Основа творчества – это пластичность, подвижность и оригинальность мышления, его направленность на творимое (увлеченность и концентрированность на том, что создается). То, что препятствует нашему мышлению обладать такими свойствами, не позволяет ему быть творческим.
Подвижности наше мышление лишает наличие жесткой картины мира, заставляющей нас воспринимать мир однобоко и пристрастно. Пластичным может быть только холистическое мышление, позволяющее видеть вещи в целом, во всем многообразии комбинаций их взаимоотношений отношений друг с другом. Оригинальность мышления тем выше, чем менее человек склонен использовать когнитивное упрощение (обычный механизм для элементалистического мышления), такие его проявление как стереотипы, эвристические суждения, предрассудки и т.д. Вдохновению, то есть самозабвенной (в буквальном смысле этого слова) увлеченности и концентрированности на творимом, препятствует наша Эго-центрированность, являющаяся основой элементалистического мышления.
Таким образом, творческое мышление, также как и гуманное характеризуется холистичностью и основывается на гибкой картине мира. Следовательно, развивая гуманное мировоззрение, мы автоматически развиваем также и свои творческие способности. Негуманный человек может иметь творческое мышление, но гуманный человек не может его не иметь.
Размышляя над какой-то проблемой, гуманный человек может очень сильно увлечься, абстрагироваться от себя. Всеохватываемость, пластичность, подвижность, вариативность и многогранность мышления гуманного человека, может рождать такие яркие и глубокие идеи, что в момент их появления может возникнуть экстатическое состояние, не менее сильное, чем переживается в кульминационные моменты любви и интимности. Такое состояние А. Маслоу назвал вершинными или мистическими переживаниями [9, с. 517]. Оно характеризуется потерей ощущения своего «Я», или выходом за его пределы, утратой чувства времени и места, ощущением гармонии или даже полного слияния с миром. Это моменты сильного волнения или высокого напряжения, а также моменты расслабления, умиротворения, блаженства и спокойствия.
Вполне возможно, что в этой способности гуманного мышления к вершинным или точнее сказать трансперсональным переживаниям кроется ключ к нашей дальнейшей эволюции.
Современная наука уже не отрицает реальность таких парапсихологических явлений, как телепатия, видения на расстоянии, ясновидение и т.д. Все они связаны с так называемым Информационным полем. Это поле пронизывает всю Вселенную и содержит в себе всю информацию о ее прошлом, настоящем и будущем. Информация о каждом предмете (живом или неживом объекте) имеется во всех точках одновременно, в том числе и в нас. Парапсихологические явления, которые также можно назвать трансперсональными переживаниями, ясно указывают на то, что каждый из нас, каким-то необъяснимым пока образом может «считывать» эту информацию.
Трансперсональная психология описывает человека, имеющим двойственную природу. С одной стороны, человек может осознавать себя, как физическое существо, с четкими границами и ограниченным сенсорным диапазоном, живущим в мире материальных объектов, измеряемом трехмерным пространством и линейным временем (хилотропическое сознание). С другой стороны, человек может функционировать, как безграничное поле сознания, которое преодолевает ограничения пространства, времени и линейной причинности и имеет доступ ко всем аспектам реальности без посредства органов чувств (холотропическое сознание). [8, с. 555-556]
В настоящее время физика и нейропсихология поддерживают взгляд на «корпускулярно-волновую» природу человека. В контексте современной физики уже серьезно рассматривается возможность существования сознания вне мозга человека. Некоторые физики считают, что следует включить сознание в будущую теорию материи и размышление о физической Вселенной как наиважнейший фактор и связующий принцип космической сети. [8, с. 560]
По-видимому, наша эволюция должна осуществляться в направлении осознания нами этой двойственности нашей природы и овладении всеми ее возможностями по трансперсональному познанию (познание, осуществляемое с помощью Информационного поля без посредства органов чувств). Развитие трансперсонального познания возможно и является основой для появления Метажизни – следующей после Жизни ступени эволюции Вселенной.
В трансперсональной психологии измененные состояния сознания, в которых осуществляется трансперсональное познание, вызываются с помощью психоделических препаратов (например, ЛСД), а также психотерапии, с использованием специального дыхания и музыки. Это искусственные способы. Гуманный же человек, в силу особенностей своего мышления, имеет естественную предрасположенность к вершинным, трансперсональным переживаниям. Таким образом, развивая в себе гуманное мышление, мы начинаем естественным образом высвобождать наши способности трансперсонального познания, то есть развивать вторую сторону нашей природы. Возможно, именно в этом и заключается смысл и значение гуманности для эволюции человека.
Гуманность – это характеристика не поведения, а мировоззрения человека. Гуманность мировоззрения заключается в принятии и понимании другого человека и самого себя. Такое мировоззрение основывается на холистическом мышлении и гибкости картины мира. Развивая в себе эти качества, человек избавляется от жесткости установок, в меньшей степени упрощает и искажает поступающую к нему информацию и т.д. Именно эти особенности социального познания лежат в основе нашей негуманности и мешают нам адекватно познавать мир и использовать свои способности, прежде всего, творческие. Таким образом, становясь гуманным, человек параллельно развивает самого себя. Гуманное же поведение – это следствие формирования гуманного мировоззрения. Такова в общих чертах структура идеи гуманности (См. Приложение, Схема «Структура идеи гуманности»).
Если рассматривать идею гуманности как идеологию, то можно указать на еще одно ее достоинство. Это единственная идеология, призывающая людей понимать и принимать отличия друг от друга. Тем самым она вполне может стать основой объединения сообществ людей в единое планетарное общество без унификации и стандартизации взглядов, с сохранением культур, традиций, образа мысли и жизни представителей разных сообществ.
Если говорить о России, то у нас идея гуманности может занять давно пустующее место национальной идеи. Она как нельзя более точно соответствует нашему менталитету, сформировавшемуся на основе православной культуры и многовековом опыте совместной жизни в нашей стране представителей разных этносов.
Приложение
Схема: "Структура идеи гуманности"
Трансперсонального познания (?) | Минимальное проявление агрессивных форм поведения | |||||||||||||||||||
Творческие | Отношение к другим людям не хуже, чем к себе | |||||||||||||||||||
Познавательные | Отсутствие лично значимых социальных норм и правил | |||||||||||||||||||
Развиваемые способности | Поведение | |||||||||||||||||||
Гуманное | ||||||||||||||||||||
Идея гуманности: принятие и понимание других людей и самого себя | ||||||||||||||||||||
мировоззрение | ||||||||||||||||||||
Холистическое мышление | Гибкая картина мира | |||||||||||||||||||
Принципы понимания | Принципы принятия | |||||||||||||||||||
видеть реальность в целом, отстраняясь от себя | принимать других такими, какими они являются | |||||||||||||||||||
видеть противоречивость и непостоянство человека | осознавать и постоянно отслеживать собственные жесткие установки | |||||||||||||||||||
обращать внимание сначала на ситуацию, а уже потом на человека | искать аргументы в пользу точки зрения, противоположной той, которая навязывается жесткой установкой | |||||||||||||||||||
признавать право других быть такими, какими они являются | уметь видеть себя глазами других людей |
1. Андреева Г.М. Психология социального познания: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. – Издание второе, перераб. и доп. – М.: Аспект пресс, 2000.
2. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия – СПб.: Издательство «Питер», 2000.
3. Вольтер. Философские сочинения. – М.: Издательство Наука, 1988.
4. Всемирное писание: Сравнительная антология священных текстов/ Под общ. ред. проф. П.С. Гуревича: пер. с англ. – М.: Республика, 1995.
5. Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние – СПб.: Издательство «Питер», 2000.
6. Майерс Д. Социальная психология/ Перев. с англ. – СПб.: Издательство «Питер», 2000.
7. Перспективы социальной психологии/ Пер. с англ. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001.
8. Самыгин С.И., Самыгина О.П., Столяренко Л.Д. Человек// Концепции современного естествознания. – Ростов н/Д: «Феникс», 1999.
9. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). – СПб.: Питер Пресс, 1997.