Нужда и недостаточность тесно связаны. Вся биологическая жизнь на земле не самодостаточна. Волки, собаки выкармливают и принимают в свою стаю человека, дельфины - спасают людей. Но больше всего недостаточность проявляется в человеке. Самодостаточен был Адам до отлучения. Сейчас “недостаточность” человека проявляется как стремление к общению, дружбе, любви. Каждый когда-то влюблялся, любил и знает, что выше этого счастья ничего нет. Человек, влюбленный в работу, в науку, природу тоже по своему счастлив. Эти люди легче переносят беды, они более самодостаточны, чем не знающие никакой любви, не любящие никакого дела. Поэтому, чем больше человек имеет любимых людей, друзей или занятий - тем он счастливее себя ощущает. Чем больше “любви”, тем больше счастья.
Чтобы оценить пищу - надо поголодать, чтобы оценить тепло - померзнуть, а чтобы оценить общение, дружбу, любовь - побыть в одиночестве. В одиночестве обостряются все чувства, а их острота проясняет все недостающие человеку качества и как то перерождают его (по крайней мере заставляют обратить на них внимание). У народов, живущих в суровых условиях есть обычай - превращение мальчика в мужчину - одиночная борьба за выживание с максимальной свободой. Такая встряска проявляет острую несамодостаточность и активность для ее устранения, углубляет сознание (на языке Юнга - проявление самости). По другому воспринимается коллектив, понимается собственная цель и встроение ее в цель человечества. В трудных условиях биологическая нужда формирует социологическую - это стремление к соединению с Божьим творением, к самодостаточности с Ним.
В длительном одиночестве человек деградирует. В Библии сказано: “Не хорошо человеку быть одному”(Бт 2.18). Рассказы о самодостаточности отшельников - сказки. Самодостаточность тем и вызвана, что о них знают и ценят их подвиг. А о ком не знали (наверное, были такие)? Вряд ли и Богу они были угодны. Человек от Бога - “стадное животное”, общественное, социальное. Это его глубинное “коллективное бессознательное”, поэтому для человека всегда необходимо “собственное отражение”, которое максимально “работает” при одновременном общении с 3 - 6 людьми (ячейка сота). Видимо, это один из биолого-социальных законов развития вида, при котором не возникает деградации. Высшие виды после нас - дельфины, собаки, лошади, тоже подчиняются этому закону, а пчела настолько социальна, что не может прожить в одиночестве одних суток (при прочих благоприятных условиях). Космологическая сингулярность - начало мира - говорит об отсутствии самодостаточности вселенной. Недостаточны науки и их фундамент - математика (некоторые утверждения невозможно доказать, используя саму математику). Развитие наук невозможно в замкнутом обществе. В северных территориях недостаток солнечной энергии, в пустынях - воды; недостаток климатической благости восполняется внутренней “благостью” человека - иначе не выжить. В тропиках переизбыток жизненных благ для всех. Они ущемляют человеческую жизнь и тоже рождают неуверенность и недостаточность. В таких условиях жизнь легче в общине, а человек больше склонен к Вере. Недостаточен не только человек, нуждающийся в общине, недостаточна община сколь угодно большого размера. И дело не только в желании полной безопасности, любви, самореализации, недостаточен человек без Бога, ощущающий себя его инструментом. Об этом с горечью сказал Экклезиаст: “Что толку в знаниях, увеличивающих скорбь - все суета сует и томление духа”. Томление - конечно, без Бога.
Нужда и недостаточность соотносятся также, как необходимое и достаточное условие существования жизни (Нужда + Бог = необходимость. Недостаточность + Бог = достаточность). Нужда и недостаточность в человеке свидетельствует о потребности духа Божия, и через него – гармонии всех остальных потребностей (душевных и материальных), что и есть нравственность. Тогда устраняется “суета и томление духа” и воцаряется порядок внутри и снаружи человека. Нужда, нужно, хочу - продукт подсознания - ощущение внутреннее, субъективное. Самодостаточность - внешнее восприятие другого (иногда и себя на короткое время), и не объективное. Кажется, что она наступит тогда, когда все желания будут удовлетворяться собственными сознательными действиями (могу), или действиями человечества, или существующей Божьей благостью. Путь к самодостаточности не только в совершенствовании “могу-можем”, что стремятся делать и делают ученые, производители, умельцы - самая “самодостаточная” часть населения. Путь к ней и в сокращении своих неразумных и избыточных желаний - приведение их к реальности (т.е. увеличение “могу” и уменьшение “хочу”) и гармонии с миром. Избыточное сокращение “хочу”, ведущее к умерщвлению плоти, даже к смерти - тоже своего рода достаточность, но вряд ли она угодна Богу. Ее надо пытаться достигнуть при жизни - в этом ее смысл.
Связан с достижением самодостаточности и закон взаимозависимости и социального общения - “закон резонанса” - взаимного влияния и передачи чувств. Он действует только при взаимном настрое друг на друга, открытости и заинтересованности. Родители и дети, учителя и ученики, артисты и зрители, врачи и пациенты - они настраиваются друг на друга и “резонируют”. Степень влияния зависит от одинаковости опыта, пересечения осознаний (подсознания и сознания). Учитель должен суметь передать свой опыт, учитывая опыт ребенка, только тогда он сможет понятно объяснить, передать свое знание. Чувства передаются проще - при “пересечениях” подсознательной и генной памяти. Люди с чувствительной психикой, поэты отчетливо воспринимают и природу и людей, слабо чувствуют - “черствые сердцем”. Сострадание, сочувствие, жалость, ответная любовь легко передаются людьми, обращенными на других (совестливые), и не удается это передать эгоистам (да они и не будут). Зато последние легко воспринимают и передают раздражение, гнев, злобу, ненависть. Отсюда следует - что читать, что смотреть, с кем дружить. “Резонансом” передается энтузиазм, храбрость, вера, но и неверие, паника и даже психические заболевания - почему люди и держат неагрессивных домашних животных - они успокаивают, как и девственная природа и снимают стресс. Закон “резонанса” свойственен в разной мере всем формам жизни и доказывает лишний раз, что социальность и симбиоз - законы белковой жизни - пронизаны, наполнены не только материальной, но и духовной нуждой в друг друге. Нравственный подвиг заражает окружение: “Спасись сам, и вокруг тебя спасутся тысячи”. (Серафим Соровский)
Для конкретного человека из приведенных аргументов важен вывод - если каждый заинтересуется своей душой, духовными потребностями, то он максимально состоится в своих способностях.
Какую жизнь выбираем?
Итак, каждый может спросить себя - есть ли у меня нужда в общине, нужда в друзьях, в любви, нужда в выполнении любимого дела? Способен ли я больше отдавать, чем брать? И нужен ли я другим в своем качестве? На каком уровне я готов к добровольному социализму? На уровне семьи, малого коллектива друзей или на уровне государства, которого еще не было? На уровне семьи - будет большинство, но на уровне государства? Малый коллектив - малая специализация, и не может принять в себя большое количество специальностей. Таланты могут быть “закопаны в землю”. Максимальная реализация всех существующих способностей возможна при полном добровольном объединении всех стран и народов для их же процветания с еще большим во всем разнообразием. Но для этого должна быть очевидна общая цель, смысл жизни. “Нет смысла жизни без высшей нравственности”. (Ф. Достоевский). Это просто и понятно - безнравственность уничтожает жизнь. Высокая нравственность известна только единицам (святым) и по свидетельству их окружения - они - самые счастливые. У. Джеймс в конце 19 века собрал обширную статистику в своей книге: “Многообразие религиозного опыта”. Привожу его мнение об этих немногочисленных личностях.
“Счастье этих святых не в жизненных удобствах, а в особом горении духа, которое превращает его лишения в радости и делает его недоступным ощущению несчастья.” “Милосердие и любовь к ближнему, какие мы наблюдаем у некоторых святых, должна быть признана творческой социальной силой. Основная функция святых - участвовать в социальной эволюции, и вклад их больше успехов, достигаемых силой и благоразумием.” “Легко представить себе общество, где отсутствовал бы дух взаимной борьбы и насилия, как это бывает в тесных дружеских кругах, и где человеческими отношениями управляла только симпатия и справедливость. Всякие добрые побуждения реализовались бы в нем без излишних трений. К такому райскому обществу святой был бы идеально приспособлен. Т.е. святой является более высоким типом, чем тип “сильного человека”, т.к. он приспособлен к более совершенному обществу, чем последний. “Сильный человек” одним присутствием понизил бы нравственный уровень такого общества, и единственное, что он внес бы в него - это дух “воинствующей добродетели”, которым так дорожат люди нашего времени.” “Идеал Ницше как раз этот “сильный человек”, сверхчеловек, - вождь племени, наводящий страх, хищник. У его окружения - гордость, что у них такой сильный и свирепый повелитель”. Кое кто из современных депутатов хотел бы походить на такого вождя.