мен воздух, огонь-разряжен воздух, бесконечен, сгущение, разряжение,
боги из воздуха, земля-круглый стол. Пифагор: число, сущ вечный мир,
доступный интеллекту, недоступн чувствам, обозначил космос, процесс
познания мира-познание чисел. Путь познания ведет к соед чел-ка с Бо-
гом, переселение, бессмертие душ. Гераклит: огонь, все сущее никем не
сотворено, всегда было, есть, будет огнем, то загорающ, то потух, огонь
вечен, превращ во все стихии, и обратно. Основопол гносеологии:
чувств и рацион познание, итина постиг умом, кот познает мир. Душа=
огненное дыхание. Познание начин с чувств, чувств знания д б обрабо-
таны разумом, единство чувств и рацион познания, единство и борьба
противопол, стихийная диалектика.
Элеаты: Ксенофан-первоначало-земля, жизнь зародилась в воде, по ме-
ре отступления воды, развив земле. Бог-абс, вечный и бесконечн космос,
не конкр-чувств образ. Мир воплощ св-в Бога. Т познания-рационализм,
отриц чувств познание, познать мир можно мыслью. Парменид:ничто
не меняется. Бытие не возникло и никогда не погибнет, имеет времен
природу, оно единственно и цело, не имеет частей, оно совершенно и
неподвижно. Бытие охватыв-ся мыслью. Небытие-нет® нельзя призна-
вать одноврем бытие и небытие. Истина доступна только размышлению.
Разум м достигнуть истины. Истина и мнение(чувств). Родоначальники
рацион-ма. Зенон:субъект диалектика, спор, сущ лишь то, что можно
логич доказать. 40 апорий(неразрушим затруднен). "Пшеничн зерно",
"Стрела", "Ахиллес и черепаха".
Эмпедокл: сторонник демократии, природа("корни бытия")-неизменна,
а то, что она порождает-изменяется. Мир сост из 4 элементов, кот соеди-
няются. 2 силы: Любовь(соединяет), Вражда(рахъединяет) ®мир единый.
Происхожд космоса:1-сущ 4 корней в форме частиц-стадия любви. 2-
вражда, любовь уходит, частицы соед-ся. 3-любовь(соед корни в целое),
вражда разделяет их на: Земля, море, солнце., любовь®живая природа.
Эволюция чел-ка, чередование Л и В-судьба. Познание: родство чел-ка
и космоса, посредством ощущения, знание-в рез-те познания природы.
Подобное познается подобным, мышлен нах-ся в сердце.
Анаксагор:Мир сост из гомеометрий("семена вещей"), делимы,
Многообразие матер сущностей, м колич-но возрастать, разъед-ся, соедин-
ся. В каждой вещи есть часть другой вещи, в теплом есть холодное. Нбх
сила кот приводила бы гомеометрии в движение-Нус(ум), осущ процесс
соед и разъед, как центр мира. Основа познания-ощущения, но они не
дают истины, познание только рациональное.
Демокрит: битие, небытие. Сущ тела и пространство(пустота) ®бытие
множественно. Космос:тела+пустота. Пуст сущ и внутри тела(отд атомы),
вместилище вещей. Атом неделим, их много, различ по форме, по порядку
располож, нах в вечном движении, 3 формы:1)хаотичн, 2)вихревой поток®
мироздание, 3)испарение предметов космоса(запахи). Св-ва вещей-форма
атомов. Все имеет причину, все возникает на каком-то основании. Гл цель
познания-обнаружение подлинных причин. Процесс позн:чувств и рассу-
дочн сторона, идет от чувств к разуму. Чув позн-рез-т воздейств атомов.
Зрительн образ(отлетание микроскоп копий вещей). Далее разум. Жизнь
чел-ка-удовл телесн потр, нбх развив свой потенциал. Демократия поддер
гражданами посредством з-нов, придержив з-нов.
Сократ:душа чел-ка-"Я познающее", метод субъект диалектики(цель-устан
истину), ист-объект, независ от мнения людей, в процессе диалога, уточн
содерж понятий. Знание носит устойчив хар-р. М субъект диал(майевтика),
истина рождается в беседе. Метод индукц(общ из частн). Агностик(мир поз-
нать невозможно), суть познания-душа чел-ка. Чел-к с пом души д управлять
своими страстями.
Платон: конц объект идеализма(мир идей первичен по отнош к миру вещей),
сущ сверхчувств мир(идеальн целостность, постиг только умом)-"идеи в себе
и для себя". Мир идей вечен(не порожден), неизменен. Матер бытие созд
Творцом(разум, творц ум). Идея-форма, гармонич образ, воплощ в вещах,
матер мир созд из мира хаоса, противопол идеям. Космос порожден(есть душа,
можно трогать), как живое сущ-во(Демиург и космос едины). Дем творит кос-
мос®чел(М®Ж) ®жив-ных. Космос-шар(центр-наша планета, вокруг нее-др
планеты, звезды(приводим в движен душами). Душа чел-ка бессмертна. Т позн:
чел имеет врожд идеи, "припоминая" кот он открыв д/себя мир, прежде чем
познать вещь, нбх знать смысл вещи(умом созерцать идеи). Стимул к знанию-
любовь(к красив телу, с целью породить др тело; к душе(жажда науки, иск-ва);
любовь к знанию(к миру идей-платонич)). Знание-не ощущ, не правильн мнение
(тк истина соотносится с ложью, а ложь-небытие®мы не знаем что такое ложь®
не знаем что такое истина).Познание-процесс созерцания душой высших сущ-
ностей. 2 этапа: 1-познан чистой душой(до рожд чел-ка она все видела), 2-душа
+телесн орг чувств. В процессе развит чел-ка душа вспоминает знания, опыт-
толчок, нбх напрямую орбращ к душе,через речь, беседу. Развил диал Сокр(
индук, ирон, майевт). Знание –рез-т рассужд-я(Т, ùТ) Не подменять одно понятие
другим, уметь различатать их. Чел-к:единство души и тела. Основа-душа(бессмер,
возвращ много раз), тело-порожд непрятности жизни. Нравств-ть-дост-во души,
через знание. Душа-колесница: 1конь®мир идей, 2®к зумле, разму уравновешив.
3 катег души: разум(мудрецы, философ-упр Г), страсть(воля)(воины), вожделение
крест, торг, ремесл) ®идеальн гос-во(монарх, арист, демокр), когда власти выраж
личн интерес®тиран, олиг, демаг.
Аристот(воспит Макед), Ликей. Бытие-существ предметн мира, восприн с пом ощущ.
Природа-первичн материал, из нее все возник. Материя-причина, без нее нет бытия,
пассивна, бесформенна, выливается в форму. Мат-возм-ть бытия. Чел-к имеет дело с
вещью(проявл материи). Форма(идея) сущ в вещах, нельзя отрывать от вещей, сумма
св-в, отлич предметы. Вещь сущ если есть форма. "Материя вообще"-из нее вещи,
"форма вообще"-Бог. Идея-копия вещей, но не наоборот. Реальн мир познается орг
чувств частично, тк сущ сверхчувств мир, доступн рацион познан. Душа-форма тела,
дает смысл жизни, душа госп над телом, как форма над материей. 3 вида души:1-
растит(растен, размн), 2-чувств(жив, ощущ), 3-разумн(чел-к: познает, думает). Теор
познан: суть вещей познается с пом ощущ, мы познаем лишь форму, но не матер.
Ощущ дают знание единичного, наука постиг общее, наука как разум, доказывает
логически. Над наукой-филос, логика. Знание з-нов мышлен-мудрость, основатель
формальн логики, сформул катег ф-фии. Диалектика-разреш противореч, низш уро-
вень логии, движ от зн единичн к зн общего, пока возм-ть не релизов, бытие-диалект,
Ар не признает противор в действ-ти, отриц объект диал. Чел-к: политич животиное,
стремл к вовместн сож-ву, гос-во-разросш семья. Назнач гос-ва-обесп счастья гражд
(собст-ть, участ в управл), рабы предназнач повиноваться. 6 форм гос-ва: правильн
(монарх, арист, полития), неправ(тиран, олиг, демокр). Наил-полития(умерен демокр+
личное дост-во олигархии). Этика:Сок(душа), Пл(идея), Ар-основа-принц нравств-ти,
в индив-не м прояв принц нрав-ти, в общ-ве поведение мб добродет-ым(справедл-то,
что соотв з-нам, то, кто наруш з-н-несправедлив).
Эпикур:этика. Развив атомист Демокр(ат движ один во всех направл), Эп-ат падают
равноудал вниз в пустоте под тяжест своего веса, м отклон в силу случайн-ти и нбх-ти,
®самодвиж, случ отклон атомов, отриц фатализм Демокр. Т познан:сенсуалист(ощущ-
истинны, адекватны действ-ти, основа познания, критерий истины(чув удовольств,
страдан). Этика:"удовольств-е", счастье чел-ка в получ удов-я, удовл телесн потр нбх
для душевн спок-вия. Смысл удов-я-наслажд духа(лит-ра, иск-во), нбх избавляться от
зла(оно приносит страдан), достиг удов-я, мы избавл от пережив-ний. Страдание-страх.
Душа смертна, как и тело, со смертью души прекрат-ся страдания®чел-к не переживает
Смерть. Страдан вызыв и чел-к: "Проживи незаметно", "Скрывайся и таись". Смысл
жизни-освоб от власти природн з-нов, кот порожд страхи®обрести свободу.
Стоики: Зенон, Сенека, Марк Аврелий. Этика. Филос-я(яйцо): этика(желток), физика(бе-
лок), логика(скорлупа). Гилозоисты(природа-живая). Материя творима Богом. Бытие-тело,
бестелесн(время, место и т д). Все предопределено навеки, можно предвидеть будущее.
Этика: чел-к будет счастлив, если будет жить ближе к природе, если ограничится малым
и живет на основе разумности, природа ведет к добродетели. 4 вида: благоразумие, уме-
ренность, мужество, справедливость. Пороки:неразумие, необузданность, трусость, неспра-
ведливость. Критерий оценки: инстинкт самосохран, ценно то, что этому соотв-ет, все ост-
безразл-но, тк противор природе. Идея долга чел-ка: морально соверш-го может достичь
мудрец, те поступки, кот проверены Богом. Люди: мудрецы(разум), глупцы(желание,
инстинкт). Средняя стоя(Понеций, Посидоний)-3 положит страсти: радость, воля, осторож-
ность, 4 отриц: вожделен, наслажд, страх, скорбь, от них нбх избавляться путем выработки
апатии. Счастье чел-ка достиж апатии. Поздняя стоя: свобода чел-ка. Свобода(Сен)_подчин
разумной нбх-ти, самоуб-во –ср-во приобщ к свободе, нбх сбросить тело. Цель философ-
утешение чел-ка во всех его несчастьях. Совесть-внутренний суд. В голом виде все равны.
Раб только телесно принадл господину, его дух-сам себе господин. Быстротечность жизни
(время ускользает), бережливость, самоогранич. Марк Ав: жизнь чел-ка-жизнь мухи(мгновен),
чел подчин Богу®ничего не может изменить. Мир-целое, чел-к-его честь. Моральн цели