Положительная обратная связь есть как усиление на выходе, посредством продуктов выхода, процесса, начинающегося на входе. Под влиянием потоков национальная культура изменяется часто таким образом, что постепенно складывающиеся новые ценностные ориентации, способы деятельности, формы организации общественной жизни не препятствуют, а способствуют усилению породившего их влияния. Но если положительная обратная связь действует гипертрофированным образом, длительно, если она не сбалансирована отрицательной обратной связью, и неравновесные процессы протекают слишком быстро, то перспективой для этноса может стать разрушение внутренних связей, забвение традиций, утрата собственных способов деятельности и т.п.
Отрицательная обратная связь имеет место там, где продукты выхода уменьшают процесс, начинающийся на входе. Многие национальные культуры "отвечают" на внешние воздействия консервацией собственных структур, способов деятельности, самоизоляцией. Абсолютное влияние отрицательных обратных связей ведет к равновесию системы, к чрезмерной стабильности, к упрощению структур.
Поэтому для нормального функционирования этноса необходимо оптимальное сочетание положительных и отрицательных обратных связей. Этот оптимум предполагает ситуации неустойчивости, "перемены знака", поэтому одной из задач управления выступает прогнозирование той "критической точки", в которой, например, длительное забвение своей национальной принадлежности "вдруг" заменяется резким всплеском национального самосознания вплоть до его "превращенных форм". Такая "критическая точка" у каждого народа своя, поскольку определяется она и численностью этноса, и продолжительностью его существования, и степенью интегрированности этноса с иными этническими общностями, и уникальностью его исторического опыта.
Во-вторых, самоорганизующаяся этническая система рассматривается как система открытая. Для характеристики открытости системы в общей теории самоорганизации диссипативных систем используется понятие энтропии, которая связана с вероятностью состояний системы, и возрастание энтропии означает переход системы от менее вероятных состояний к более вероятным состояниям. С точки зрения феномена энтропии, национальная культура рассматривается как форма самореализации творческих возможностей этноса, как способ опредмечивания его исторического потенциала.
Здесь, однако, мы должны учесть одно принципиальное замечание Г. Хакена, состоящее в том, что попытка осмыслить спонтанное формирование структур диссипативной системы за пределами термического равновесия с использованием понятия "энтропия" не была успешной. Это, однако, "показало, что рассматриваемые синергетикой открытые системы представляют собой такую область исследования, которая не может быть постигнута посредством классических понятий".8
Если этнос представляет собой открытую систему, то его творческая активность, характеризуемая скоростью производства энтропии, зависит, во-первых, от смены его внутренних состояний (от динамики численности, от изменчивости организационных структур и т.п.) и, во-вторых, от взаимодействия со средой (от изменений природной среды, иноэтнического влияния и пр.). Для закрытой этнической системы скорость производства энтропии определяется только внутренними необратимыми процессами, если таковые еще наличествуют. Естественно, что через определенный период времени изолированная система, исчерпав свои внутренние - человеческие, технологические, организационные - возможности, утрачивает способность к дальнейшему самовоспроизводству. Это связано с тем, что общей для систем любой природы является закономерность возрастания энтропии в изолированной системе, причем по достижении ее максимума система переходит в состояние устойчивого равновесия, когда заканчиваются процессы развития, упрощаются структуры. Для открытой системы, которая "обменивается энтропией со средой", где наличествуют потоки энтропии вовне, справедлива другая закономерность: энтропия здесь может оставаться постоянной или даже убывать, что вызывает изменения в среде.
В физике и технике протекание подобного рода процессов свидетельствует о том, что система находится в равновесном состоянии особого рода, и ее равновесие обусловлено не замкнутостью, а протеканием через нее энергии или вещества (И. Пригожин). Этнос, развивающийся как открытая система, извне получает новые источники энергии, определяющие новые его потребности; дополнительные способы деятельности; новые формы организации. Стремление к расширению ареала своей деятельности, к межкультурному взаимодействию, к "экспорту" элементов своей культуры также свойственно этносу имманентно. Оно есть способ обеспечения оптимума производства энтропии. Формы и способы распространения этнической культуры могут быть самыми разнообразными: миграции, торговый обмен, войны и т.д. Но самоорганизующаяся этническая система постоянно корректирует интенсивность и характер собственного культурного влияния. Именно необходимостью оптимизации межэтнического взаимодействия, степени открытости этнических систем объясняется то, что материальные и духовные продукты любой культуры, "перешагнув" пределы своей этнической родины, "путешествуют" в социальном пространстве по строго определенным маршрутам, присваиваясь одними народами на определенном этапе их жизни и отвергаясь иными (Ф. Бродель). Самоорганизация этнической системы обеспечивает корректировку потока энтропии вовне.
В устойчивом состоянии системы, при котором скорость производства энтропии должна оставаться постоянной, производство энтропии, основанное на реализации собственных ресурсов системы, должно быть равным производству энтропии, обусловленному отношениями системы со средой. Таким образом, понятие производства энтропии, а вместе с ним - и понятие открытости системы определяет тот оптимум межэтнического взаимодействия, к которому стремится самоорганизующаяся этническая система, координирующая свои "энергетические возможности" и процесс их расходования в деятельности.
Понятие производства энтропии применительно к анализу этнических систем дает понимание изменения поведения системы в процессе ее эволюции. Если жизнь этноса протекает в состоянии, близком к равновесию, то скорость производства энтропии с течением времени снижается, т.е. на ранних этапах своего существования этнос более активен, время его бытия более "сжато", способы освоения мира отличаются интенсивностью. На более поздних этапах этнос утрачивает прежнюю активность. Однако достаточно сильное внешнее воздействие, способное привести систему в состояние, далекое от равновесия, может стать новым импульсом для возобновления этногенетических процессов.
В-третьих, самоорганизующаяся этническая система рассматривается как система нелинейная. Нелинейность системы означает отсутствие автоматической прямой зависимости специфики реальных состояний системы от специфики ее предшествующих состояний. Выходной поток нелинейной этнической системы зависит и от интенсивности и характера внешнего воздействия, и от "знака" обратной связи, и от характера внутренних изменений в системе, ее "энергетических затрат", уровня производства энтропии, и от особенностей "коэффициентов нелинейности", связывающих внутреннее состояние системы и ее поведение (Онзагер). Все зависимости носят прямой характер. Динамизм, "амплитуда отклонений" в развитии этнической системы возрастает по мере усложнения системы, роста ее внутреннего многообразия.
Нелинейность этнической системы означает и наличие, того уникального для каждого этноса, времени релаксации, возвращения в устойчивое состояние при внешнем воздействии, которое обусловливает вариативность реагирования различных народов на одни и те же внешние воздействия, разновременность тех или иных событий, некоторую "инерционность" в поведении этнической системы, выраженную в том, что после прекращения внешнего воздействия система, обладая структурой, сформированной в ходе его, какое-то время продолжает вести себя так, как если бы это воздействие продолжалось.
В-четвертых, самоорганизующаяся этническая система есть система, обладающая взаимосогласованностью, "кооперативностью", когерентностью своей структуры, которая обеспечивает внутренний порядок в системе, точнее - оптимальное сочетание порядка и хаоса, саму способность системы к релаксации. Наличие стабильности предполагает координацию в действии частей друг на друга (У. Р. Эшби).
Взаимосогласованность элементов этнической системы определяется как фактор, влияющий на то, насколько данное внешнее воздействие, проникшее в систему, "приживается" в ней, становится ее системным элементом. Хорошо скооперированная структура способна так изменить качество проникающего воздействия, что оно из возмущающего фактора превращается в фактор усложнения структуры, роста ее внутреннего многообразия. Соответственно, жизнеспособная структура этнической системы имеет тенденцию к постоянному усложнению, поскольку самоорганизующаяся система для эффективного реагирования на внешнее воздействие данной степени сложности должна обладать еще большей сложностью. Поскольку по мере усложнения системы и ее обратных связей достижение стабильности становится все более трудным, а вероятность нестабильности возрастает, роль кооперированности структуры повышается. Усложнение структуры, например, рост многообразия хозяйственных укладов или форм политической деятельности и т.п., свойственных данному народу, объективно ведет к активизации этногенеза, т.к. дополнительные способы организации социальности активизируют деятельность людей, создают новые потребности. Усложнение структуры этноса имеет строго оптимизированный характер.