Смекни!
smekni.com

Нравственные проблемы социализма (общины) (стр. 8 из 17)

В далекие века, когда городское население было немногочисленно, человек не был отгорожен от природы уютом и удобствами, его сознание и подсознание настраивалось автоматически. Поэтому была сильна и Вера. Развитие наук расширили область знаний настолько, что они стали недоступны среднему человеку. Поверхностные знания вытеснили Веру (глубокие знания Вере никогда не противоречили). Техническое облегчение жизни и пришедшие с ним соблазны сделали ненужной Веру – человеку стало достаточно знаний, не соприкасающихся с областью незнаний (область веры). В наше время, когда основное население сосредоточено в городах, и “природа” городов испорчена, трудно, не делая усилия, вырваться из этой испорченности. Надо было найти способ дать человеку недостающее – причину своих бед, знание своей натуры и духовный опыт. Гармаев сделал невозможное - при том коммунистическом правлении, когда пропаганда православия преследовалась, он “приводил” тех людей к Вере, которые неосознанно в ней нуждались. Эти люди не справлялись со своими проблемами при помощи знаний, требовалось что-то за знаниями. При помощи Веры приобретались новые знания о себе, исправлялась натура. И проблемы разрешались. Многие бы назвали Гармаева новоапостолом ХХ века.

Тут к месту вспомнить еще две фамилии, которые предшествовали нравственной психологии и которые тоже вскоре будут востребованы: Карл Юнг и Клайв Льюис. К.Юнг - родоначальник аналитической психологии - первый выявил главную роль подсознания в событиях, преследующих человека. Один из первых он исследовал искусство, которое создается почти полностью подсознанием и реализует неосознанные мысли. Не знаю, как врач, но как ученый – он нужен всем. Знания нейтральны и могут быть использованы в добро и зло. Он занимался больше “темными” сторонами подсознания, т.к. работал в более жесткой человеческой среде. Юнг выяснил возможность нормализации психики путем приведения сознания и подсознания в гармонию с Внешним Сознанием. Стараясь быть объективным и не зависеть ни от какой жизненной установки (как будто бы все они находятся на равном расстоянии от Истины), он тем не менее признавал, что проблемными пациентами являются атеисты. Юнг разделил сознание на “маску” (личность или персону - верхний слой) и эго (более глубокий слой сознательного). Сознание формирует бессознательное, состоящее из поверхностного, индивидуального (“тень Я”) и глубинного, коллективного (“объективного Я”, “самость” - Божье начало в человеке). Современное сознание в человеке, искаженное неправильным воспитанием и восприятием (а значит испорченным бессознательным) нуждается в исправлении в соответствие с Внешним Сознанием. Самое сложное в психоанализе - проявить, понять “тень” и добраться до “самости”. Для этого он использовал откровенное общение, ассоциации, воображение, сны и анализ поведения. Психическая энергия -“либидо” - изначально выходит из глубинных слоев бессознательного и проявляется в сознании как желание - “хочу”. При уходе человека от насущных проблем к более легкой жизни происходит “запруженность” этой энергии - по причине ложно сформированной “тени”. Нарушается равновесие “энергий” и система жизнеобеспечения идет вразнос. Юнг добивался “логику развития личности” и “уникальной целостности - самости” довести до сознания пациента и тем самым направить туда психическую энергию. Но на этом пути он должен преодолеть свою “маску” (изменить ложную социальную роль на истинную), примириться со своей “тенью” и соприкоснуться с “самостью”. В “самости” человек может понять свое Божье предназначение и начать жить в согласии с ним. Это и есть индивидуация по Юнгу.

На первый взгляд метод безупречен. Но от пользователей (врача и пациента), их нравственной ориентации (религии, культуры) зависит, будет ли этот метод приносить пользу или вред. Путь индивидуации, включающий в себя социологическую и биологическую компоненту, может идти по первому пути (совести и общинности) или по второму (эгоизма и индивидуализма). Западное понятие индивидуации на первое место ставит свободу и независимость друг от друга, рожденные эгоизмом (что было свойственно Юнгу), православное - уважение, любовь, красоту души и соборность, рожденные совестью. Второе заблуждение Юнга - понятие Бога, состоящего из двух равноправных половин - добра и зла перетекающих друг в друга.*(На самом деле Добро абсолютно, а зло относительно и существует на Добре, Добро же спокойно обходится без зла. Кстати, также как и капитализм не может обходиться без социальности, а социальность может обходиться без накопления капитала.) У Юнга нет четкости последнего шага к исправлению “тени” - покаяния.*(Часто путают “тень” и “самость” Юнга, считая все бессознательное “самостью”, т.к. еще доЮновское понятие самости было обьединенным.) После того, как человек проделал огромную работу по выявлению подсознательного греха, смирился с ним, нужно сделать последний шаг - с Божьей помощью исправлять его. Современные технологии управления сознанием используют метод Юнга для оболванивания населения (реклама, предвыборные технологии). Но и православие должно взять все положительное из этого метода, его научную ценность, но не его дух. Чистое учение Юнга ведет в сторону своеволия, поэтому читать его труды неподготовленному человеку опасно.

К.Льюис, с горечью, душевным напряжением и постоянством спрашивал себя - как найти способ заинтересовать, привести современного гордого и несчастного человека, убежденного атеиста к обретению истинного счастья - христианской Вере. Вся его литературная деятельность была направлена на это. Он расширил понимание Библейских заповедей, его глубокие, убедительные и уникальные рассуждения о христианских ценностях вряд ли кого оставят равнодушным. Но какая ценность всех его работ, если у его читателя нет духовного опыта - органа восприятия? А.Гармаев нашел этот способ. Ничего не подозревавшего убежденного атеиста, но заинтересованного в решении своих семейных и общественных проблем, он вел по закоулкам подсознания на встречу с Богом. При этом не было обмана, так как он предупреждал, что о самом главном будет сказано позже, когда “вопрошающие” созреют и не осудят его. Гармаев подводил человека к осознанию полной неспособности самому справиться с “наконец-то понятыми” отрицательными чертами своей натуры и мягко, тактично направлял на истинный путь. Его метод - противовес современной психологии, где упор делается на собственную волю (“преодолей себя”, “сильный человек всегда может выстроить себя”) и который способствует наработке гордыни.

Пути решения будущих проблем добровольного социализма важны для тех, кто не может себе представить жизни без здорового коллектива. Они как раз и будут состоять в обнаружении в себе эгоизма и борьбы с ним – для лучшего проявления своей индивидуальности и способностей. С этим без труда согласятся те, кто вырос в благополучной семье с общими трудностями и заботами, или кто испытал совместное счастье от сложных походов, восхождений, экспедиций, совместно выполненной сложной работы, кто предпочитает наслаждаться красотами природы с близкими и друзьями, те, кто знает духовную любовь и трудное счастье. Метод Гармаева в большей мере для других - для проблемных, эгоизм которых не позволяет трогать, перестраивать себя. Под давлением друзей Гармаев написал четыре небольшие книги, хотя материала для помощи нам – на несколько томов. Но “исправлять себя” только при помощи одних книг в одиночку невозможно, и даже вредно. Читатель, желающий решать подсознательные проблемы, должен найти коллектив единомышленников. Его метод совместного общинного откровения и взаимовлияния должен быть вскоре востребован. Ведь мы должны, пока не вымерли, освободиться от собственных грехов и эгоистического давления Запада. Огорчает лишь предвзятое (книжное, фарисейское) отношение к его деятельности некоторых отцов нашей Церкви. Их аргумент – не надо выдумывать велосипеда”, приход к Богу и святости давно разработаны и описаны. И забывают, что “пути к Богу неисповедимы” - у всех разные, и “не человек для пятницы, а пятница для человека”, главное – плоды.

Очевидно, что изначальной, природной любви в подсознании больше (взаимная любовь всех клеток в многоклеточном организме), и когда ее становится меньше, чем нелюбви, отторжения, наступает болезнь (самая страшная – раковая). Внутриклеточная нужда в друг друге и взаимная любовь (что, в общем то, одно и тоже) клеток, органов и частей тела, трансформированная в подсознание ребенка переносятся и на родителей, как на свое продолжение, а затем и на все его окружение. Поэтому так важно ответить ребенку тем же.

Еще Киевский митрополит Илларион (автор “Слово о Законе и Благодати” 1054 г.) подметил тесную связь между Законом с одной стороны и нравственностью, любовью, Благодатью и совестью с другой, как “подготовку” к ним - как переход от принудительного исполнения к добровольному, т.е. к Благодати и совести. Это произведение, видимо одно из самых близких к истине, будет актуально “ныне и присно и во веки веков”. Благодать и совесть по смыслу - синонимы и отличаются только по направленности. Окружающее неиспорченное пространство принимает от человека благодать, которую другая личность называет совестью. Сам же человек, наделенный благодатью, ощущает совесть, как любовь, как чувство “жаления” (работа подсознания) и реакцию на них сознания - заботы. Заботы о “Внешнем мире” и “Внешнем сознании”. И хорошо, когда человек поймет, что его продолжение – весь мир. Тогда наступит полная гармония, фундамент которой - любовь, гармония между миром (Богом), сознанием и подсознанием - “телом”. Наша личность в этой связке “сознаний” проявляется через “осознание-Я”, и приобретенную и развиваемую нами социальную культуру.