огранич, принадл, возм-ть, нбх, сущ-е. 3) Разумное позна. Разум поражд "трансцед"
идеи, выход за пределы опыта-3. 1)Психол (уч о душе), 2)Космолог(уч о мире), 3)Теолог
(уч о Боге)-выраж стремл разума к постиж вещей в себе. Но вещи отс непознанными®
разум дает "антиномии" (противор полож-я)-4, ТùТ. 3 док-ва Бога: 1)Онтологич(Бог
S всех Р кот абс нбх-мы, 2)Космолог(Бог-абс сущ), 3)От противн. Не подтверж и не
опроверг опытом, несостоят-ны, единств док-во бога-мораль, вера в это Бога побужд
чел-ка к моральн поступкам. Этика: "Практич разум"-уч о нравств-ти, чел-как цель
(самоцель), а не как ср-во. Теоретич разум подчин практич. Категоричн императив
(осн з-н), действие само по себе, априорн хар-р. Чел свободен, приобщен к миру
вещей в себе. Практика-сфера примен нравств оценок поступков людей, основа-кат
имп(действие ради него самого, без отнош к др цели), имп-априорн хар-р, заповедь.
Кат имп-поступай так, чтобы принцип твоей воли мог служить принц зак-ва. Чел не
д зависеть от др, религ д выводиться из принц нрав-ти.
Фихте:"1 сист свободы". Филос-самосознан, связ с хар-ром, образом мыслей. Суб
идеализм. "Я"-мыслящий S, волевое сущ-во. Тожд-во бытия и мышлен. Не-Я-окруж
мир, объект природы, физич природа "Я", Не-Я-опред деят-ть Я. Деят-ть Я-теоретич
(мышление), бессознат(нравств повед S), приоритет человеч над природой. Не-Я-про-
дукт Я, рез-т деят-ти Я, Первичн S-Я, Япорожд не-Я, Не-Я поражд Я. Интеллект со-
зерцание(инт интуиция), практич деят-ть, сфера нравств-ти. Высш теоретич разум
подчин практич-му. Другие Я. Я:1"Я" тожд инд сознанию, 2Абс Я-сверхчелов созн-
Бог. 2)Диалектика-антитетич.ùТ выводится не из Т, а сопоставл сним. 3)Свобода
(Кант). Влияние Канта:право, мораль,с воб-Кант. Центр познания-S, Беркл, Юм,
Кант, Фихте-суб идеализм. В познании чел творит мир, мы созд свой чел мир
(многомерн Вселен, цвет-спектр), опред св-ва этого мира похожи на образ, но
есть различия, Какова степень этого сходства? Достижимо полное сходство: Кант-
опыт, Ф-мир идея. Гегель-абс истина-философ достиг. Нет полного исчерпыв зна-
ния, неполн знание доступно чел-ку, науке, но не дост филос(абс истина).
Материализм и диалектика Маркса:идейн ист-к-Гегель, Фейербах. Ценное у Ге
геля-диалектика(прир, ист, дух мир в виде процесса, беспрерыв движ-я, пытался
раскрыть внутр связь этого движ-я). Матер решение осн ?филос, пришли к диалектич
мат-му. Фейербах, марксисты исслед наряду с природ и соц предпос-ки единства
чел-ка и природы. Источн мат диал-ки-обобщение научн опыта®Энг-матер един-
ство мира, критика натурфилософии. Кроме субъект диал, говорили об объектив-
царит в природе. Суб диал(диал мышления). Предмет мат диал-ки-изучение общих,
диалект з-нов природы, истории и познания, в тч мышления. З-н единства и борьбы
противоп, з-н перехода кол-ва в кач-во, они это применяют при анализе истории,
з-н отриц отриц(появл нового из старого). Чел часть природы, высш продукт ее
развит. Диал-ка: возврат к греч филос. Вся природа, от мельч частиц до огр тел
нах в вечном возникн и исчезнов, движ и измен. Тперь это подтвержд на опыте.
Движ материи-не только перемещ, но и теплота, свет, поле. Материя немыслима
без движения(тела возд друг на друга), она неуничтож, вечна, одна и та же.
Т познан: диал-матер, первичн, несотвор мат бытия, познаваемость мира, диал и
мат предпосылки единства з-нов природы и мышления. Мышлен и сознан-продукт
чел мозга, похожи на з-ны природы. Диалектика-теор познан. Субъект диал отраж
объект диал, не зерк отраж, а активн взаимод S и объекта. Познание истины-диал
процесс, мы сталкив с противор: между абс и относ истиной, абс истина непости-
жима, если под абс ист понимать объект, правильн процесс действ-ти, то это воз-но.
Истина-не застывш итог, а познан относительно, противоречиво, чтобы отличить
истину от заблужд, нбх выяснить, насколько наше знание соотв объект дейст-ти.
Истина объект-на-содержан знания совпад с объект дейст-тью, но в тоже время она
субъективна по способу оформления конкр чел-ком. Если абс ист(как исчерпыв
знание о мире)недостижима, может ли чел полное и достов знание о мире вообще?
Наше знание не статично, не неизменно, это пост процесс движ относит истин, кот
приводит к накоплению и обогащению чел знания. Абс истина-сумма относит истин,
этот процесс не завершиться. Как мы можем узнать, что в нашем знании содержится
момент совпад-я с объект дейст-тью(Кант:сопоставл явлений и вещей в себе)-прак-
тика. Она-критерий истины, те рез-ты познан, кот прошли проверку практикой м
претендовать на знание объект истины, практ-мат-чувтсв деят-ть людей.
Матер понимание истории: "Капитал", труд, прибав ст-ть, раб сила, мат поним ист.
Прежде чем заним историй, нбх пить, есть, это достиг в рез-те труда. Произв отнош-
идеологич. Категор отчуждения: отчужд труда(от раб забир продукт труда), самоот-
чужд раб-ка(собст физ и дух энерг принадл собст-ку). Чел род отлич от жив-произ-
водств жизнью, но тк от раб отчужд труд®отч и родов жизнь. Раб-к-машина, беда-
госп частн соб-ти на ср-ва произ-ва, нбх заменить на общ-ую. Проблема чел-ка:
чел-к-не винтик, а инд-ть, нбх понять те соц услов, в кот он наход, класс опред из
жизнь. Чел способен целесообразно трудиться, в то же время чел связан с жив ми-
ром, сущность чел-производное от сисит общ отнош. Личноть-инд-ть, но м себя про-
явить только в коллективе. Для поним чел-ка нбх поним общ-во, в кот он живет.
Диал-мат поним общ-ва:произв отнош д соотв ступени развит произв сил®произ
силы (лидер) вступают в противор с произ отнош, тогда произ отнош-тормоз пр сил
(эта диалектика-ист движ-я). Ни одна общ-эе формация не погибнет раньше, чем
разовьются все производ силы, и наоборот®чел-во ставит неразрешим задачи.
Формац опред сущность ступени развит общ-ва.. Ист мат-зм-филос истории-откуда,
куда, как идет чел-во? Избыток продуктов труда основа общ прогресса. Не смотрел
на ист процесс как на 1 линию, роль играет и субъективн фактор-хар-р лидера. З-ны
истор прогресса похожи на з-ны природы, действ независ от людей, но отличие-они
естественноисторич, действ через деят-ть людей. Общ-во не может перескочить фазу
своего развит, но оно может ее смягчить, сократить. Энг: кроме эк базиса, и надстрой-
ка может влиять(гос-ва) на эк-ку.
Плеханов:"Освобожд труда", труды "О матер поним истор". Фил марксизма-велик
рев-ция, единство и цельность мат ф-фии, метод- душа ф-фии, защита конц о роли
личности и масс в истории., народ, а не "герои" явл подлин творцом истории, "тол-
па" д стать героем, и развить соотв самосознание, этому д помочь маркс наука. Отд
личности могут изменить события, и их посл-я, но не м измен ход и их общ направл.
Классиф движ сил(фак истор развит): конеч(общ причина) истор движ чел-ва-развит
произв сил, особ причины-истор обст-ка, в кот они развив,единичн-личн особ-ти дея-
телей истории. Выдающ личности появл тогда, когда возник потр-ть.
Ленин: марксизм-заложил основу новой науки, условна всякая идеолог. После пораж
рев 1905. труд "Мат-зм и эмпириокритицизм", "кризис в физике"-револ в естествозн,
ломка старых з-нов для ф-фов, появ "физич" идеализм, "исчезнов" материи. Ленин-
исчезла не материя, а старые убеждения(классич физика-матер-в-во), виды и формы
матер беск-но многообразны, науке известна их малая часть. Мат-объект реальность,
сущ независ от чел и отображ им. ? об ист-ти знаний-2 части: 1) сущ ли объект истина
(незав от S), 2)Если да, то может ли чел представл выразить ее сразу, абс-но, или толь-
ко относит? Истина объек-на, не зав от чел прихоти. Развил учен о практике. Практи-
ка-деят-ть людей+общ произ-во, клас борьба, научн эксперим, диалект единство абс
и относ. Принц отражения внешн мира в чел сознании. Все знания-из опыта, в кот
отраж св-ва вещей, не зерк хар-р, диал хар-р, един-во диал, логики, т позн, классич
воплощ-"Капитал". Т истор мат-ма: мат-зм признает реальн бытие нез-мо от сознан
чел-ка. Проблема парт-ти:борющ партии: мат-зм и идеал-м, не отриц идеализм.
Ломоносов:Реф П1-сближение Рос и Запада, идея отделения научн познан от рели-
гии, выводы из его научн исседов-фундамент его мат-зма, развил атомист античнос-
ти, сохран движ(Дек), молек конц строен в-ва: корпускулы-мол-лы, сост из атомов,
изомерия, сохран массы в-ва, уч в хим р-ции, механич природа теплоты, взаимн связь
жив и нежив прир. Втор и перв кач-ва(Локк) сущ объективно, зав от физ св-в корпуск.
Т позн: единство эмпирич(руки) и теорет(глаза) исследов, нет резкой грани между
ними. Логика: связь с риторикой, слова служат д/обознач идей.
Радищев:влиян франц Просвещ. Критика креп права и самодерж, "Путеш…"-нищета
крест-ва, нбх революц просвещ народа. "О чел-ке, его смерт-ти и бессмер-ии"-зав-ть
дух жизни чел от тела, смерть тела®смерть души. Чел-верхн ступень эволюции, творч
хар-р его природы, неизбежно дальнейш развит чел-ка. Чел-особ дух сущ-во, кот бес-
смертно. 2 часть книги: душа бессмертна. Познание несводимо к чувств опыту,
мышление нечувственно. Душа сама по себе, отлична от тела, проста. Цель в жизни-
стремлен к сов-ву, Бог сотворил нас для достиж этой цели, не хватает плоти, чел-к
обретает др, продолж соверш-ние, з-н сохран энерг-душа не исчез бесследно.
Чаадаев: победа В Отеч в 1812-торговля с Европ, развит науки, филос, но отриц-
разлом русск культуры, отказ от нац традиц. Примирен-зап и слав. Зап-во исходит от
Чаад-"Философич письма". Как релин мыслит-под влиян религ чел-во может исполнить