17. Учение Канта о вещи в себе. Трансцендентное и трансцендентальное.
18. Структура человеческой способности познания по Канту. Априоризм.
19. Критика кантом метафизики.
Иммануил Кант (1724-1804).
Предпосылки Кантовской философии –существование научного знания (например физика Ньютона). Вопрос: как возможно научное познание? Как возможна философияи возможна ли она?
S O2 1 Чувств. Стор. Сущн. сама по себе
Рац. явл. для нас.
Познание начинается с опыта. Оно складывается из того, что привносится из вне и со стороны самого субъекта. Все, что нам дано для опыта- это явление. За явлением стоит вещь в себе, недоступная нам. Такой принцип распространяется на все существующие предметы познания. О вещах в себе мы можем сказать: существуют, не познаваемы, воздействуют на наши органы чувств. Непознаваемость вещей в себе- это агностицизм Канта. А явления познаваемы.
Познавательная способность делится на 2 части:
чувственное: повернута к явлениям; с помощью нее мы получаем опыт в виде чувственных образов, которые могут быть предметами научного познания или априорными формами чувственности ( пространство и время);
рациональное: осуществляет выражение самого субъекта; делится на 2 части: - рассудок, направленный на чувственность (1)- он привносит в опыт категории, вне которых не существует каких-либо характеристик (качества, количества, отношения и модальности) и позволяет судить; - разум, не связанный с миром явлений и чувств (не проникает в познание реального предмета; может рассуждать о предмете, выходя за рамки опыта- душа, мир в целом, идея бога – это три трансцендентальные идеи разума, являющие ся предметом исследования метафизики в результате мы получаем мнимые науки, каждая из которых основана на ошибке - рациональная психология, теология, космология.
Явления само по себе не существуют в пространстве и времени, но в нашем опыте они оформляются в пространстве и времени. Пространство и время эмпирически реальны, т.к. наш опыт (любой) характеризуются пространством и временем. Пространство и время трансцендентально идеальны.
*Только соединение чувственности и рассудка может возникнуть знание. Рассудок диктует законы природе. Всякое знание начинается с чувства, потом переходит к рассудку и затем к разуму. Исследование чистого разума должно дать ответ на вопрос возможна ли метафизика как наука.
Трансцендентальный способ рассуждений- задача вопросов и дача ответов. Сами ответы в свою очередь – трансцендентальная теория у Канта. Трансцендентальная философия направленна на само познание. А трансцендентная на то, что стоит за явлением.
2 источника познания: эмпирический и априорный.
Априорность знания значит, что к нему (к знанию) не примешивается ничего эмпирического. Априоризм свойственен не только интеллекту, но и чувственности.
Априорно-синтетические суждения – те, которые дают общие знания, но в тоже время не связанны с опытом.
Сфера научного познания ограничена областью явлений.
Рациональная психология (что-то близкое к логике, но не имеющее к ней отношения) – в опыте человека «я» предстает как единое, находящееся в отношении к внешнему предмету, осуществляющее активную деятельность. Следовательно разум делает вывод, что душа существует, является бессмертной и находится в постоянном отношении с пердметом внешнего опыта. Но это ошибка, т.к. научное знание такой вывод иметь не может. Однако эмпирическая психология существует с точки зрения категорий разума. С этой позиции можно рассуждать о душе.
Рациональная космология – антиномия чистого разума - это положение которое разум вносит о мире в целом, но они носят внутренне противоречивый характер. Антиномии это противоречащие друг другу космологические утверждения. (1) мир (не) имеет начало во времени и (не) ограничен в пространстве, он бесконечен как во времени, так и в пространстве. (2) всякая сложная вещь в мире (не) состоит из простых частей. (3) все в мире совершается в соответствии с необходимыми законами природы и познается на основе закона причинности, в мире причинность является не единственным законом, для объяснения требуется допустить существование свободной причинности.(4) в мире (не) существует абсолютная необходимость сущности в качестве его причины. (1), (2)- математические антиномиии – ложные в обеих частях; (3), (4)- динамические – одна часть справедлива для мира явлений, другая выходит за рамки явлений.
Рациональная теология- опровергает 3 докозательства бытия бога: онтологическое (смысл бога), космологическое (причины существования), физико-теологическое ( наличие физических и целевых причин) ( это способствовало освобождению философии от теологии). Эти доказательства не состоятельны, т.к. имеют заранее утверждение существования бога. Рационалистически невозможно опровергнуть или доказать существание бога.
Эти три не могут существовать как науки, но возможно преобразовать метафизику в науку.
Разум имеет границы – в этом заключается смысл критики чистого разума. Разум есть теоретический и практический. Последний главенствует над первым. Практический разум есть нравственность, имеющая дело с проблемами свободы и свободной воли. Кант утверждает: свободу, бессмертие души и существование бога. Практический разум волен выносить сам эти суждения, которые не требуют доказательств. Практической жизнью человек доказывает свою свободу, бессмертие души и существование бога, тет люди живут так, как если бы все это существовало.
Практические законы разума: технический императив ( наши технические способности), категорический императив (не связан с практической ситуацией, его результат это поступок, возможный в любой ситуации). Кант считает категорический императив единственным законом, регулирующем нравственность человека:
поступай согласно такой максимуме, которую ты хочешь в качестве нравственного закона. Следовательно критерий нравственного действия это действие в соответствии с законом природы. Нравственно то, что определяется исключительно разумом.
Поступай так, что бы относится к человечеству в своем лице и в лице других всегда как к цели, а не как к средству.
Нравственный поступок – это поступок, совершенный из чувства долга к закону нравственности. Воля должна быть автономной и сама себе диктовать законы нравственности.
Легальные поступки – те, которые внешне соответствуют закону.
Моральные поступки – те, которые совершаются с внутренним осознанием своего долга.
Антиномия практического разума- или мы будем желать добродетели на основе стремления к счастью, либо добродетели будет следствием обладания счастьем. Следовательно никакой человек не может действовать нравственно, если он стремится к счастью. Человек, действующий добродетельно уже счастлив.