В 1744 г. ординарный профессор физиологии из Лейпцига Самуэль Теодор Квельмальц (1696— 1758) также исследовал влияние электричества на человеческий организм.
В письме, датированном 7 декабря 1744 г., Кратценштейн пишет о том, что он вылечил некоему ученому мужу два пальца на руке с помощью одной-единственной электризации. Столь же оптимистично Кратценштейн сообщает далее, что у всех лиц, которых он подверг электризации, наблюдалось облегчение во всех членах и улучшение сна. Кратценштейн ссылается также на успешный эффект электролечения, полученный профессором Арнольдом из Кенигсберга.
После появления более мощного средства электрического воздействия на организм человека – конденсатор в виде лейденской банки её начали применять в электротерапии. Лейденский опыт (разрядка конденсатора через тело человека) был научной сенсацией XVIII в - всех восхищала длинная голубоватая искра и изумляло и пугало «электрическое потрясение» при разрядке лейденской банки, заряженной от электризационной машины. Эффект «электрического потрясения» явно преувеличивался некоторыми экспериментаторами, проводившими опыт на себе. Но убивая разрядами лейденской банки цыплят и т. п., Бенджамин Франклин, например, справедливо полагал, что достаточно большой батареей лейденских банок можно убить и человека
Действием электричества на человеческий организм интересовался Георг-Вильгельм Рихман. Он критически относился к сведениям, поступавшим из-за рубежа. Так, он убедился в том, что ускорения кровообращения у человека, находящегося в электростатическом поле (как сказали бы мы сегодня), не происходит.
Первые известные опыты электролечения на территории Российской империи принадлежат Павлу Паульсону. Как сообщает Рихман в начале 1753 г., «у нас в Лиф-ляндии <...> доктор медицины Паульсон при помощи электричества быстро вылечил человека, который после перенесенной им горячки в течение шести месяцев был немым и с одной стороны расслабленным, так что тот вновь обрел способность говорить и владеть своими членами». Паульсон в 1747 г. окончил медицинский факультет в Галле (после чего работал врачом в Дерите) и, несомненно, был учеником Крюгера.
В Петербурге электролечением систематически занимался «профессор медицинского электричества» городской больницы и (до 1795 г.) профессор физики Хирургического училища Готфрид Альберт Кольрейф (1749-1802). Под его руководством только в 1789 г. в больнице на Фонтанке у Обуховского моста прошли электролечение 60 человек, из них 20 «с наилучшим успехом», у некоторых курс продолжается, а у других электролечение не дало результатов.
В 1793 г. в Москве был издан перевод книги французского аббата Бертолона (?—1799), касающейся электролечения (книга была одобрена Лионской академией наук и вышла во Франции в 1781 г. В книге описывается электролечение различных болезней, включая некоторые виды слепоты.
Следует отметить, что медицинская наука традиционно «лидирует» среди других наук по подтасовке данных. Не заявляли ли пациенты электротерапевтов о своем «излечении» во избежание дальнейших пыток электрическими разрядами?
В 1793 г. в Москве вышел перевод книги королевского механика Джорджа Адамса (1709-1772), в которой также уделяется внимание электролечению (первое английское издание вышло в 1784 г.). В конце XVIII в. электролечение применялось в Екатерининской больнице в Москве.
Русский ученый-энциклопедист Андрей Тимофеевич Болотов (1738—1833) в провинции самостоятельно изготовил электромедицинское оборудование и с начала 1790-х годов регулярно проводил электролечение. Лечение осуществлялось разрядом лейденской банки с применением различных электродов для разрядки через больные органы человека. В течение 2-х лет электролечение прошли более 1500 чел.
Был написан ряд книг по исследованию действия электричества на организм человека. В качестве примера можно указать на книгу Марата, известного деятеля французской революции, врача по специальности. Он написал в 1783 г. «Трактат о медицинском электричестве», который был удостоен специальной премии. Однако все такие исследования в то время не привели к каким-либо положительным практическим результатам. Действительное применение электричества для лечения болезней началось гораздо позже. Но такие исследования сыграли большую роль в усилении интереса к исследованиям электрических явлений вообще. Больше того, как мы увидим ниже, именно исследование влияния электричества на живой организм привело к открытию итальянским врачом Гальвани так называемого гальванического электричества.
История применения электрических явлений в медицине очень интересна тем, что она показывает, как новые открытия в области физических наук бывают вызваны задачами других наук (в данном случае медицины).
Вместе с ускорившимся развитием опытного исследования электрических явлений возникают и теории этих явлений.
Конечно, еще до середины XVIII в. существовали некоторые соображения о природе электричества. Но они были весьма примитивными. В большинстве случаев электрические действия объяснялись наличием вокруг заряженных тел неких электрических атмосфер.
В середине XVIII в. появляются уже более содержательные теории электрических явлений. Эти теории можно разделить на две основные группы.
Первая группа - это теории электрических явлений, основанные на принципе дальнодействия.
Вторая группа - это теории, в основу которых положен принцип близкодействия.
Остановимся сначала на развитии теории дальнодействия, которая получила в XVIII в. почти всеобщее признание. Основоположниками теории дальнодействия были Франклин и петербургский академик Эпинус.
Франклин еще в 40-х г. XVIII в. построил теорию электрических явлений. Он предположил, что существует особая электрическая материя, представляющая собой некую тонкую, невидимую жидкость. Частицы этой материи обладают свойством отталкиваться друг от друга и притягиваться к частицам обычной материи, т. е. к частицам вещества, по современным понятиям.
Электрическая материя присутствует в телах в определенных количествах, и в этом случае ее присутствие не обнаруживается. Но если в теле появляется избыток этой материи, то тело электризуется положительно; наоборот, если в теле будет недостаток этой материи, то тело электризуется отрицательно. Название «положительное и отрицательное электричество», как уже упоминалось, принадлежит Франклину.
Электрическая материя, по Франклину, состоит из особо тонких частиц, поэтому она может проходить сквозь вещество. Особенно легко она проходит через проводники.
Из теории Франклина следует очень важное положение о сохранении электрического заряда. Действительно, для создания, например, отрицательного заряда на каком-либо теле нужно от него отнять некоторое количество электрической жидкости, которая должна перейти на другое тело и образовать там положительный заряд такой же величины. После соединения этих тел электрическая материя вновь распределится между ними так, чтобы эти тела стали электрически нейтральными.
Это положение Франклин демонстрировал на опыте. Два человека стоят на смоляном диске (для изоляции их от окружающих предметов и земли). Один человек натирает стеклянную трубку. Другой касается этой трубки пальцем и извлекает искру. Оба человека теперь оказываются наэлектризованными: один - отрицательным электричеством, другой - положительным. Но при этом их заряды равны по абсолютной величине. После соприкосновения люди потеряют свои заряды и станут электрически нейтральными.
Теория Франклина была развита Францем Эпинусом (1724 - 1802). При этом Эпинус как бы брал за образец теорию тяготения Ньютона.
Ньютон предположил, что между всеми частицами обычных тел действуют дальнодействующие силы. Эти силы центральные, т.е. они действуют по прямой, соединяющей частицы.
Эпинус же предполагает, что между частицами электрической материи также действуют центральные дальнодействующие силы. Только силы тяготения являются силами притяжения, силы же, действующие между частицами электрической материи, - силами отталкивания. Кроме того, между частицами электрической материи и частицами обычного вещества, так же как и у Франклина действуют силы притяжения. И эти силы аналогично силам тяготения являются дальнодействующими и центральными.
Далее Эпинус подобно Ньютону говорит, что введенные им силы нужно признать как факт и что в настоящее время нельзя объяснить, каким образом они действуют через пространство. Придумывать же необоснованные гипотезы он не желает. Здесь он полностью копирует Ньютона.
Эпинус идет дальше, сравнивая силы тяготения и электрические силы. Он предполагает, что силы, действующие между частицами электрической материи, «изменяются обратно пропорционально квадрату расстояния. Так можно предполагать с некоторым правдоподобием, ибо в пользу такой зависимости, по-видимому, говорит аналогия с другими явлениями природы». Эта предполагаемая аналогия и дает возможность Эпинусу построить теорию электрических явлений.
Одной из интересных его работ было исследование электрической индукции. Эпинус показал, что если к проводнику приблизить заряженное тело, то на проводнике появляются электрические заряды. При этом сторона его, к которой подносят заряженное тело, электризуется зарядом противоположного знака. И наоборот, на удаленной части проводника образуется заряд того же знака, что и на поднесенном теле.
Если убрать заряженное тело, то проводник снова становится незаряженным. Но если проводник может быть разделен на две части в присутствии заряженного тела, то получатся два проводника, заряженные разноименными зарядами, которые останутся и при удалении индуцирующего заряда.