свойство - это выражение качества вещи в отношении к другой вещи; признак вещи. Свойства не возникают, а обнаруживаются при взаимодействии вещей (химические свойства, свойства личности). Чтобы выявить свойства вещи, надо встать к ним в определённые практические отношения, опосредованные орудиями труда. Отношение - связь вещей, их устойчивое взаимодействие. Вещь - качество - свойство - отношение. Вещь не существует без свойств и отношений, однако свойства и отношения принадлежат вещи. Количество - внешняя специфическая определённость вещи. Характерным признаком количества является его делимость на однородные элементы. Количество может быть определено через перечисление его видов: это всё что может быть выражено величиной, размерами, степенью и т.д. качество и количество выражают противоположные и в то же время неразрывно связанные между собой характеристики предметов. Эта их связь называется мерой. Мера - диалектическое единство качества и количества, или такой интервал количественных изменений, в пределах которого сохраняются качественная определённость предмета. Единство качества и количества. Граница существования данной вещи. Скачок - переход количественных изменений в качественные или переход из одного качественного состояния в другое (возникновение жизни, возникновение и смена общественно-экономических формаций, новые виды растений). Эволюция - постепенные количественные и качественные изменения. 2) Закон единства и борьбы противоположностей является ядром диалектики. Суть его состоит в том, что развитие объективной реальности и процесс ее познания осуществляется путем раздвоения единого на противоположности, в борьбе которых и происходит развитие. В этом смысле диалектика и есть изучение противоречия в самой сущности предметов: ничто не движется без противоречий. 3) Закон отрицания отрицания - это закон противоречивого развёртывания целостной сущности. Каждое конечное является результатом и своего рода отрицанием предшествующего ему бесконечного процесса развития материи, всякое конечное может быть рождено только бесконечностью. В свою очередь последующее бесконечное развитие выступает в качестве отрицания этого конечного.
42.Мораль и нравственность. Нравственность как проявление духовности человека. Нравственные качества личности.
Под моралью обычно понимают нормы и ценности, регулирующие поведение людей. В более строгом понимании - совокупность норм и ценностей, которые ориентируют людей на духовно-возвышенный идеал человеческого единства. Идеал единства выражается в солидарности и братской (милосердной) любви.
Мораль выступает как выражение потребности индивида строить гармоничные отношения с другими, общественная форма отношений между людьми, мера их человечности. Основными формами объективации морали являются добродетели (совершенностные личностные качества), например, правдивость, честность, доброта, и нормы, содержащие критерий оценки общественно поощряемых действий (требования, заповеди, правила) например, «не лги», «не кради», «не убий». Соответственно этому анализ морали можно проводить в двух направлениях: моральное измерение личности и моральное измерение общества.
Начиная с греческой античности мораль понималась как мера господства человека над самим собой, показатель того, насколько человек ответственен за себя, за то, что он делает, т.е. как господство разума над аффектами. Разумное поведение является морально совершенным тогда, когда оно направлено на совершенную цель - цель, которая считается безусловной (абсолютной), признается в качестве высшего блага. Высшее благо придает осмысленность человеческой деятельности в целом, выражает ее общую позитивную направленность. Люди по-разному понимают высшее благо. Для одних это наслаждение, для других - польза, для третьих - любовь к богу и т.д. Нацеленность разума на высшее благо обнаруживается в доброй воле.
43.Сущность эстетического. Развитие взглядов на прекрасное в истории философии.
Эстетика - это наука об исторически обусловленной сущности общечеловеческих ценностей, их порождении, восприятии, освоении, а также философская наука о наиболее общих принципах эстетического освоения мира в процессе любой деятельности человека, и, прежде всего, в искусстве, где оформляются, закрепляются и достигают высшего совершенства результаты освоения мира по законам красоты.
Как это происходит во многих науках, эстетика претерпевала изменения своего предмета в процессе развития. Современное определение предмета включает в себя изучение:
1) объективно-эстетического, понимаемого как природно-социальное и предметное основание эстетического знания и эстетической потребности;
2) творческо-преобразующей практики эстетического субъекта, выраженной через эстетическую деятельность и сознание, а также через теорию и систему её категорий;
3) наиболее общих, универсальных законов художественного творчества и искусства.
Часть исследователей считает, что центральной категорией эстетики является эстетическое, определяемое как совершенное в своем роде. Совершенство предполагает полноту бытия объекта, это свойство такого объекта действительности, в котором наиболее явно выражаются признаки рода природного, социального и духовного бытия. Эстетическое как совершенное обнаруживается и возникает в результате материально-духовной практики человечества, т.е. оно имеет двоякое происхождение: с одной стороны, оно объективно осваивается и преобразуется в практике (прекрасное в природе и в обществе), с другой - оно есть объективный результат этой практики ( в эстетическом идеале и искусстве).
Объект => Эстетическое <= Субъект
В результате столкновения в процессе духовно-практического освоения мира объективного состояния и субъекта социальной жизни, природного (материального) и идеального (духовного) возникает и функционирует новый объективный феномен - эстетическое. Эстетическое выступает универсальной категорией. Помимо неё можно выделить три группы категорий, которые отражают:
1) объективные состояния /прекрасное, возвышенное, трагическое, комическое/;
2) духовно-практическое освоение мира /эстетический идеал, эстетический вкус, эстетическое чувство/;
3) мир субъекта социальной жизни /искусство, художественный образ, творчество/.
Одну из важнейших эстетических категорий - прекрасное - можно определить как совершенное, гармоническое. В прекрасном с наибольшей полнотой выражено позитивное совершенство, тенденция развития в природе, обществе и духовной жизни. Гармонию чаще всего понимают как внешнее непротиворечивое целое, в котором все элементы уравновешены. В понимании прекрасного как совершенной гармонии очень важным является то, что гармония есть объективное свойство природной, социальной и духовной действительности.