Смекни!
smekni.com

шпоры (стр. 7 из 17)

7(2). Демокрит.

Учение Демокрита было закономерным результатом всего предшествующего развития философской мысли. Согласно учению Демокрита- Вселенная, состоящая из атомов веществ и пустоты, является движущейся материей. Она реальна, как и бытие. Атомы, которые находятся в постоянном движении, соединяясь, образуют все вещи. Когда атомы разъединяются, вещи гибнут. Теория атомарного строения мира Демокрита была самой убедительной по своим принципам из созданных ранее. Идея бесконечного количества миров во Вселенной неразрывно связана с именем Джордано Бруно. Однако она явилась лишь возрождением идей Левкиппа и Демокрита. Они утверждали, что во Вселенной одновременно существует множество различных и одинаковых миров. Они расположены на различных расстояниях друг от друга, находятся на различных стадиях развития. Всё во Вселенной, по мнению Демокрита, происходит по закону необходимости. Под этим понятием он понимал бесконечную цепь причинно-следственных связей. А найти причины различных явлений, по мнению Демокрита, является основной задачей мудреца.

Демокрит считал, что человек-продукт природы. Демокрит не разделяет внутренние органы человека и животных. По его мнению, тела и человека, и животных состоят из одной и той же материи . О движущихся в лучах солнца пылинках Демокрит говорил как о модели движущихся атомов души. Душу человека составляют огненные атомы. Большая концентрация этих атомов, то есть душа, отличает человека от животных. Движение атомов души является источником жизни и сознания. Однако душа не заперта в теле, а находится в тесной с ним связи. Дыхание обеспечивает человеку равновесие. Оно выравнивает количество огненных атомов, уходящих с выдохом и приходящих с вдохом. Отрицание отдельной от тела души подтверждает атеистический характер учения Демокрита. Движением атомов Демокрит объясняет и такие явления как смерть и старость.

Человек для Демокрита - это не только душа и тело, это целый микрокосмос. Процесс познания человека состоит из ощущений и из разумного познания. Первое, чувственное познание, Демокрит считает “тёмным”, так как оно затемняется обманом ощущений. Второе же, разумное познание, он называет “светлым”, так как оно глубже проникает в суть вещей. Эти два пути познания, через ощущения и разум, выступают у Демокрита как два уровня познания, высший и низший. Причём они взаимно дополняют друг друга. Трудность познания состоит в том, разум не может найти истину без чувств, а чувствам доверять нельзя. Трудность познания обуславливает также индивидуальные чувства человека. Демокрит, сознавая всю сложность отношений субъекта к объекту, ставил важную проблему, получившую в философии Нового времени название проблемы “первичных и вторичных качеств”. Первичные качества - это фигура, порядок и положение атомов. Они существуют и постигаются разумом. Вторичные качества – это свойства вещей, воспринимаемые чувственно (тепло, холод, запах и т.д.).

Книга Демокрита “О том, что в Аиде” была направлена против веры в загробную жизнь и содержала два аспекта, “физический” и моральный. О воскресших людях Демокрит говорил, что на самом деле они не умирали, так как сердце задержало искорку жизни, и они лишь казались умершими. Таким образом, эти мнимые воскрешения Демокрит объяснял естественными причинами. Веру в загробную жизнь Демокрит называл нелепой и обманчивой, приносящей вред людям. Демокрит считал, что смерть – это естественное и неизбежное явление. Однако подобные взгляды были чужды простому народу.

Спокойным состоянием духа Демокрит считал спокойное настроение, при котором атомы души движутся равномерно. А спокойствие души и есть счастливая жизнь. Источник морали Демокрит видел в земной жизни. Цель жизни Демокрит видел в счастье, но оно не должно сводиться к телесным наслаждениям. Важнейшее условие счастья, меру, помогает соблюсти разум. Мера в образе жизни человека является основным условием его счастья, а также здоровья. Человек должен соблюдать меру и в личных, и в общественных делах. Людей, не знающих меры в наслаждении, Демокрит называет глупцами.

Впервые в этике Демокрита моральные нормы определялись не внешним поведением, а внутренним содержанием, самоконтролем. Новым было и то, что этика Демокрита нерелигиозна. Разумный человек свободен от страха и суеверий. А знание является огромной моральной ценностью. Источник морали находится в самом человеке, в его чувствах и разуме. Основой социальной философии Демокрита была античная теория естественного права. Демокрит считал, что по природе все люди равны. А идеальным правителем философ считал того, кто, прежде всего, властвует над самим собой. Таким правителем был, по мнению Демокрита, был Перикл, а Афинский полис его времени был для Демокрита идеалом государственного устройства. Учение Демокрита открывало новые возможности для общественных перемен, так как закон, по его словам, “не должен людям мешать жить”.