В 1879 г. Кризис болезни: почти каждодневные приступы, сопровождающиеся непрерывной рвотой, значительное ухудшение зрения - вплоть до невозможности самому читать и писать. Летом этого же года, из-за невозможности преподавать - по состоянию здоровья, Ницше подает прошение об отставке и, получив ежегодную пенсию в 3000 франков, покидает Базель. С этого момента великий мыслитель, который еще осуществит великий поход на мораль и прежние представления о добре, зле, любви, религии - начинает, в сущности, скитальческий образ жизни. Этому периоду принадлежит "Странник и его тень".
В 1880 г. Ницше с П. Гастом выезжает в Венецию. Гаст много читает для Ницше, а так же переписывает и правит рукописи, к тому времени, уже полуслепого творца. В сущности Гаст начиная с "Человеческого, слишком человеческого" выполнял роль писателя, а Ницше - автора. Так же появилась и "Утренняя заря", в которой уже сформулировано одно из краеугольных понятий ницшеанской этики - "нравственность нравов".
Проанализировав связь падения нравственности с ростом свободы человека, Ницше предположил: «свободный человек хочет во всем зависеть от самого себя, а не от какой-либо традиции». Последнюю он считал: «высшим авторитетом, которому повинуются не оттого, что он велит нам полезное, а оттого, что он вообще велит». Вот - еще пока не высказанное, но уже прочерченное отношение к морали, как к чему-то относительному, так как поступок, нарушающий сложившуюся традицию, всегда выглядит безнравственным, даже если в его основе лежат мотивы - положившие начало той самой традиции. Немногим позже, в Мариенбаде, Ницше скажет: «Наверно со времен Гете здесь не было еще такого напряжения мысли, и даже Гете не приходилось обдумывать столь принципиальные вещи - я далеко превзошел самого себя».
"Утренняя заря" – книга мыслей «о морали как предрассудке». С этой книги Ницше начинает свой великий поход против общепринятой морали самоотречения. Однако несмотря на первый открытый призыв расстаться со всем тем, что до сих пор почиталось и даже боготворилось, "Утренняя заря" не содержит ни одного отрицательного слова, ни одного нападения, ни капли злости. Сам Ницше так определит ее: "Эта утверждающая книга изливает свой свет, свою любовь, свою нежность на сплошь "дурные" вещи, она возвращает им "душу", чистую совесть и преимущественное право на существование. На мораль не нападают, ее просто не принимают в расчет…". Основная задача этого произведения: подготовить человечеству момент высшего самосознания, который помог бы в грядущей переоценке освободиться от старых ценностей и принять все новое, что до сих пор запрещали, презирали и проклинали в морали. Иначе говоря, попытка указать верный путь: «Есть так много утренних зорь, которые еще не светили».
В 1881 г. происходит самое главное событие в жизни Ницше, в долине Верхнего Энгадина на него снизошли два "видения": идея «вечного возвращения» и образ Заратустры. Здесь происходит перелом, который ярко продемонстрирован в следующей книге.
Зимой 1881-82 гг. появится "Веселая наука". Задуманное как продолжение к предыдущей книге , это произведение - с весельем, песнями и плясками, переходит от радикализации восприятия мировозрительного горизонта "Человеческого, слишком человеческого" до катастрофизма книг последнего периода. Здесь - ревизии подвергается и сам Вольтер, взятый в союзники против испорченной вагнерианством "грандиозной греческой проблемы". Урок Вольтера был усвоен, а афористическая техника ученика не то чтобы не уступает, но и явно превосходит образец, поэтому этот сорт ментальности, так же, будет отброшен как выжатый лимон, а полученный эффект самоочищения и самоопределения позволит сказать: «Теперь я, с большой долей вероятности , самый независимый человек в Европе».
С этого момента началось новое измерение мысли Ницше, невиданное никогда прежде отношение к двум с половиной тысячелетиям европейской истории, культуре и морали как к личной своей проблеме: «Я вобрал в себя дух Европы - теперь я хочу нанести контрудар». Столь интимное переживание истории не могло обернуться ни чем иным, как "ясновидением" и открытой раной оставленной "отравленной стрелой познания", а сам Ницше - "полем битвы". Здесь он проникнет за «6000 футов по ту сторону человека и времени» и определит задачи, которые и не мерещились Вольтеру.
В 1882 г. некоторое улучшение состояния. Ницше едет в Рим, где знакомится с Лу фон Саломэ, почитательницей своего таланта. Он будет настолько увлечен ею, что дважды предложит выйти за него замуж. «Лу - дочь русского генерала, и ей 20 лет; она проницательна, как орел, и отважна, как лев, и при всем том, однако, слишком девочка и дитя...». Причина столь страстного увлечения становится ясна после знакомства Элизабет Ницше с Лу, после которого сестра, охваченная ужасом из-за «совершенной аморальности подруги своего брата», увидела в ней "персонифицированную философию" Ницше. Беспокойство матери и интриги сестры в скором времени сказываются на Ницше пугающе-серьезным образом: вплоть до мыслей о самоубийстве и разрыва с Лу, матерью и сестрой. Глубокие и искренние переживания сказываются и на состоянии здоровья: «...если мне не удастся открыть фокус алхимика, чтобы обратить и эту грязь в золото, то мне конец...».
В 1883-85 гг. Ницше создает своего рода библию "Так говорил Заратустра". Это произведение станет вершиной лика поэта в Ницше, гений которого - творец иллюзий, предложит воображению людей иную любовь и ненависть, иное добро и зло, но не в угоду своему развоевавшемуся ЭГО, а во имя спасения человечества.
ТАК ГОВОРИЛ ЗАРАТУСТРА
«Я хочу учить людей смыслу их бытия: этот смысл есть сверхчеловек, молния из темной тучи, называемой человеком. смотрите, я - провозвестник молнии; а имя той молнии - сверхчеловек»
Так говорил Заратустра
«Книга для всех и ни для кого» - так звучит подзаголовок библии Ницше. Таков круг его подлинных читателей и всего о нем. Эта священная, для Ницше, книга - огромна по своему замыслу. Она не только вызывающе смелая и чрезвычайно захватывающая, но и без сомнения, обладает огромной лирической силой. Это произведение, если следовать генезису мысли Ницше, было задумано как новое евангелие, которое заставит забыть евангелие Христа.
Предыстория появления этого произведения начинается еще с 1875 г., когда Ницше, исследовав все учения нравственности, указал на их иллюзорное основание. Кроме того усиленно занимаясь изучением трудов по естествознанию, он познакомился с гипотезой Дюринга., который высказал мысль, что Вселенную можно было бы представить, в любой момент времени, в виде определенной комбинации элементарных частиц. Тогда мировой процесс будет калейдоскопом этих различных комбинаций, число которых имеет предел. А это означает, что после построения последней комбинации может вновь сложиться первая. Следовательно, мировой процесс - не что иное, как циклическое повторение однажды уже бывшего. Дюринг как позитивист отвергал такую гипотезу, считая количество комбинаций уходящим, по выражению Гегеля, в «дурную бесконечность». Однако эта идея глубоко поразила Ницше.
Переосмыслив предположение Дюринга, Ницше создает концепцию, что в основе бытия лежит некое определенное количество квантов силы, понимаемых не физически, а биологически. Кванты эти, подобно объективациям воли в философии Шопенгауэра, находятся в постоянной борьбе друг с другом, образуя при этом различные сочетания. А так как число квантов постоянно, то количество сочетаний конечно, и периодически должны складываться комбинации, уже существовавшие когда-то прежде: «Все становление имеет место только в рамках вечного круговращения и постоянного количества силы». Таким образом, бытие в том виде, в каком оно существует, не имеет цели и смысла, оно неумолимо вновь и вновь повторяется, никогда не переходя в небытие - неизбежный вечный круговорот и вечное возвращение. Но, следовательно, повторяется и человек, а значит, никакой потусторонней небесной жизни в природе не существует и каждое мгновение вечно, поскольку неизбежно возвращается. Свое понимание мира Ницше определит так: «Это слепой механизм, непрерывно и бесцельно вертящееся колесо». Между тем, он захотел быть в этом мире пророком, учить о добродетелях и целях жизни, возвышать и обесценивать ценности, диктовать скрижали.
В начале 80-х, на Ницше снизошли два "видения": сначала идея о "Вечном возвращении", а потом и образ самого Заратустры. Эти "видения" Ницше проиллюстрирует в окончании «Веселой науки»:
Первое - в беседе с демоном (отрывок «Величайшая тяжесть»): «...что если бы днем или ночью подкрался к тебе в твое уединеннейшее одиночество некий демон и сказал тебе: «Эту жизнь, как ты ее теперь живешь и жил, должен будешь ты прожить еще раз и еще бесчисленное число раз; и ни чего в ней не будет нового, но каждая боль и каждое удовольствие, каждая мысль и каждый вздох, и все несказанно малое и великое в твоей жизни должно будет заново вернутся к тебе, и все в том же порядке и в той же последовательности, - также и этот паук и этот лунный свет между деревьями, также и это вот мгновение и я сам. Вечные песочные часы бытия переворачиваются все снова и снова – и ты вместе с ними, песчинка из песка!» …Овладей тобою эта мысль, она бы преобразила тебя и, возможно, стерла бы в порошок; вопрос сопровождавший все и вся: «Хочешь ли ты этого еще раз и еще бесчисленное число раз?» – величайшей тяжестью лег бы на твои поступки!..»