и науки. Бог-творец мира, чел-ка, он объект веры, знание не зав от веры. Критик схоластики
Ист чел знания-чувтсв опыт, основ на эксперим, потом обобщение-индукция. Суть:1Наблюд
фактов, 2)Их систематиз и классиф, 3)Отсечен ненужных, 4)Разложен явления на сост части
5)Проверка фактов на опыте 6)Обобщение. Познан не огранич опытом, должно стремиться
выявить прич-сл связи.
Декарт: дуалистич филос, признан 2х субстанц-дух, материя. Мир-творение Бога, отриц
единсто мира, мир сост из духа и материи. Атрибут телесн субст-протяженность, атриб
дух-мышление. Чел-механич соед духа и материи. Субстанция-вещь кот нуждается только
в себе. Соверш субст-Бог. Мир разделен на 2 рода субстанций, не связ друг с другом.
В филос-дуализм, но приорит-мышлен®идеалист. Материалист-материя-основа бытия.
Материя-все то, что имеет объем, сост из бесконечно делимых частиц, отлич формой,
величиной, направл движ. Механист движ материи, а запах, цвет-челов ощущ. Животн-
машины(орг и неорг не разл), чел-маш, но облад 2 субст, есть врожд идеи. Первоприч-Бог.
Т познан: рационал, разум не нужд в чувств познан, истинность знаний нах в самом ра-
зуме. Дух субст имеет врожд идеи(идея Бога, духа, материи, числа), в данном случае
жизн опыт лишь это подтвержд. Геометрич метод(отыскивание ясных, истин положен,
не нужд в лог док-вах). Начало познания-интеллект интуиция, не нужд в опыте, ед метод
познания-дедукция, как и Бэк, он сомнев в истинности того, что считалось несомн знанием
®начин надо с методологич сомнения, сомнение-акт мышления. Я мыслю®я сущ-ю.
Задача: исп-ть познават спос-ти правильно, искл заблужд. Истинность познания вытек из
Врожд идей(предрасполож разума), гл роль в познании-разум. Учен о методе: 1)Ясность
Познан, 2)раздел всякий вопрос на нбх кол-во частей, 3)мыслить по порядк(прост®сложн)
4)полнота знания. Дедукция-ед метод познания.
Спиноза: "Этика", "Богосл-полит трактат", критика Дек, монистич учен о матер-ти мира,
Не мб 2х субст, не мб 1 суб-причиной др. Сливает Бога с понят субст, отожд его с природой.
"творящ" природа-Бог,пантеизм(отожд Бога с прир). Прир-причины и сл-вие, вечна беск-на,
природа(субст) не нужд в причинах, он причина самой себя, вечна(нет ? о ее творении).
Прир как субст проявл себя в атрибутах(вечн св-вах), их множ-во, но чел-к познает 2-протя-
женность и мышление, субст немыслима вне своих атриб. Субст едина-природа(Бог), ее
св-ва вечны. Учен о мышл: гилозоист(одухотв природуЯ, материю), от субст нбх отличать
отд вещи(конечны, нах в пост измен-и). Совок отд вещей-модусы. Субст едина, сущ сама по
себе, модусов беск множ-во. Движ нах ист-к в субст, но осущ в модусах, движ-не атрибут
субст. Движ и время присущи модусам. Движ как модус-связ звено между субст и един
вещами(противопост имманент(присуща субст(причина самой себя, прич совок модусов)
и внешн причинности(хар-на д/един модуса, опред причиной др модуса)). Отсутств случ-
ти(люди просто не занют причины). Мир конечн вещей отлич от субст тем, что имеет
причину в др конечн вещах.
Лейбниц: "Монадология". Вся Всел сост из бесчисл множ-ва субст-ций-монад-единиц
бытия, дух по природе, сост элементы всех вещей. 1)Субст-начало всего сущего, проста,
неделима. 2)Спос-ть к действию, самост-ть. М-не им протяж-ти, не нах-ся в простр-ве,
вечна, излуч-е божества, согласованность и единство монад, из них возник сложн вещи
(раст, жив, люди). Сложн субст-центральн монада+множ-во периферийн. В зав-ти от степ
развит монады: прост(смутн предст), монады-души(ощущ и представл-животн), мон-духи-
разум(чел-к), монады-носители матер-го®они несоверш-ны, Бог-верх мон-совершенен,
Бог опред цель развит. Диал-ка:самодвиж-е монад, связь малого(мон) с больш(Вселен)
Т познан:рационалист, Декарт. Врожд идеи-зародыш интеллекта, они не готовы, постеп
развив, предрасполож, склонность, врожд явл общие принципы. Опыт®ощущен не могут
раскрыть истину, тк это может только ум. 2 ист знаний: чувства, разум. 2 вида истины:
необход-е(ист разума)(вечные, понят субст, бытия, причины, источн-разум, но если бы люди
ничего не видули и не слышали, то они были бы неспособны добывать истины из разума),
случ-е(ист факта)(достиг разумом из чувств данных, нужд в опытн оправдании. З-н для истия-
з-н дост основ-я. Ист разума извле-ся путем дедукции, ист факта-индукция.
Локк:"Опыт о человеч разуме", критика учен Дек о врожд идеях, идеи не наслед-ся, ед ист
знаний-опыт, все идеи о понятия возник в процессе возд-я вещей на наши орг чувств, в ра-
зуме нет ничего, чего раньше не было бы в наших чувствах. Внешн(поср слуха, зрения тд),
внутр опыт(идеи о деят-ти самой души-рефлексия). Внешн опыт(ощущ)-знание об окруж
мире, внутр(рефл)-о сост нашей души. Внешн опыт дает представл о первичн кач-вах(при-
надл предметам, неотделимы от предм, есть в наших ощущ-протяж, движ, покой, плотн,
число). Вторичн кач-ва субъективны(не принадл предметам, в них сущ способн вызывать
в нас эти ощущ-я: звук, вкус, запах-субъект:если чел-к не слыших, то звук как идея исчеза-
ет®отступл от материализма.
Беркли: критика принятия материи зв вещест основу мира. Восприн можно только отд вещи
и их св-ва, мы не можем ощущ общую идею. Материя(если удалить запах, цвет, не оттанется
ничего, что могло бы быть предметом познания)-пустое слово. Разум способен восприним
отд, конкр предметы, это восприятие-совок ощущений("идей"). Сущ только то, что можно
воспринимать. "Быть"-"быть в восприятии". Исх начало-комбинац ощущ, вторичн кач-ва
сущ не в самих телах, в восприятии чел-ка, но субъективны и первичн кач-ва(тк идеи сущ в
душе). Идеи-не копии вещей, они порожд духом и в нем сущ-ют. Восприним не животное
вообще, а конкр жив-е®общие понятия ничего реального не обознач. Привело к солипсизму
(кр форма субъкт идеал, признающ реальн-тью мыслящ S, а ост-сущ только в его сознании)
Беркли преодолевал: S в мире не один, вещь может восприним др S, даже если все S исчезнут,
Вещь останется как совок идей Бога. Бог-творец всего сущего. Беркл-субъкт ид®объект.
Юм:действ-ть-поток впечатл, кот мы получаем, вызывающ эти ощущ причины-непознаваемы.
Впечатл: вп чувств(ощущ внешн опыта), вп внутр деят-ти(рефлексия). Ист познания-опыт(сов
ощущ). На основе впечатл опыта образ идеи(складыв когда чел-к начин рассуждать о впечат-ях,
идеи-копии наших впечатл, идея не м воникн без предшеств впечатл. Идеи как копии впечатл
вступают в связь друг с другом на осн 3 принц: 1)сходство, 2)смежность во врем и простр, 3)
причинность. Причинн связь: если нечто предшеств чему-то, из этого не следует, что 1-при-
чина, а 2-сл-е, причин связи не познаются-агностиц, мы приобрет привычку(при появл одного
нбх ожидать др). Опыт дает только послед-ть событий, не раскрыв связей. Задача знаний-рук-во
для практики.
Франц материализм: Ламетри, Дидро, Гельвеций, Гольбах, механист форма. Материя-то, что
вне нас и вызывает ощущения, объект реальн-ть, вне сознания. Атриб матер-движ-е. Гольбах:
"Сист прир": матер-причина всего и самой себя, все явл природы сводимы к разл формам
движ-я матер частиц, кот образ вечную природу(Вселен), природа получ движ от самой себя,
природе присуща энергия. Дидро-абс покой-абстрактн пон, кот не сущ. Связь материи и движ-
элемент диал. Сводили все к механич движ-ю, отриц скачки, непрер движ. Чел-к машина, но
может мыслить. Все матер в-ва сост из неделим атомов и молекул. Св-ва материи(тяжесть, фи-
гура), движ-перемещ частиц внутри тел, перемещ матер тел. Цепь причин и сл-вий-нбх-ть, не
случ-ть®чел-к не свободен в своих поступках, тк во всем царит нбх-ть®никакой свободы быть
не может. Т позн: сенсуализм. Ист зн-ощущ, возник в рез-те возд внешн матер тел на орг чувств.
Дух деят-ть(воображ, желан)-из ощущ. Гельв-ум-совок ощущ чел-ка, деят-ть мышл-процесс
сравнив ощущ друг с другом. Дидро-соотнош чувств и логич познан, сознан чел-ка не только
чувства, но и разум, критика врожд идей Декарта. Учен об истине: Ист-связь наших идей и по-
нятий, кот соотв связи вещей, не затраг возд чел-ка на объект, чел-к пассивен. Учен об общ-ве:
первичн потр чел-ка(еда), вторичн(гордость, зависть). "Разумн эгоизм"-собств интерес чел-ка-
основа соц добродет, личн интерес-гл причина челов поведения, нбх согласов частн выгоду с
общ интересом., чтобы измен людей, нбх измен окруж среду, а это зав-т от общ мнения®
мнения правят миром. Чел-к-продукт среды, з-ны делают все, зав от монарха. Свободомыслие,
воинств атеизм(церковь защищ свои привилег-раздавим гадину). Если в мире нет ничего кро-
ме материи в движ, не ост и места д/Бога, теология-фикция, научн знание д это уничтожить.
Кант:1)докритич, 2)критич("Критика чистого разума"). 1)Идея о развитии в природе, про-
исх солнца из первонач туманности, множ-ть миров, непрерывн процесс их возникн, за-
медл вращ Земли(приливы/отливы). Механич объяснен возникн Всел, первопричина-
Бог. 2)Агностич-непознаваемость мира. Т познан: 1 Чувств познан. Вещи в себе-пред-
меты окруж мира. Идеал и мат толков!, эти ощущ-не вещи в себе, не дают знания об
объекте. Знание: 2части:1)"материя" знания(эмпирич)- a posteriori, 2)до опыта, нах-ся
в S-a priori(априоризм). Апр сужд носят всеобщ хар-р, апр сужд подтвержд в опыте(
время®часы), апр сужд не рождают знание, чистые-простр-во, время-формы чувствен-
ности, представления. 1 прост-во, 1 время-единичны, не вещи в себе. 1)Чувств позн- спо-ть
упоряд хаос ощущ при помощи прост-ва и времени.2)Рассудочн позн. Опыт-продукт дея-
ти чувств-ти и рассудка. Сужд воприятия д приобрести "объект" путем подведения сужд
под априорн катег. Причинность 12 катег: ед-во, множ-во, всеобщ-ть, реаль-ть, отриц,