Следует иметь в виду, что наука как система знаний никогда не имеет завершенной формы. Наука-это постоянно развивающийся, наполняющийся более глубоким содержанием процесс, в котором уточняются, изменяются проблемы, обоснования, вводятся новые понятия, при этом сохраняются основные фундаментальные положения, принципы, которые принимают характер абсолютного знания и составляют стержень науки. В процессе разработки теории выдвигаются различные /иногда взаимоисключающие/ идеи, но в любом случае в борьбе мнений, разработке новых концепций или углублении прежних моделей идёт обогащение знаний либо новой теорией, либо отдельными положениями в виде новых проблем, понятий, методов. Это естественноисторический процесс становления и развития науки /физики, математики, биологии, философии/. И если философию отдельного мыслителя нельзя назвать наукой в целом, то она тем не менее является учением, теорией, составляющей вклад в науку как развивающийся процесс /речь не идет о лже - или псевдонауке/. Безосновательно лишать философию статуса науки на том основании, что она в своем историческом развитии представлена различными направлениями /материализм и идеализм, диалектика и метафизика /, течениями /позитивизм, экзистенциализм, прагматизм, диалектический материализм../, школами, сообществами/.
6. Эволюция представлений о предмете и функциях философии.
Философия начинается с поиска ответа на вопрос: «Что есть все?» /Фалес, 624 - 547 г. до н.э./. Многообразие ответов на него сводилось к одному: поискам «начала, лежащего в основании», имеющего значение первоначала, «вечной основы», сущности, первопричины - субстанции. Всем управляет Логос - закон, который приводит мир к гармонии через связь и борьбу противоположностей /Гераклит, 544 - 483 г. до н.э./. В учении Парме-нида /VI - V вв. до н.э./ вводится одно из самых основополагающих философских понятий - «бытие», соединяющее в себе, как заметил Аристотель, «универсум как одну субстанцию», «все сущее» /существующее, единое, совокупное/. Своим суждением: «То же самое - мысль и то, о чем мысль возникает» - Парменид положил начало основному вопросу философии - об отношении мышления и бытия, сознания и материи, - разделившему философов на два лагеря - материалистов, и идеалистов. Сократ вводит понятие «идеального» /нематериального/ бытия и обращает философию к человеку.
В философии атомистов IV -1 вв. до н.э. поиски основы как начала и причины всего существующего приводят к обоснованию принципов /основоположений/ философии, ведущим среди которых стал принцип причинности: «Ни одна вещь не происходит попусту, но все в силу причинной связи и необходимости».
Подведёт итог всем этим рассуждениям Аристотель /384 - 322 г. до н.э./ Он назовет философию наукой, «которая носит название мудрости» и предметом которой является «сущее, начало и причины существующей реальности».
Греческая философия определила стратегию развития философского учения: единая основа, сущность /субстанция/ мира как целостности, причины всех изменений, многообразия и разнообразия, законы и принципы как упорядочивающее и основополагающее начало.
В период средневековья /V - XV в./ с распространением и утверждением христианства в странах Западной Европы меняются представления о назначении философии. Концепцию философии и её роли выразил византийский мыслитель Иоанн Дамаскин /675 - 753 г./: «Философия есть познание сущего».... «Философия - служанка теологии /богословия /».
Потребностью Возрождения /XIV - XVI в./ и Нового времени /XVII - середина XIX в./, эпохи развития нового /капиталистического/ способа производства и социально-политических перемен, стало развитие научных знаний, открывающих законы природы, увеличивающих возможности человека в познании и практическом преобразовании природы. В центре внимания философии того времени - человек и его познавательные способности, проблема метода научного познания. Главной задачей философии считается создание метода естественных наук, обоснование философских принципов бытия и познания, создание системы научного знания.
Немецкая классическая философия /XVIII - XIX в./ дает обоснование научного статуса философии. Г. В. Ф. Гегель /1770 -1831 г./ охарактеризует философию как «объективную науку об истине» /«Лекции по истории философии»/, содержанием которой должны стать всеобщие принципы и законы. «Философия есть познание Вселенной как единой органической целостности» /«Эстетика»/. Разработка диалектики как философского учения об универсальной связи и развитии /но в рамках идеалистической системы/ способствовала превращению философии в методологию.
В марксизме /XIX - XX в./, в отличие от предшествующей философии, получило развитие материалистическое понимание общественного развития как естественноисторического процесса. Диалектико-материалистический подход к проблемам развития мира позволил определить предмет философии: универсальные диалектические законы природы, общества и мышления.
Современная западноевропейская философия представлена различными направлениями: неопозитивизм, экзистенциализм, прагматизм, неотомизм и т.д. С постановкой ими проблемы сущности, предмета, функции философии можно ознакомиться в соответствующей литературе. Сегодня можно дать следующее определение философии и её предмета: философия - это наука об универсальных принципах и законах развития мира, материального и духовного бытия.
7. Специфика философских проблем и способы их решения в истории философии.
8. Характеристика основных разделов философского знания.
9. Функции философии в обществе. Место и роль философии в современном мире.
Философия - средство самопознания и самосознания человека, который является высшим звеном космической эволюции. Философия помогает человеку осознать уникальность своего бытия, раскрыть высшие ценности своей жизни и на этой основе сформулировать свои представления о смысле жизни, о своем предназначении, о свободе, истине, добре, творчестве, красоте, счастье. В философии находит логическое завершение умственное развитие личности, выражается суверенитет человеческого интеллекта, который именно благодаря философии приобретает права законодателя человеческой жизни.
Без философии невозможно стать высокообразованным и обладающим тонкой интеллектуальностью человеком. Философия формирует у личности универсальную широту кругозора, уверенность в своих духовных силах, склонность к критическому анализу и постоянному творческому поиску. Философия нужна каждому для самореализации в качестве разумного существа и единственного в материальном мире носителя и субъекта духовности. Философия обеспечивает полноту интеллектуального потенциала личности. Философия является интеллектуально-духовным ядром культуры. Основные сферы духовной культуры (политика, право, религия, мораль, искусство, наука) уходят своими корнями в пласты философских идей.
Принято выделять следующие функции философии в системе духовной культуры - интеграционную, интерпретационную, эвристическую, прогностическую и рефлексивно-критическую.
Интеграционная функция состоит в том. что с помощью философии осуществляется органическое соединение всех компонентов содержания человеческой культуры - онтологического, гносеологического, логического, этического, эстетического, аксиологического, жизненно-практического. Именно с помощью философии человек вырабатывает всеобщие принципы понимания и объяснения природы человека и мира в целом, создает предельно обобщенные идеи и представления о бытии. Философия объединяет всю духовную культуру в некое целостное единство в рамках данной исторической эпохи.
Интерпретационная функция философии состоит в том, что она служит исходной интеллектуальной базой для понимания природы еще не познанных явлений внешнего мира, общества и мышления. Всякий раз. когда человек сталкивается с новым явлением - таинственным, загадочным, парадоксальным, он обращается к философии и именно в ней ищет рациональное истолкование еще не познанных предметов и процессов. Философия выступает как бы последней инстанцией интеллекта человека, именно в философии человек получает отправные основания для Духовного постижения непознанного во всем сущем.
Эвристическая функция философии состоит в том, что она ориентирует человеческую мысль на открытие новых истин, побуждает к познанию, к формированию оригинальных истолкований познаваемых явлений.
Прогностическая функция философии состоит в том, что она обращена не только к прошлому и настоящему, но и к будущему. Философия осмысливает стратегические направления развития человечества, его исторические перспективы и его культуру. Философия определяет главные тенденции, общий характер и основные направления развития культуры, общества и человека.
Рефлексивно-критическая функция философии состоит в том, что она критически осмысливает существующую культуру и то состояние, в котором находится общество и личность. Философия помогает осознать и освободиться от иллюзий, заблуждений, предрассудков, ошибок своей эпохи. Философия чутко улавливает отживающие формы жизни, готовит общественное сознание к необходимости перемен, пытается ответить на коренные вопросы бытия.
Таким образом, философия синтезирует и обобщает данные обыденного опыта, научного познания и всей человеческой культуры и на этой основе формулирует всеобщие определения бытия, объясняет внутреннюю природу мира и человека.
В философии всегда воплощается дух своей эпохи. Современный мир выдвигает множество проблем, для успешного решения которых необходима философская культура, умение жить и работать в быстроменяющихся условиях, в соответствии с требованиями жизни.