По сути, в этом заключается идея Апокалипсиса, когда лишь немногие, готовые к единению, смиренные и любящие обретут спасение и новое, более осмысленное существование. По сути, сегодняшнее служение уже существующим конгломератам и их идеологии, государству, организации, клану и т.д. является прототипом будущего участия человека в социальном организме. С той существенной качественной разницей, что как человек будет иметь гораздо более гармоничное и реальное участие в миссии такой мета личности, так и коллективная личность будет принимать гораздо более гармоничное и реальное участие в человеке.
Думаю, всякий, кто испытал радость служения своему отечеству, народу или любимым близким людям, согласится, что в таком служении нет ущемления свободы личности. Другое дело, что до эпохи социальной трансформации подобное служение отнюдь не всегда взаимно и конструктивно.
Соответственно перефразируя Юнга, можно сказать, что человечество совершает эволюцию от коллективного бессознательного к коллективному сознательному.
В связи с этим следует подчеркнуть, что бессознательные или, если угодно, организменные социальные целостности возникают и возникали неоднократно и свидетельством тому, например, служат мировые религии и социальные или физические аномалии, которые их сопровождают. Но эпоха, когда сознания отдельных личностей обретут возможность участвовать в этом процессе и, как следствие - объединиться в целостность коллективного сознания, наступила только теперь, благодаря развитию общества до уровня информационной цивилизации. Соответственно, организменная целостность, лишенная самосознания, автоматически преследует в своем существовании чисто биологические ценности, стремление сохраниться, экспансию и размножение, борьбу и неприятие конкурентов. Причем, все это, не взирая на разумность и благие намерения отдельных лиц или провозглашаемые ими заповеди, для чего достаточно взглянуть на поведение религиозных конфессий или научных школ (примат “коллективного животного безумия” над разумностью индивида). В то время как разумная коллективная личность сможет осознавать причинно-следственные связи и долговременные перспективы и через это корректировать поведение индивидуума (примат коллективного разума над животным началом). Соответственно, для сознательного действуют совершенно иные принципы и законы. В частности, не только целеполагание, но и возможность творчески, совершая открытия и привлекая качественно новые ресурсы, решать любые проблемы.
Учет этого факта делает несостоятельными попытки прогнозировать поведение человечества, а точнее тех коллективных социальных личностей, которые грядут. На сегодня самые прозорливые лишь смутно чувствуют их архетипические программы. По сути, мы можем прогнозировать только факт трансформации человечества в качественно иную общность, и при необходимости достаточно подробно описать механизм ее возникновения. Однако после того как такая общность рождается как целостность, она обладает достаточной автономией, совершенством и свободой, чтобы быть непредсказуемой. Не говоря уже о том, что человек - более низкая ступень эволюции и только в силу этого не способен отслеживать программы следующего порядка. Как если бы неандерталец пытался прогнозировать наши проблемы.
Поэтому единственное, что мы можем, - это обозначить дальнейшее развитие человечества как эпоху коллективного сознания, основанную на качественно иных принципах, чем нынешние информационные коммуникации. Очевидно, что сегодня для нас гораздо более актуальны не долгосрочные гипотетические прогнозы, а те процессы, что ведут к возникновению новых реальностей. Причем, эта актуальность значима как для отдельной личности с ее выбором альтернатив собственного существования и будущности потомства, так и для социальных институтов с их проблемами конструктивности и эффективной стратегии.
Перспективы развития
Какой сценарий развития человечества мы можем предложить в свете сказанного. Во-первых, основные массы населения Земли участвующие в традиционном историческом процессе с нашей точки зрения будут по-прежнему, сравнительно предсказуемы. Соответственно, существующие институты и стратегия будут достаточно конструктивны и необходимы, хотя эффекты целостности внесут существенные аномалии и поправки. Межнациональные конфликты, проблемы развивающихся стран, борьба за сферы влияния, экология, политика, экономика, это тот не полный перечень проблем, который занимает большинство умов, поэтому маловероятно, что широкие круги аналитиков осознают и проследят интимный процесс зарождения коллективного сознания.
Параллельно традиционным социальным процессам, будут лавинообразно развиваться, качественно новые социальные образования. Суть их сводится к возникновению упорядоченных социальных структур, формируемых посредством событийной синхронизации, межличностных контактов и общности мотиваций (этот процесс можно проследить на примерах из Интернета). Из всего перечисленного, пожалуй, наиболее необычным и наименее изученным, является механизм событийной синхронизации. По аналогии, это соответствует феномену временной упорядоченности функционирования клеток и органов в организме (процессу клеточного синхронизма и дифференцирования).
С точки зрения мета исторической, причинами возникновения коллективного сознания, является сумма таких явлений как, сформировавшиеся физические механизмы социальной общности (обусловлены геокосмическим фактором - социальный “кристалл”) плюс искусственная информационная среда, как фактор ментальной эволюции человечества.
Достигнув критической точки, процесс обретения коллективного сознания будет происходить во взрывной форме. К чему это приведет сейчас трудно предположить, но если даже двое в одном доме не имеют полного взаимопонимания, то каков может быть эффект синхронизма и взаимоусиления большого числа людей, сказать очень трудно, тем более, что чисто технически такой процесс будет сопровождаться экстраординарными физическими проявлениями и возможностями (самоорганизацией).
К сожалению, изученность вопроса формирования целостности пока не велика, поэтому сказать, где и при каких условиях с наибольшей вероятностью произойдет возникновение коллективного сознания затруднительно. Это может быть религиозное движение, государство, общественный институт, научная организация, корпорация или секта.
Тем не менее, можно с достаточной уверенностью утверждать, раз возникнув, такая структура, будет неуязвима, устойчива и совершенно вне конкуренции. По сути, с момента ее возникновения история человечества вступит в новую фазу, и мы сейчас даже не можем вообразить, каким способом будут решены существующие для нас проблемы, и будут ли решаться именно они.
Очевидно только, что государство или народ, который будет принадлежать к осознающей себя общности, обретет будущность. Велика вероятность, что такая общность будет интернациональна и объединит людей определенного духовного и интеллектуального уровня. Не исключено и множественное возникновение очагов коллективного сознания. Все эти вопросы требуют тщательного исследования.
Выше сказанное, со стороны непредвзятого аналитика, может вызвать принципиальный вопрос. Насколько серьезны основания, полагать, что существует объективный механизм возникновения социальной целостности (Синергии) и соответственно, коллективного сознания.
Как уже отмечалось в начале статьи, имеется экспериментально подтвержденное наличия феномена обеспечивающего событийную синхронизацию и качественную целостность в социальных процессах. Все исследования проведены в рамках традиционных научных методов, соответствуют общепринятым стандартам (для точных наук) и могут быть повторены независимыми экспертами. Кроме того, существуют исследования независимых авторов, косвенно подтверждающие факт существования обозначенных здесь феноменов.