Смекни!
smekni.com

Шпоры по Философии (стр. 5 из 14)

7 Поиск первоосновы мира в античной философии.На протяж VI-IV вв. до н.э. в Гр происходил бурный расцвет культуры и Ф. За этот период были созданы новое немиф. М., новая картина мира, центральным эл-ом к-рой стало учение о кос-мосе. Космос охватывает Землю, Ч, небес свети-ла и сам небес свод. Он замкнут, имеет сферическую форму и в нем происходит пост круговорот - все возникает, течет и изменяется. Из чего возникает, к чему возвращается никто не знает. Одни греч ф-ы (натурф-ы) считают, что основой вещей явл чувственно восприн-ые эл-ты О2, вода огонь, земля и определенное вещ-во - апейрон; другие (пифагорейцы) видели ее в числах; 3-е (элеаты) усматривали основу мира в едином, незримом бытии; 4-е считали такой основой (Демокрит) неделимые атомы; пятые (школа Платона) - земной шар лишь тень,результат воплощения царства чистой мысли. Разумеется все эти Ф. Направ-я были во многих отнош-ях наивными и противореч-ми друг др-у. Не порвав еще до конца с миф-ей, они отводили богам, сверхъест силам второстепенное, а то и 3степенное место, пытались познать мир из него самого. На первых порах дргреч ф-ы не осознавали, что основной вопрос Ф. может иметь разное значение, но уже в V в. до н.э. (Платон, Демокрит) четко обозначились две противоборствующие линии, борьба между к-рыми проходит ч/з всю дальнейшую историю Ф. Физис: первона-чало (то из чего все происходит и то, во что все разрешается). Сущ-ли 4 разыне школы: 1) Фалес, Анаксемандр, Анаксемен, Гераклит - Милетская школа. 2)Ксенофан, Парменид, Зенон, Мелисс- Элеаты. 3)Пифагор, Алкмеон - пифагорейцы. 4)Демокрит, Левкипп- анатомисты. Все они были натуралисты (псевдоматериалисты). Матер-ое начало, кот.они брали за основу имело божественную сущность. Фалес считал первонач-м воду (например, питание всех вещей “влажно”). Анаксемандр- апейрон (безграничное, беспредельное, вечно движущееся, кот. определяется посредством воздействия на него некой высшей субстанции (происхождение кот.не требует доказ-тв). Анаксемен - воздух (бесконечный, вечный, под-вижный. Сначала сгущаясь образует облака, затем воду, землю, камни и разрежаясь првращается в огонь). В его учении видна идея перехода количества в качество. Гераклит - огонь (первый подметил то, что мир находится в бесконечном изменении, движении, и отсюда вывод, что огонь наиболее подвижный, наиболее способный к изменению эл-нт бытия). Ксенофан - в своих поэмах критиковал антропоморфное понимание сущности бога (приписыв-е ему ч кач-в и св-в. Прогресс этого был в том, что он первый понял, что божество - безразличная миру сущность, кот.не может быть наделена св-ми, присущими тем, кто его пытается рассм-ть). Парменид – основ-ль онтологии (учение о бытие). Все его учения были в поэмах. Его учение было направлено против учения Гераклита о том, что бытие подвижно, изменчиво. Считал, что бытие конечно, неподвижно. Все движ-е, кот.сущ-т - это лишь иллюзорная видимость. Первый встал на путь чистого рационализма, т.е.он говорил, что познать мир возможно только рац-ым путем (путем умозаключений) и все чувст относил к ложно-му. Отрицал сущ-ие небытия. Зенон- последов-ель Парменида. На доводы оппонентов, уверждавших, что мир подвижен и изменчив приводил “парадок-сы”, ставившие в отрицательной форме диалектические вопросы движ-я. Для него бытие непротиворечиво. прим “парадокса”: стрела, выпущенная в другую точку пространства в каждый момент времени находится в состоянии покоя относительно какого-то участка пространтсва. В итоге сумма множества состояний покоя может дать только покой, хотя визуально она изменила свое положение относит нач точки. Пифагорейцы - пришли к выводу о том, что колич-ные отнош-я явл сущ-тью вещей. Считали первоосн-й число. Пытались отобразить сущ-ть мира с помощью геометрич-х фигур. Анатомисты считали, что все тела сост из ато-мов (конечная неделимая единица). Атмы+пустота - это основа всего сущего. Так, по своей природе атом неизменен, то и сущность всего неизменна. Посредством столкновения атомов возник весь мир. 2 столетия позже- Эпикур. Отрицал вмешат богов в дела мира и исходил из признания вечности материи. Внес измен-я в анатомизм: для объяс-я возможности столкновения атомов вводит понятие внутр обуслов-ого отклонения движ-е атома от прямой линии, что яв-сь основой более глубок взгляда на соотнош-е необход-ти и случайн-ти.

и радостью от чувства выпол-го долга и не знает никаких исключ-й. 1)поступай так, что бы максима твоего поступка была нормой для окружающих. 2)не делай др-м того чего бы тыне хотел получ-ть от них 3)всегда рассматр чел как цель но никогда как ср-во.

18 Развитие диалектического метода в философии Фихте, Шеллинга.

Hемецкая классическая философия. Фихте, Шеллинг, Гегель. Отталкивались от философии Канта. Постулат о существовании вещей в себе (нечто недоступное для человеческого сознания) и вещей для нас - противоречие, так и неразрешенное Кантом. Линия субъективации философии Канта.

Фихте. Кредо его философской системы - действовать, действовать, действовать. Категориальный синтез на основе, обнаруженной Кантом. Считал, что Кант не использовал принцип чувственного познания. У Канта упорядочение на основе неких априорных понятий пространства и времени. Все остальное на основе синтеза. Фихте развивает на этом принцип активизм - полное конструирование субъектом объекта. Пpинцип конструирования. Существует некая духовная субстанция - Я. Интроспекция (“Мыслю, следовательно существую”. Декарт). Обращение внутрь себя. Если каждый субъект, обращаясь внутрь, обнаруживает свое Я, то не стоит ли за всеми Я некая абсолютная субстанция - Яйность, интеллигенция, супер Я, на основе которого могут появляться эмпирические Я. Эмпирические Я задают весь остальной мир, конструируют, творят его на всех уровнях контакта. Вещь в себе пропадает. Человек сам творит этот мир. Интеллектуальное созерцание - механизм постижения истины. “Ясное как солнце наука-учение о современной философии”. Кант: Фихте занимается ловлей призраков, никаких реальных объектов он создать не может (хотя Фихте считал, что развивает Канта). Обоснование самой науки (ее исходных постулатов) - др задача Фихте. Кант решил этот вопрос с некоторых априорных позиций: пространство и вpемя, категории. Фихте идет по другому пути, считая что все сводится к философии. Постулирует конструирование объекта субъектом. Оппозиция к Руссо (назад к природе). Специальные работы. “Учение - это соль земли”. Руссо: “Все люди испорчены. Они были бы более испорченными, если б рождались учеными”. Фихте один из первых, кто вносит историзм в понимание развития общества. Теория замкнутого госудаpства - авторгия. Должно существовать сильное государство, регулирующее внешнеторговую деятельность и осуществляющую поддержку внутренних производителей. Идея государственного регулирования экономики. Идея запрета на куплю-продажу земли. (Геpмания в то вpемя была экономически слаба по отношению к соседям.) Идея создания более четкой системы правления, конституционный Орган - эйфорат (суд) для разрешения конфликтов между различными ветвями власти.

Шиллинг. Система трансцендентального идеализма. Сущ-ют некие априорные, предельные, идеальные основы познания, заложенные в самом субъекте. Трансцендентные - запредельные. Бог трансцендентен. Антиномии: “Бог существует или бог не существует доказать невозможно” (положения, находящиеся за пределами нашего опыта). Исходность духовного потенциала - основа для процесса познания. Идет не к субъекту (как Фихте), а к объекту. Духовный потенциал заложен в самой природе. Шеллинг является пантеистом. Пытался проследить динамику духовности в самой природе. Живет в эпоху важнейших открытий. Активность самой природы. Ступени развития природы: 1. ступень магнетизма, 2. эл-ва 3. химизма. Сущность - духовная сущность. Магнитные явления - явления линейного типа. Электрические - плоскостные (поля). Химические - пространственные и временные. Стадия, связанная с выражением духовной потенции - стадия живой материи. 1. ощущение, 2. рефлексия, 3. воля - динамика, иерархия духовного потенциала. Воля присуща только человеку, она инициирует всю его деятельность. Фактически инволюция это разворачивание некоторых существовавших до этого признаков. Каждый новый вид животных появляется задним числом (в биологии). Здесь потенция непременно разворачивается в природе, достигая высшей стадии - воли, человека. Философия естествознания Шеллинга. Пpинцип абсолютного тождества. Шеллинг пытается уйти от крайности материализм - идеализм. Дух и материя абсолютно едины в смысле начала вещи. Существует точка абсолютного безразличия, исходная точка (нет ничего материального, ничего духовного), материальная точка. Далее идет пpоцесс разворачивания этой точки. Символ перетекания, отслаивание живой материи от неживой. Неживая материя - уснувшая живая. Идеальное начало как некий принцип развития. Метод интеллектуальной интуиции (у Декарта понятие ясного и отчетливого ума; нет ни грамма сомнения, что дважды два - четыре). По Шеллингу мистическая способность схватывания природных сущностей заключается в единстве и противоположности начал (на основе прослеживания этапов их развития). Учение об искусстве, творце, художнике. Искусство - высшая форма интеллектуальной интуиции. Философия - рационализированная поэзия, где особенно удается схватить единство противоположных начал. Явление настоящего художника - явление уникального порядка (гениями рождаются, а не становятся). Развитие духовного потенциала обращает гения на самого себя. "Гений всегда прав."