Смекни!
smekni.com

История зарубежной философии (стр. 3 из 9)

Чтобы познать государство необходимо предварительно изучить человека, склонности и нравы людей, объединившихся в гражданское общество. Этим занимается философия морали. Он использует два основных метода доказательств: синтетический, соответствующий сложению и аналитический, соответствующий вычитанию. Гоббс убежденный материалист, лишивший материю, предметы и тела внешнего мира всех их многообразных качеств, за исключением протяженности. Он признает только одну субстанцию - материальную. Всю существующую в мире совокупность тел соединят общество и государство. Возникает потребность в общении, появляется речь, развивается способность к рассуждению и разуму. Но разум вкладывает в человека Бог. Гоббс утверждал, что источником познания служат чувственные восприятия, из которых мы черпаем все наши знания. В этой связи Гоббс различает два вида знания: первичное, основанное на восприятии и памяти, на чувственном опыте, и вторичное, которое "имеет своим источником ум. Последовательность ощущений обусловлена воздействием внешних объектов на органы чувств. В своем учении Гоббс рассмотрел и другие проявления человеческой природы. Это, во-первых, влечения и отвращения, аффекты, способности и нравы, составляющие эмоционально- нравственную сторону познания. Английский философ утверждал, что природа сделала людей равными в отношении их физических и умственных способностей, он отрицает какую бы то ни было свободу воли. Но свободный человек - это не тот, кто заявляет: "я могу делать то, что хочу", а тот, кому ничто не препятствует делать желаемое.

10. Критика врожденных идей Локком. Учение об уме и идеях.

11. Учение Локка о естественном и общественном состояниях человека. Расхождения с Гоббсом.

Критика врожденных идей Локком. Учение об уме и идеях

Дж. Локк (1632-1704)- английский философ - сенсуалист. Он отвергал врожденные идеи и полагал, что все наши идеи мы черпаем из опыта, ощущений. Люди не рождаются с готовыми идеями. Голова новорожденного - чистая доска (tabula rasa), на которой жизнь рисует свои узоры - знание. Так Локк обосновывал сенсуализм в противоположность рационализму Декарта. Критикуя Декарта о врожденных идеях, Локк утверждал: если бы идеи были врожденными, они были бы известны одинаково как ребенку, так и взрослому, как идиоту, так и нормальному. Нет ничего в уме, чего раньше не было в ощущении, - основной тезис Локка. Ощущения получаются в результате действия внешних вещей на наши органы чувств. В этом состоит внешний опыт. Внутренний же опыт (рефлексия) есть наблюдение ума за своей деятельностью и способами ее проявления. Однако в трактовке внутреннего опыта под влиянием рационализма Локк все же допускает, что уму пресуща некая спонтанная сила, не зависящая от опыта, что рефлексия помимо внешнего опыта порождает идеи существования, времени, числа. Отрицая врожденные идеи как внеопытное и доопытное знание, Локк признавал наличие в разуме определенных задатков, или предрасположенности, к той или иной деятельности.
Он выдели три вида знания по степени его очевидности: исходное (чувственное), дающее знание единичных вещей; демонстративное знание через умозаключение, например через сравнение и отношение понятий; высший вид - интуитивное знание, т.е. непосредственная оценка разумом соответствия и несоответствия идей друг другу.
Он развивал идеи о связи языка и мышления, выдвинув понятие семиотики как общей теории знаков и их роли в познании. Развивая идеи Гоббса о связи языка и мышления, Локк выдвинул понятие семиотики, как общей теории знаков и их роли в познании.

Учение Локка о естественном и общественном состояниях человека.

Локк полностью разделял идеи естественного права, общественного договора, народного суверенитета, неотчуждаемых свобод личности, сбалансированности властей, законности восстания против тирана. До возникновения государства люди пребывали в естественном состоянии. В предгосударственном общежитии “нет войны всех против всех”. Господствует равенство ,”при котором всякая власть и всякое право являются взаимными, никто не имеет больше другого”. Однако, в естественном состоянии отсутствуют органы, кот. могли бы беспристрастно решать споры между людьми, осуществлять надлежащее наказание виновных в нарушении естественных законов. Все это порождает обстановку неуверенности, дестабилизирует обычную размеренную жизнь. В целях надежного обеспечения естественных прав, равенства и свободы, защиты личности и собственности люди соглашаются образовать политическое общество, учредить государство. Локк особенно акцентирует момент согласия : “ Всякое мирное образование государства имело в своей основе согласие народа”.

Государство представляет собой, по Локку, совокупность людей, соединившихся в одно целое под эгидой ими же установленного общего закона и создавших судебную инстанцию, правомочную улаживать конфликты между ними и наказывать преступников. От всех прочих форм коллективности (семей, господских владений) государство отличается тем, что лишь оно воплощает политическую власть, т.е. право во имя общественного блага создавать законы для регулирования и сохранения собственности, а также право применять силу общества для исполнения этих законов и защиты государства от нападения извне. Право на жизнь и владение имуществом, свободу и равенство, человек не отчуждает никому и ни при каких обстоятельствах. Эти неотчуждаемые ценности - окончательные границы власти и действия государства, преступать которые ему заказано.

Расхождения с Гоббсом.

По мне­нию Лок­ка, из­на­чаль­но су­ще­ст­во­ва­ло ес­те­ст­вен­ное со­стоя­ние лю­дей, од­на­ко это не бы­ла Гоб­бсо­ва “вой­на всех про­тив всех”. В отличие от Гоббса он считает, что общ-во сложилось или складывалось до появления государства, государство же призвано не ограничивать социальную свободу и инициативу, а гарантировать их. Верховным сувереном в гс-ве является не правительство, а нация. Если правительство (правитель) поступает вопреки действующему праву и извращает з-ны или вообще не считается с ними, напр. отнимая собственность граждан и произвольно ею распоряжаясь, то подданные вправе расторгнуть соглашение с правительством и. используя право на самозащиту, подняться на насильственную революцию. Именно в этот кратковременный период народ реально использует свой суверенитет.

12. Монадология Лейбница.

13. Теодицея Лейбница. Работа Лейбница «Рассуждения о метафизике».

Лейбниц Г. (1646-1716) основные произведения : Теодицея, Манадология.. Утверждал, что его философская система представляет собой гипотезы. Он предлагает всместо субстанций существование множества идеальных субстанций, которые наделены способностью к познанию. Каждая их субстанций представляет собой подобие души- манада. Свойства манад: восприятие, воля, активность. Каждая из душ индивидуальна. Различаются они в зависимости от способа восприятия. Существую манады- человеческие души; другие манады без разума, воспринимают мир чувствами и т.д. Соединяет эти манады то, что они все были сделаны богом: монады Лейбница не могут погибнуть естественным образом, они могут быть только уничтожены божественной волей, которая их сотворила. Они не погибают и не возникают, а, будучи сотворены однажды, составляют элементы мироздания. Так в системе Лейбница решается вопрос о бессмертии души: бессмертием обладает каждая индивидуальная душа, сохраняя свою обособленность и индивидуальность и после смерти. Монады не могут сообщаться друг с другом, влиять друг на друга или испытывать влияние чего-то извне. Однако в то же время каждая из монад воспринимает в себе самой весь космос во всем его богатстве и многообразии. В зависимости от степени ясности своих представлений монады воспринимают мир лишь смутно и неотчетливо, либо более ясно и, наконец, даже при свете сознания, как человеческая разумная душа.

Г.В. Лейбниц ввел термин теодицея (греч. теос - бог и дике - справедливость) .
По его мнению, мир, созданный богом, совершенен настолько, насколько может быть совершенным творение. Если бы создатель изъял из него несовершенства, страдания, зло, то целокупное совершенство вселенной было бы нарушено. Все в этом мире развивается наилучшим образом. Наличие зла – это простая случайность. Душа бессмертна (человека). Разум тела приводит к смене тела душою. Лейбниц утверждает, что в мире нет разрушений, а происходит постоянное развитие. В конце мироразвития будет божье царство. Лейбниц не отрицает, что разумная деятельность может осуществлятся на основе эмпирического опыта. На ¾ человеческая душа тождественна душе животных.