Институт Транспорта и Связи
ЭТИКА
УЧЕНИЕ О МОРАЛИ И НРАВСТВЕННОСТИ
Тема: учение о морали и нравственности
Тип: контрольная работа №1
Выполнил: Ситников Максим
группа 3301 BN
Дата сдачи на проверку: ______ ___
Дата возврата на доработку:______ ___
Зачет/не зачет
Преподаватель: О.В. Позднякова
Рига-2004
Контрольная работа № 1.
ЭТИКА - УЧЕНИЕ О МОРАЛИ И НРАВСТВЕННОСТИ
Цель контрольной работы:
• определение предмета этики;
• выявление места этики в системе гуманитарных наук;
• рассмотрение основных функций науки о морали; анализ роли морали в
жизни общества.
Основные вопросы:
1. Предмет, метод и основные функции этики.
2. Понятие морали, ее сущность.
3. Назначение и функции морали.
* * *
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:
1. Укажите, какие приведенные ниже понятия и определения соответствуют друг другу:
а) нравственность 1) внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек;
б) норма 2) этически узаконенное установление, признанный обязательный порядок;
в) этика; 3) философское учение о морали, ее развитии,
в принципах, нормах и роли в обществе;
г) обычай 4) традиционно установившиеся правила
общественного поведения;
д) мораль 5) нравственные нормы поведения, отношений с
людьми;
е) добродетель 6) положительное нравственное качество, высокая нравственность.
2. Какие формы познания морали предшествовали этической науке?
Способом познания мира и морали являлись непосредственно чувства человека.
3. С именами, каких мыслителей прошлого связано развитие этических
исследований?
Сократ – фактически родоначальник диалектики, как метода отыскания истины путем постановки наводящих вопросов. Сократ первым из философов делает моральное бытие человека и вопросы блага и добродетели, добра и зла, пользы и счастья, предметом рассмотрения философии.
Платон – ученик Сократа, его библиограф и толкователь, создал ряд трудов по морали, космогонии, политике. В труде «Государство, политика, закон» определил типы государств и предложил макет совершенного государства, основанного на 4 доблестях - мудрости, мужестве, благоразумие, справедливости.
Аристотель – ученик Платона, отвергнувший его учение и, в последствии создавший собственное. Аристотель – определил и классифицировал науки, разделив их на три большие группы: теоретические, практические и творческие. Аристотель считал разум мерилом истинной сущности человека, признаком его индивидуальности.
Протагор – философ, виднейший из софистов. Утверждал субъективную обусловленность знания и выдвинул тезис: «Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, а несуществующих, что они не существуют».
В Афинах Протагор обвинялся в атеизме
Эпикур – Основная идея философии Эпикура заключается в том, что человек, удовлетворяющий свои естественные, необходимые, телесные потребности уже может вполне считаться счастливым. В философии Эпикура основное внимание уделено наслаждению и счастью, которое от него происходит. Человек, испытывающий наслаждение является свободным от страданий. Человек может обрести полную свободу, покой и безмятежность лишь при полном отрешении индивида от окружающего мира. Внутреннее раскованное безразличное отношение к удовольствиям позволяет индивидууму постичь всю их сладость.
4. Назовите причины, обусловливающие интерес многих философов к этической проблематике.
Этика выясняет место морали в системе общественных отношений, анализирует ее природу и внутреннюю структуру, изучает происхождение и историческое развитие нравственности, теоретически обосновывает ту или иную ее систему. Тот смысл, который вкладывается в нравственный идеал, существенно зависит от миропонимания людей и поэтому различен в тех или иных философских системах. Когда становиться ясным, то поведением человека управляют обычаи людей, установления культуры, все то, что составляет иную, вторую, не - вещную природу, эта "вторая природа" предстает как результат выбора и продукт творчества, активности самого человека. Она рукотворна и создана самим человеком. А это означает, что нравственности можно научиться. Для многих философов процесс развития морали, образа мышления, проблемы добра и зла представлял и представляет огромный интерес. Каждый, выдвигая ту или иную точку зрения, пытается объяснить поступки людей и создать модель идеальной морали, идеального человека, общества и государства. Возможно, кого-то к этому побуждает тщеславие, а кого-то искреннее желание изменить мир к лучшему. Дать людям идеал, к которому они будут стремиться.
5. В какой исторический период этика оформилась как самостоятельная научная дисциплина?
а) IV в. до н.э.;
б) XI-XII вв.;
в) конец XVIII в.
г) XIX в.;
д) середина ХХ в.
6. Назовите известных Вам мыслителей, внесших наибольший вклад в процесс
становления современной этики и оказавших наибольшее влияние на ее
дальнейшее развитие.
Гоббс, Спиноза, Кант, Ницше
7. Кто из мыслителей ввел в научный обиход термин «этика»?
а) Сократ;
б) Аристотель;
в) И. Кант;
г) Л. Толстой.
8. Что из перечисленного ниже является предметом этики как науки?
а) общество в целом;
б) общественные отношения;
в) мораль общества;
г) мораль индивида;
д) моральное сознание;
е) нравственные оценки и ценности;
ж) совокупность правил и норм поведения;
з) само поведение людей;
и) свойства и способности человеческого характера.
9. В чем заключается гносеологическая функция этики?
а) в определении альтернатив общественного развития;
б) в познании механизмов функционирования общества;
в) в приобщении индивидов к определенным традициям, обычаям, правилам
поведения.
10. В чем заключается прогностическая функция этики?
а) в магическом предсказании будущего;
б) в разработке эффективных способов преобразования общества;
в) в выработке способности рационально оценивать общественные процессы;
г) в разработке возможных альтернатив развития общественных процессов.
11. В чем заключается инструменталистская функция этики?
а) в разработке эффективных методов этических исследований;
б) в разработке эффективных методов реформирования общества;
в) в приобщении индивида к определенной культуре;
г) в определении и разработке возможных сценариев общественного развития.
12. Как говорил Аристотель, юноша – неподходящий слушатель для лекций по
этике. Как Вы считаете, что имел в виду древнегреческий мыслитель? Всегда
ли этика может повлиять на человека?
Я считаю, что Аристотель подразумевал молодость если не как глупость, то как хаотичность в суждениях и взглядах. Вопросы морали и нравственности становятся интересны человеку лишь по достижению какой-либо вехи, при накоплении каких-то знаний, что, вступая в конфликт с его личностными суждениями, заставляют обраться к изучению этики. Большинство людей никогда не задумываются о таких сложностях, если они и слышали о Платоне и Канте, то разницу между ними объяснить не в состоянии. Да им это и ни к чему. Основной запас этических ценностей человеку прививают родители, исходя из собственных взглядов на жизнь, и школа, исходя из соображений общества, политики т.п. Большинству людей этого вполне достаточно, и если с течением лет их этические взгляды меняются, то не намного. Насколько этика может повлиять на человека? В моем понимании повлиять – значит сделать лучше. Тогда это опять же это зависит от человека. Одни способны учиться и воспринимать новое, другие нет. Одни способны поступить морально, другие нет. Но в любом случае этика не сможет повлиять на человека, если он сам этого не захочет. Кому-то в его стремлении поможет та или иная религия. Кому-то тщательный неторопливый самоконтроль и самоанализ. Но отбросить свои старые суждения и ценности и начать действовать с позиции какой-либо моральной концепции не способен никто.
13. Какой смысл вкладывается в понятие «мораль»? С чем связана многозначность этого термина?
Слово "мораль" означает в современном языке примерно то же самое, что и нравственность. Поэтому большинство специалистов не проводят строгого разграничения между моралью и нравственностью, и считает эти слова синонимами. Понятие "мораль" чрезвычайно многозначно. Существует несколько десятков определенной морали. Чаще всего под моралью понимают один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе, а также особую форму общественного сознания и вид общественных отношений. Мораль по большому счету это система ценностей характерная определенному человеку и обществу в определенный момент времени. Мораль, регулируя человеческие отношения, опирается не на силу государственной власти, а на силу сознания, на убеждение. Можно сказать, что мораль держится на трех важнейших основаниях.