Валентина Александровна Алексеева, д.ф.н., профессор, декан.
Социальная синергетика. Постмодернистская методология исследования этноса и этногенеза.
Всякая большая научная система выступает в ответ на кризис научного знания. В ответ на кризис неклассической науки ХХ века рядом выдающихся ученых современности, прежде всего, физиками и химиками, развита синергетика - наука, изучающая процессы взаимодействия и самоорганизации в нелинейных, открытых, неравновесных системах, отдельные части которых формируют высокую степень сложности, - т.е. систем, находящихся в состоянии колебательного движения.1
С точки зрения синергетических представлений, понятие "этнос", заимствуемое из концепции Л.Н. Гумилева, - это открытая2 в отношении протока через нее вещества и энергии, диссипативная система, центрами диссипации в которой являются пассионарии. Образом этой трансформации этносом биофизической энергии является уже не столько тепловой двигатель3, сколько принципиально неклассическое устройство, изобретенное в середине ХХ века советскими и американским физиками (Прохоровым, Басовым, Таунсом) и известное сегодня как лазер.4 Лазер реализует постмашинные, а именно - синергетические, принципы преобразования энергии и трансформации вещества. Если тепловой машине для работы необходима образованная внешними силами (источниками энергии) разность энергетических потенциалов, то лазер сам, рассеивая в себе протекающую через него энергию, формирует внутри себя разность потенциалов, т.е. источники собственного развития.
Основные законы и принципы сисстемно-синергетического анализа разработаны в общей теории систем, основоположниками которой являются, в частности, Л. Фон Берталанфи, А.А. Богданов, идеи которой развивались В.И. Вернадским, Н.Н. Моисеевым, И. Пригожиным, И. Дьярмати, Г. Хакеном и др. Применительно к анализу социокультурных процессов принципы синергетики разрабатывались в трудах Дж. Рифкина, Л. Уайта, Д. Брукса и Е. Уили, Д. Аберле и др. Новый этап развития этого направления связан с работами В.П. Бранского в области изучения общих закономерностей социальной самоорганизации.5
Рассмотрение этноса как неравновесной синергетической системы предполагает акцентацию внимания на последовательной и необратимой смене состояний такой системы. Нарушение равновесия, метастабильные кризисные состояния ее, возникающие в результате возмущающего воздействия внешней среды и взаимодействия подсистем, исследуются как естественные необходимые состояния, имеющие огромный позитивный потенциал. Они вызывают необходимость постоянной динамики системы, оптимизации ее исторической деятельности. В пределах данного методологического подхода этнос видится отнюдь не как легко управляемая извне, бескризисная, раз и навсегда упорядоченная система, развивающаяся по некоей "запрограммированной траектории" от одной исторической формы к другой и призванная в более или менее отдаленном будущем исчезнуть как феномен.
Способность создавать внутреннюю упорядоченность посредством созданных исторически внутренних управляющих параметров видится как присущая этносу в силу самой его природы, которая обусловлена процессом внебиологической адаптации локального социума к условиям природной среды. Этнос рассматривается как система, с необходимостью отвечающая всем требованиям синергетической системы, обладающая способностью целесообразного избирательного реагирования на внешние воздействия, самоуправляемая, иерархически организованная, открытая, усложняющаяся, обладающая и другими свойствами, синтезирующими синергатическое понимание существа этноса:
1. Как и всякая синергетическая система, этнос состоит "из нескольких или многих одинаковых или разнородных частей, которые находятся во взаимодействии друг с другом".6 Во-первых, это субэтносы, а также консорции, конвиксии, ксении. Во-вторых, три существенно самостоятельные системы внутри каждого этноса образуют пассионарии, гармоничные люди и субпассионарии. Взаимодействие этих трех систем типично синергетическое, аналогом которого являются, например, взаимодействия в оптически активной среде трехуровневого лазера.
2. Этнические системы являются нелинейными, их отклик на внешнее воздействие или флуктуации в самой системе не всегда и даже чаще непропорционален этому воздействию.
3. Этнические системы в определенном смысле есть открытые системы, подобные открытым физическим или химическим системам, находящимся вдали от теплового равновесия - от "термодинамической ветви" в терминологии И. Пригожина и И. Стенгерс.7
4. Этнические системы находятся в разного рода внешних и внутренних колебаниях.
5. Этнические системы могут быть нестабильными, а также находиться в "как бы стабильных", т.е. в метастабильных и мультистабильных состояниях.
6. Этнические системы, как и всякие синергетические системы, претерпевают качественные спонтанные изменения своих структур за пределами термического равновесия.
7. В этнических системах обнаруживают себя эмерджентные новые качества.
8. Этнические системы локализованы в пространстве и времени и заполняют этот просранственно-временной контнуум не равномерно, а образуют сложные пространственные, временные, пространственно-временные или функциональные структуры, нередко фрактального типа, т.е. с дробной размерностью.
9. Эти их структуры могут быть как упорядоченными, так и хаотическими.
10. Синергетическая экспликация этнических систем позволяет уточнить и более строго формализовать понятия, введенные еще Л.Н. Гумилевым, а также использовать в этнологическом контексте математические методы.
Реализация идей синергетики применительно к анализу этничности позволяет:
решать проблемы оптимизации реального взаимодействия этноса со средой, в частности, - межэтнического взаимодействия;
вести речь об "эфективности и надежности" функционирования этнической системы, ее внутренних "управляющих параметров";
прогнозировать и фиксировать условия, процессы и состояния метастабильности, кризисов и деструктивности в этнической системе;
учитывать атемпоральность внутриэтнических процессов как одно из выражений сложности системы.
Изучение этничности в рамках синергетического подхода предполагает так называемое "мягкое моделирование", не связанное с рассмотрением лишь строго фиксированных количественных характеристик системы и их соотнесением, поскольку огромное число параметров такой системы не поддается количественному описанию.
Анализу подвергаются следующие структурно-функциональные характеристики этноса как неравновесной самоорганизующейся системы. Прежде всего, исследуется сама неравновесность, которая обусловливает непрерывность внутриэтнической динамики, несводимость последующих состояний этноса к его предыдущим состояниям. Неравновесность связывается с наличием входных и выходных потоков, под воздействием которых этнос способен к самоизменению. Но возникновение потоков само оказывается возможным лишь тогда, когда структура системы, будучи гибкой, постоянно воспроизводит условия, обеспечивающие необходимость и возможность их возникновения. Этнос, существуя в иноэтнической, в социальной и природной среде, обменивается с ней потоками вещества, энергии, информации и т.д. Это может быть обмен людьми в форме миграции или экзогамии, продуктами и технологиями деятельности, духовными ценностями и пр. Иначе говоря, жизнь этнической системы должна вызывать постоянную необходимость и возможность в возникновении входных и выходных потоков. В состоянии равновесия такие потоки практически отсутствуют, этнос не претерпевает развития, его внутренние структуры упрощаются, он превращается в изолят или гибнет в результате резкого воздействия среды.
Таким образом, входные и выходные потоки рассматриваются как параметры неравновесности этнической системы, а их наличие или отсутствие - как функция динамизма, жизнеспособности ее структур.
Для нормального самовоспроизводства неравновесной этнической системы оптимальным является соотношение ее устойчивых и неустойчивых состояний, характеризующее поведение системы во времени. Любой процесс в этнической системе, благодаря действию потоков, которые сами изменчивы во времени, характеризуется периодическими выходами из состояния устойчивости - бифуркациями, однако этнос при этом всегда стремится вернуться в устойчивое состояние. Общая теория самоорганизации связывает устойчивость системы с равенством входного и выходного потоков, т.е. в этом случае поведение системы полностью соответствует характеру, направленности и интенсивности внешнего воздействия. Оно инвариантно во времени. Когда это равенство нарушается, система начинает самым непредвиденным образом реагировать на любое воздействие. В состоянии нестабильности уже нельзя ожидать от того или иного этноса какой-то определенной, заранее прогнозированной реакции на то или иное политическое решение или иноэтническое воздействие. Поведение его становится поливариантным, и проблема заключается в как можно более точном прогнозировании максимального числа возможных его вариантов. В состоянии неустойчивости этнической системы чрезвычайно возрастает роль случайных факторов и волевой деятельности людей.
В соответствии с общей теорией самоорганизации нарушение равенства входных и выходных потоков определяется как качественный скачок в действии "обратной связи", которая и есть связь между "входом" и "выходом" системы. В ситуации неустойчивости "обратная связь меняет знак": положительная обратная связь становится отрицательной и, наоборот, отрицательная связь становится положительной.