Смекни!
smekni.com

Экзамен по философии за 11 класс (стр. 1 из 8)

.

Вопрос № 1. Понятие мировоззрения, его исторические типы и формы, роль в жизни человека. Мировоззрение - совокупность наиболее общих взглядов на мир и место в нем человека. Мировоззрение это окно в мир. Носителями мировоззрения являются отдельные люди, а так же разные социальные группы. Мировоззренческие установки помогают адаптироваться к обществу. Мировоззрение позволяет нам соотносить наше поведение с поведением других. Мировоззрение включает в себя и наше представление о мире, и понятие сути человека, и смысл жизни. Мировоззрение это интегральное образование. Компоненты мировоззрения: познавательный, ценностно-нормативный, морально-волевой, идеалы и нормы. Мировоззрение – ориентир и регулятор поведения человека. Мировоззрение зависит от микро социальной среды. Виды мировоззрения:

1. Обыденное – формируется самостоятельно.

2. Теоретическое – опирается на разум, на осмысленность, это высоко систематизированное мировоззрение.

3. Научное – формируется на основе опытов и научных экспериментов.

Мировоззрение может быть прогрессивным и реакционным. Сила мировоззрения зависит от того, насколько оно освоено. Мировоззрение это отражение мира. Глубина этого отражения может быть различной. Оно разделяется на этапы:

1. Мироощущения и миросозерцание (фиксация отдельных внешних проявлений бытия, но не сущностей).

2. Мировосприятие и миропредставление (создание цельной картины мира, обозначается взаимосвязь процессов и явлений, происходит фиксация их тождества и различия)

3. Миропонимание (это есть уже философия).

Вопрос № 2. Философия как мировоззрение. Предмет, структура философии. Философия это мировоззрение, т. е. совокупность наиболее общих взглядов на мир и место в нем человека. Но понятие мировоззрения шире понятия философия. Философия – это высший уровень и вид мировоззрения, это теоретически оформленное, рациональное мировоззрение. По самой своей сути она призвана вскрывать рациональный смысл и всеобщие закономерности существования и развития мира и человека. Философия как сложившаяся система знаний имеет целый ряд специфических вопросов, которые она призвана решать. В зависимости от их решения философы создают свою концепцию, определяя конкретные проблемы и используя те или иные категории для ее раскрытия. Философия ищет объяснения на уровне науки. Философия представляет собой систему общих теоретических взглядов на мир и на место человека в нем, раскрывающего определенный предел основ и смысла людей к действительности. Философия начинается тогда, когда мы спрашиваем о практике. Философия учение об общих принципах бытия, познание и отношение человека и мира. Черты философского мировоззрения:

1. Универсализм (рассматривает вопросы, которые можно использовать всеобщно)

2. Субстанциональность (попытка философии докопаться до первобытного бытия)

3. Системность

4. Сомнение

Структура философии:

1. История философии.

2. Онтология – учение о бытие.

3. Гносеология – теория познания.

4. Логика.

5. Аксиология – общая теория.

6. Методология – познание и освоение мира.

7. Этика.

8. Эстетика – наука о прекрасном.

9. Философская антропология.

10. Социальная философия.

Функции философии:

1. Мировоз-кая (связана с абстракно-теоретическим, понятийным объяснением мира).

2. Методологическая (общее учение о методе и совокупность наиболее общих методов познания и освоения действительности человеком).

3. Прогностическая (формулировка гипотез об общих тенденциях развития материи и сознания, человека и мира).

4. Критическая (принцип «подвергай все сомнению»).

5. Аксиологическая (оценка объекта с точки зрения самых различных ценностей)

6. Гносеологическая.

7. Эвристическая.

8. Гуманитарная.

9. Социальная.

Вопрос № 3. Мифология как мировоззрение. Место мифологии в современной духовной культуре. Античной философии присуще такое мышление как мифология. Миф был не просто универсальным способом описания мира, а, прежде всего формой жизни, т. е. особой формой мироощущения и жизнедеятельности людей, социальным регулятором их поведения. В нем были слиты воедино самые разнородные компоненты: общемировоззренческие установки, конкретные знания, религиозные представления, этические нормы, эстетические идеалы. В пределах самой мифологии появились мысли о рождении всего сущего. Образы богов символизировали, олицетворяли природные и социальные силы. Связи между ними представлялись в форме брачных отношений. Божественная генеалогия носила системный характер. Мифологическое мышление оперировало не понятиями, а представлениями, образами, которые носили многозначный, расплывчатый, неопределенный характер. Но вскоре миф не смог выполнять функцию социального регулятора. Мифологическое сознание не могло быть и универсальным мировоззрением, поскольку пришло в противоречие с новой практикой и выраставшими на ее основе знаниями. Возникла потребность в системе, которая, с одной стороны, давала бы человеку мировоззренческую ориентацию, а с другой, - базировалась бы на некотором знании, а не на мифе. Все это привело к разрушению мифологического мировоззрения, а на его базе уже начала зарождаться философия. Черты мифологического мировоззрения:

1. Отличительные определенные идеалы.

2. Человек мифологического мировоззрения не нарушал экологии.

3. Почитание предков.

4. Объявление непонятного сверхъестественным.

5. Переносит человеческие отношения на сверхъестественный уровень.

6. Боги наделяются человеческими качествами.

Вопрос № 4. Основные черты и особенности исторического развития религиозного мировоззрения. Религия – форма мировоззрения, где человек представляет мир двойным: наш и внеземной. Черты сверхъестественного мира:

1. Твердая убежденность в существовании сверхъестественного мира.

2. Обязательное эмоциональное отношение к сверхъестественному миру.

3. Убежденность в существовании двусторонних отношений между человеком и сверхъестественным миром.

4. Убежденность что соблюдение предписаний данной религии вызовет большую благосклонность сверхъестественного мира, а несоблюдение наоборот.

Взаимодействие со сверхъестественным миром проявляется в религиозном культе. Это сопровождается апеллированием специальной утвари. Три основные религии: христианство, буддизм, ислам. Вера в религиозном мировоззрении является необходимой предпосылкой и условием познания. Пока существует вера, до тех пор будет существовать стремление человека познать мир и самого себя.

Вопрос № 5. Философия «физиса», ее основные черты. Воздействие на развитие науки воззрений Пифагора, Эмпедокла и атомистов. При распаде мифологического мировоззрения начали появляться мудрецы. Они как бы являлись предфилософами. Они пытались объяснить сущность природы (природа – «физис»). Они считали, что, осмыслив природу, можно осмыслить бытие. Каждый философ пытался найти единственное начало, первооснову мира – архэ. Большой вклад в философию физиса внесли три представителя Милетской школы. Фалес Милетский взял за первооснову воду. Он считал, что вода дает жизнь, значит, она стоит у истоков всего живого. Анаксимандр вообще считал первоосновой нечто неопределенное бесконечное, безбрежное – апейрон. Анаксимен утверждал, что первооснова есть воздух, а остальное это лишь сгущение или разряжение воздуха. Именно Анаксимен впервые ввел термин архэ. Было много других философов, которые хотели найти первооснову. Пифагор считал первоосновой число. Он говорил, что все меняется, а единица как была единицей, так ею и осталась. И именно число считают величайшим изобретением Пифагора. Гераклит выбрал за первооснову огонь. Мир вечно живой огонь. И изобрел новый вид мышления – диалектику. Эмпедокл выдвинул свою теорию о первооснове, которая просуществовала почти до 17 века. Он утверждал, что первоосновой являются 4 стихии: вода, земля, воздух и огонь. Их разделяет вражда, а объединяет любовь. Он наделил эти стихии своими качествами. Вода – мокрое и холодное, значит зима, север и старость. Земля – сухое и холодное, значит осень, запад и зрелость. Воздух – влажное и горячее, значит весна, восток и детство. Огонь – сухое и горячее, значит лето, юг и юность. Демокрит считал первоосновой атом. Это утверждали и представители такого течения в философии, как атомисты. Анаксагор считал первоосновой семена, так как они стоят у истоков развития живого организма. Эмпедокл выдвинул свою теорию о первооснове, которая просуществовала почти до 17 века. Он утверждал, что первоосновой являются 4 стихии: вода, земля, воздух и огонь. Их разделяет вражда, а объединяет любовь. Он наделил эти стихии своими качествами. Вода – мокрое и холодное, значит зима, север и старость. Земля – сухое и холодное, значит осень, запад и зрелость. Воздух – влажное и горячее, значит весна, восток и детство. Огонь – сухое и горячее, значит лето, юг и юность. Он был учеником школы врачевания. Благодаря нему универсальная теория объяснения архэ застряла на 200 лет. Атомисты выдвинули идею множественного первоначала, которая позволяла мыслить движение, возникновение и уничтожение вещей. Они исходили из того, что, не только бытие, но и небытие существует. При этом они представляли бытие в виде атомов, а небытие как пустоту. Движением атомов они объясняли те свойства чувственного мира, которые элеаты объявили пустой видимостью – изменчивость всех предметов и явлений. На основе атомистической гипотезы предлагалось решение целого ряда философских проблем. Прежде всего объяснялось единство мира – мир един, так как основу его составляют атомы. На основе принципов атомизма стало возможным объяснить образование множества разнообразных вещей путем различных сочетаний атомов. Наконец, атомизм объяснял процессы возникновения и уничтожения вещей, как процессы соединения и разъединения атомов. Атомы вечны, а их сочетания носят временный, переходящий характер. К концу V века до нашей эры учение атомистов представляло собой последнюю и наиболее теоретически развитую форму классической натурфилософии, которая уже завершила свое развитие и приходила к саморазложению.