Г. — основное, но не единств, политич. учреждение классового общества; наряду с Г. в развитом обществе функционируют различные партии, союзы, религиозные объединения и т. д., к-рые в совокупности с Г. образуют политич. организацию общества. Отличие Г. от др. политич. институтов классового общества состоит в том, что ему принадлежит высшая власть в обществе (суверенность гос. власти). Верховенство гос. власти конкретно выражается в универсальности (её властная сила распространяется па всё население и обществ, орг-ции данной страны), прерогативах (гос. власть может отменить любое проявление всякой другой обществ, власти), а также в наличии таких средств воздействия, к-рыми никакая др. обществ, власть не располагает напр., монополия законодательства, правосудие).
Г. представляет собой социальное явление, ограниченное определёнными исто-рич. рамками. Первобытнообщинный строй не знал Г. Оно возникает в результате обществ, разделения труда, появления частной собственности и раскола общества на классы. Экономически господствующие классы нуждаются для защиты своих привилегий и закрепления системы эксплуатации в особом властном механизме политич. господства, каким и явилось Г. и его аппарат. С появлением Г. этот механизм уже не совпадает с обществом, как бы стоит над ним и содержится за счёт общества (налоги, сборы). Как ни различны историч. формы Г., гос. власти и организации аппарата Г., его сущность, природа его отношений с обществом — это политич. власть господствующего класса (диктатура класса). Классы, владеющие средствами производства, становятся с помощью Г. политически господствующими и тем самым закрепляют своё экономич. и социальное господство и руководящую роль внутри данного общества и в его взаимоотношениях с др. Г. и странами.
Г., таким образом, обусловлено в конечном счёте характером производств, отношений и способа производства в целом, оно является надстройкой над экономич. базисом. Вне этой зависимости не могут быть поняты и объяснены генезис Г., переход от одного историч. типа Г. к другому. В ходе истории Г. приобретает по отношению к базису значительную, хотя и относительную, самостоятельность. Его самостоят, воздействие на осн. сферы жизни общества (в т. ч. на экономику), историч. и социальные процессы весьма существенно и осуществляется в разных направлениях, т. е. Г. может способствовать развитию обществ, отношений или, наоборот, тормозить его. По мере усложнения государственно-организованного общества роль этого воздействия возрастает.
48.Проблема возникновения государства. Теория общественного договора.
ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДОГОВОР, философская и юридич. доктрина, объясняющая возникновение гос. власти соглашением между людьми, вынужденными перейти от необеспеченного защитой естественного состояния к состоянию гражданскому. Первое формулирование О. д. принадлежит Эпикуру и его последователю Лукрецию Кару.
Новая эпоха в истории теории О. д. (договорная теория происхождения гос-ва) связана с развитием бурж. отношений в Зап. Европе; эта теория послужила идейной основой борьбы с абсолютистской феод, монархией, подвергла критике феод, институты и идеологию. В противоположность учению о божеств, происхождении власти, её неограниченности и неответственное™, сторонники теории О. д., на основе доктрины естественного права, утверждали, что гос-во, образованное волеизъявлением свободных и независимых индивидов, обязывается обеспечить соблюдение их неотъемлемых прав. Родоначальником новой доктрины О. д. считается Г. Граций. В своём развитии эта теория получает различную интерпретацию: от консервативно-охранительной (Т. Гоббс) до революционно-демократической (Ж. Ж. Руссо). В учениях Б. Спинозы и Дж. Локка даётся иная концепция О. д. Напр., Локк отвергает идею «естественного состояния» Гоб-бса, считая, что догосударственное общество есть общество свободы и равенства индивидов и что договор, к-рый они затем заключают с гос-вом, имеет целью обеспечение, а не отчуждение их «естественных прав». В варианте Локка теория О. д. являлась правовым обоснованием конституционно-монархич. правления.
Наиболее радикально концепция О. д. разработана Руссо в его книге «Об общественном договоре». Руссо не только критиковал институты феод, гос-ва и права, он отрицал всю систему феодализма в целом, призывал к изменению всего существующего строя, считал, что, поскольку гос-во возникает на основе О. д., граждане вправе расторгнуть этот договор в случае злоупотребления властью. Учение Руссо было положено в основу политич. и практич. деятельности якобинцев.
49.Понимание прогресса в истории философской мысли. Прогресс и регресс.
50.Культура и цивилизация. Многообразие культур, цивилизаций, форм социального опыта.
На сегодня имеется более двухсот определений понятия "культура", а это значит, что культура - чрезвычайно сложное и многократное явление, которое вызывает интерес специалистов разных наук.
Слово "культура" происходит от латинского colere, что означает культивировать или возделывать почву. Первоначальное слово "культура" употреблялось для обозначения сельскохозяйственной обработки, улучшения почвы. Но постепенно смысл слова начинает изменяться. Уже у Цицерона (106-43 до н.э.), римского юриста, оратора и писателя, встречается выражение "культура духа есть философия". Римский автор говорит о том, что дух, разум надо возделывать так же, как крестьянин возделывает почву. Таким образом, культура - это все изменения в природе, происходящие под воздействием человека, в отличие от тех изменений, которые вызваны естественными причинами.
Культура - система коллективно разделяемых ценностей, норм поведения, присущих индивидам или сообществам. Понятие "культура" позволяет объединить такие разнообразные явления, как труд рабочего на фабрике, труд издателя журнала, труд поэта, труд космонавта. Понятие "культура охватывает то, что относится к духовной культуре, политической культуре, военному искусству, способам деятельности людей в области суда и права, медицины, здравоохранения, изучения природных условий страны, торговли, сельскохозяйственному производству. Культура включает результаты труда людей, создаваемые деятельностью людей духовные и материальные ценности, организацию, стимулы, формы, условия человеческой деятельности. Культура - это выдающиеся достижения человечества. Вместе с тем культура - это реальная многообразная жизнь всех общественных слоев, достижения науки, общественно-политической мысли и художественного творчества.
Характерно, что в современную эпоху, в XX веке вместо понятия культура для выявления периодов в историческом развитии человечества стали употреблять понятие "цивилизация". Цивилизация (лат. civilis гражданский) употребляется в трех смыслах. Этим словом обозначают уровень общественного развития, материальной и духовной культуры; современную мировую культуру; слово означает также третью ступень общественного развития, которая следует за варварством (первая ступень - дикость). В культурно-исторической периодизации, принятой в науке в XVIII - XIX веках, в истории выделяли дикость, варварство и цивилизацию. Сегодня некоторые ученые употребляют слово "цивилизация" вместо слова "формация".
51 .Диалектика причины и следствия. Детерминизм и каузальность.
ДЕТЕРМИНИЗМ - философское учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений материального и духовного мира. Центральным ядром, Д. служит положение о существовании причинности, т. е. такой связи явлений, в к-рой одно явление (причина) при вполне определённых условиях с необходимостью порождает, производит другое явление (следствие). Совр. Д. предполагает наличие разнообразных объективно существующих форм взаимосвязи явлений, многие из к-рых выражаются в виде соотношений, не имеющих непосредственно причинного характера, т. е. прямо не содержащих в себе моментов порождения, производства одного другим. Однако все формы реальных взаимосвязей явлений в конечном счёте складываются на основе всеобще действующей причинности, вне к-рой не существует ни одно явление действительности, в т. ч. и такие события (называемые случайными), в совокупности к-рых выявляются статистич. законы. Применительно к различным областям знания общие принципы Д. специфицируются (нередко говорят о физич. Д., органич. Д., социальном Д. и т. п.).
ПРИЧИННОСТЬ (Каузальность), генетическая связь между отд. состояниями видов и форм материи в процессах её движения и развития. Возникновение любых объектов и систем и изменение их характеристик (свойств) во времени имеют свои определяющие основания в предшествующих состояниях материи. Эти основания называются причинами, а вызываемые ими изменения — следствиями (иногда — действиями).
Вопрос о П. непосредственно связан с пониманием принципов строения материального мира и его познания. На основе П. организуется материально-практич. деятельность человека и вырабатываются науч. прогнозы.
Сущностью П. является производство причиной следствия. П. есть внутр. связь между тем, что уже есть, и тем, что им порождается, что ещё только становится. Этим П. принципиально отличается от др. форм связей, для к-рых характерен тот или иной тип упорядоченной соотнесённости одного явления другому.