Таким образом, из ограниченности свойств изменений уровней, то есть ограниченности возможных состояний, в которых могут находиться образующие их объекты, следует и объяснение такой стороны проявления познаваемого нами мира, как его организованность, его способность к формообразованию объектов, а так же данное обстоятельство имеет непосредственное отношение к появлению Жизни и Разума.
Так чисто рациональными философскими средствами мы вывели и описали те недостающие закономерности всеобщего характера, отсутствие которых долгое время не позволяло построить реалистичную картину действительности с учетом собственной логики ее развития, основанной на проявлении данных свойств.
Адекватное описание последних стало возможным отчасти благодаря более четкому пониманию роли как самих объектов сознания, отражающих действие всеобщих свойств, как более соответствующей пониманию сущности научного познания, а так же и более точному представлению сути процедуры философского и вообще научного определения свойств.
2
Можно вкратце дать и корректные и строгие научные определения данных философских законов выраженных в форме философских категориальных пар (категорий).
1. Носители – уровень. Определение. Все существующее состоит из определенных первоначальных носителей и уровня изменений (отношений), им свойственных, что служит основанием существования следующего слоя взаимных отношений носителей, и само есть результат отношений носителей предыдущего уровня.
И более короткое: все существующее опирается на изначальный фундамент.
Как следствие: все существующее не может не иметь своего основания.
2. Саморазвитие – самоорганизация.
Определение. Все существующее реализуется.
Иными словами все изменения объектов есть действия по самоорганизации мира, его постоянному формообразованию.
Следует заметить, что сама процедура определения любого философского свойства и его восприятия требует определенной подготовленности. Дело в том, что для этого должно сформироваться умение видеть и разглядывать те объекты сознания, которые отвечают критериям всеобщности. Умение это предполагает удержание в сознании образа действия свойства и способность давать ему такую словесную формулировку, которая бы раскрывала в образной форме именно существенные его черты, так, что бы при ее прочтении у любого возникало представление именно о действии данного свойства и в той форме, которая ему соответствует, что в частности подразумевает умение пользоваться образами, и умение избегать использования других философских понятий для раскрытия смысла определяемых, так как это ведет к затруднению выделения собственного смысла.
До нынешнего дня правда такая практика пользуется большой популярностью в основном по причине субстанциального принципа организации философской теории, где есть некое первопонятие, или его роль выполняют различные атрибуты субстанции, как обозначения той особой, сторонней сущности, присутствующей в традиционных, а по сути всецело религиозных философских концепциях, где наличие творца, будь то Бог или Природа, или даже просто любой объект или отдельное свойство, более популярные в тот или иной период времени, является необходимым условием решения вопроса организованности мира.
В данном решении подобная тенденциозность была преодолена. Хотя и не были приведены все аргументы отсутствия объективной необходимости в ней и причин ее возникновения. Но они лежат на поверхности, поэтому можно легко разобраться в этом и самостоятельно.
Более существенной частью проверки данной теоретической схемы может послужить приложение ее к решению именно тех задач, которые были сформулированы в начале. То есть нужно рассмотреть с позиции данной теоретической модели все эти задачи и объяснить, как подобное построение позволяет решить их не прибегая к необходимости нарушения известных законов и введения лишних сущностей.
1. Если рассмотреть проблему самоорганизации, раскрытие содержания которой и составляет ось всей заявленной проблематики, то следует экстраполировать определение данного свойства на те процессы, которые происходят с объектами познаваемой нами действительности.
Вся история развития той части Вселенной, которую мы можем себе представить на основании современных научных данных, прямо демонстрирует на примерах изменения объектов и формирования структур всех уровней материального действие этого свойства. То есть, все, что возникло и возникает на наших глазах, есть вполне определенный процесс реализации объектами свойств той основы которой они образованы.
Было бы возможным вообще какое-либо развитие и усложнение форм объектов без наличия определенного основания, без свойств физического вакуума, без образования из его флуктуаций вещества и состоящих из его изменений объектов? Думается, что ответ очевиден. Из ничего нечто не возникает. В подтверждение можно привести аргумент о наличие предельной размерности объекта нашего уровня (см. А. Климец «Гравитационный коллапс фотонов или завершение фундаментальной физики», www.new-philosophy.narod.ru).
А может ли это нечто быть ничем, то есть не обладать свойствами или обладать таким бесконечным, несчетным количеством свойств, что их проявление лишало бы мир реального содержания, так как не имело бы смысла в силу отсутствия твердого фиксированного основания, то есть основы в широком смысле? Думается ответ так же будет отрицательным.
Следовательно, должно быть ограниченное по возможностям основание и ограниченный спектр структурных состояний, приводящий к формированию ограниченных форм такого изменения, то есть к определенному ограниченному количеству форм взаимодействующих объектов вообще, а, следовательно, только в таком смысле делающее возможным самоорганизацию и саморазвитие, как механизм собирания уровня. То есть, то, что подразумевается под развитием, эволюцией объектов, есть реализация тех возможностей, которые заложены в природе самого уровня, что и обнаруживается в существовании на его основе слоя объектов. Именно этим обусловлена строгая дифференциация объектов в процессе формирования современного облика Вселенной, точнее той ее части, которая нами наблюдается и изучается.
Здесь так же следует обратить внимание на то, что кажущееся для нас протяженным во времени и пространстве неким направленным процессом, является на самом деле таковым только в нашем сознании. То есть не существует как такового единого процесса, единой эволюции, и единого развития мира, а есть наблюдение нами изменений состояний объектов, демонстрирующих весь спектр возможностей заложенных в основании. Изменение же самих объектов есть неизбежное следствие Лоренц-инвариантности среды, где все объекты будут наблюдаться как границы фазовых переходов единой пространствообразующей среды, то есть того уровня, каковым образован наш мир. Поэтому неизбежно изменение объектов в процессе их существования, но само изменение, сам результат не будет ни чем иным как только демонстрацией фундаментальных и ограниченных свойств предыдущего уровня, или иначе говоря вакуумоподобной среды.
Так как количество свойств, которыми обладает пространствообразующая среда ограничено, то само понятие развития, употребляемое в смысле наличия некоего глобального изменения мира в направлении его организованности, а объектов – в направлении приобретения ими каких то особых не заложенных свойств, якобы обязанных своему появлению некой общей, глобальной эволюцией всего сущего, теряет свой метафизический и субстанциальный смысл. То есть, ни какой глобальной эволюции или глобального развития в смысле достижения какой-то цели, или просто совершенствования одних объектов относительно других просто не может быть.
В этом ракурсе следует рассмотреть и проблему появления разумной формы существования объектов.
Так как не существует бесконечного и вообще даже конечного развития как такового, и все изменения есть реализация свойств образующей уровень среды, имеющей свои четко заданные и неизменные параметры, то появление разумной формы существования объектов необходимо заложено именно в свойствах самого уровня. То есть оно не должно быть целью процесса, его итогом, а только необходимым следствием оного.
Сущность появления Разума может быть понята на основании рассмотрения опять же ограниченности вариантов формообразования объектов среды. Нужно для начала сказать несколько слов и о самой этой среде.
Когда говорится о взаимодействиях объектов среды, то надо помнить, что объекты есть обозначения неких феноменов, которые проявляют в процессе их отражения при помощи наших органов чувств некоторые схожие черты. Так как вся информация получается нами посредством именно такой актуализации в сознании поступающей от органов чувств информации, то не верно было бы отождествлять сами эти обозначения феноменов с тем, что происходит «за» нашей сигнальной системой. Поэтому свойства среды, которую более точно можно назвать вакуумоподобной, представляют собой набор черт, определяющих ее проявление. Наиболее полно об этих свойствах и их проявлении во взаимодействии физических объектов написано в следующих двух работах. (1), (2).
С философской стороны свойства вакуумоподобной среды и картина физического мира, а так же объяснения космологических эффектов интересны нам в контексте данного разговора тем, что можно на этих основаниях продолжить развитие идей об уровневом устройстве мира, а так же об их качественной ограниченности. Именно последнее и выступает на первый план, когда мы сталкиваемся с явлением роста сложности макрообъектов, образованием новых структур, скачкообразными переходами с одной ступени развертывания свойств взаимодействующих объектов на следующую, не завершающееся даже с появлением разумной формы существования материи.