Кроме того, одним из аспектов философского учения Ницше является критика христианской морали. Отмечу, что здесь Ницше говорил о христианстве - исконно нашем, доморощенном, слишком человеческом, то есть напрочь оторванном от истинного предназначения учений самого Христа. Для Ницше христианство стало символом зависимого, униженного, смиренного, а стало быть "несчастного" сознания. Внемлите же! Ведь эта точка зрения немецкого мыслителя весьма актуальна для России сегодня, в связи с весьма распространенным мнением о том, что религия едва ли не единственная нравственная спасительница страны, дескать только она способна дать человеку подлинный подъем духа; только она "скрепляет нацию"; она "наиболее действенное средство массового воспитания морали", так как она "дает общедоступное представление о нравственности, без которого мораль не существует". Трудно сказать, что больше в этом признании: реальной потребности в массовом воспитании ("творцов"), или все же потребности в воспитании "масс", исполненной снисходительной заботы о рабочей силе (о "твари"), которая только благодаря религии сможет стать нравственной? Ницше верил в возможности самого человека ("творца" в человеке) - единственного творца самого себя и своей истории. Читайте Ницше! - но осторожно! – взрывоопасность его учения, все так же, если не более, актуальна для нашего времени - с его огромными запасами средств для уничтожения жизни на планете. И только (подчеркиваю) вооружившись добродетелями правильного чтения можно понять, что Ницше заставляет - думать, сравнивать, размышлять, а не зовет на баррикады! И тогда, услышав голос разума - своего разума, победить наконец "тварь" внутри себя!
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
БОЛЬШЕ - ПОЛЕ БИТВЫ, ЧЕМ ЧЕЛОВЕК 3
ЛИЧНОСТЬ ФРИДРИХА НИЦШЕ
КАК СТАНОВЯТСЯ СОБОЙ 6
РОЖДЕНИЕ ТРАГЕДИИ 9
ТАК ГОВОРИЛ ЗАРАТУСТРА 15
КАК ФИЛОСОФСТВУЮТ МОЛОТОМ 18
УЧЕНИЕ НИЦШЕ О СВЕРХЧЕЛОВЕКЕ
ИДЕАЛ ЧЕЛОВЕКА – СВЕРХЧЕЛОВЕК 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ИМЕЕТ ЛИ ПРАВО ДРОЖАЩАЯ ТВАРЬ? 28
P. S. 29
ЛИТЕРАТУРА
Фридрих Ницше Сочинение в 2-х томах / Под ред. К. А. Свасьян /
Издательство «Мысль», Москва 1990 г.