Смекни!
smekni.com

Причины организованности мира (стр. 4 из 5)

Исходя из двух выше приведенных законов, можно предположить, что вечная и бесконечная в своем пространственно временном континууме среда, представленная всеми объектами образующими ее материальный слой, по своей сути есть своего рода реструктуризация той основы, которой она образована, и именно этой основой задаются и возможности и пределы этой реструктуризации. Именно потому, что эта основа сама есть реструктуризация образующего ее уровня, она представлена хоть и в ограниченных формах, но не однородна и не находится в одной фазе.

Можно предположить, что особенности этой структурной эволюции имеют четкие границы, далее которых качественно новых состояний не возникает. То есть можно констатировать, что более четырех фундаментальных взаимодействий не наблюдается, что химическими взаимодействиями исчерпываются собственно все разнообразие свойств объектов, из которых состоит весь макромир. Но с той же определенностью можно заявить, что макрообъекты приобретают иные разнообразные свойства, которые, не являясь фундаментальными, в своей области действия определяют поведение объекта.

По-видимому, до момента формирования химических элементов, до формирования полного набора, полного комплекса возможных изменений, виды взаимодействий имеют сущностные отличия, которые не позволяют сводить их к одной форме взаимодействия, что позволяет говорить не о росте сложности, в смысле сложности поведения, а о существовании зон своего рода ответственности этих взаимодействий.

С момента формирования всех фундаментальных взаимодействий и их материальных носителей, процесс дальнейшей реструктуризации происходит только по законам именно этих фундаментальных взаимодействий, а так же химической формы взаимодействия. Но в результате этого ограничения объекты начинают увеличивать свою сложность поведения.

То есть, сложность в этом аспекте предстает как видоизменение сверхсложных объектов под воздействием фактора ограниченности свойств объектов, не входящих и входящих в эту систему. То есть, это усложнение отражает способность объектов видоизменяться под воздействием особенностей той фундаментальной части изменений объектов среды, которая их, эти сложные системы, породила. В результате накопления такого динамического опыта система приобретает собственные изменения, реакции, структурные особенности, которые в дальнейшем начинают при повторяющихся обстоятельствах воздействовать на поведение данной сложной системы, объекта. То есть, закономерным развитием сложных объектов в результате дальнейшего перемешивания фаз среды, является появление в структуре этих объектов таких структурных особенностей и модификаций, которые не выражают никаких новых свойств, а связаны с ограничением свойств фундаментальных изменений среды, и вынужденностью формироваться по их логике, на основе вариативного и ситуационного разнообразия состояний формирующих конкретную ситуацию объектов. А так как сумма форм проявления такой адаптации так же принципиально ограничена, то, в конце концов, внутренняя структура накопительных процессов, называемых самоорганизационными, должна достигнуть стадии полной адекватности, полного им соответствия, и приобрести естественным образом форму сигнальной активности, а суть функционирования этой структуры приобретает черты живого единства.

То есть, самоорганизация в неравновесных средах и жизнь есть продолжение структурного перемешивания среды в условиях ограниченности свойств образующей и поддерживающей его основы. Живое есть, таким образом, необходимый и естественный этап становления сознательного, то есть такого состояния сложной системы, когда уже внутри структуры этого внутреннего структурного перемешивания в силу и его ограниченности, не бесконечности, возникает еще одна структурная модификация, которая оказывает воздействие на эту первичную внутреннюю структуру сложности, перемешивания.

Этап полной адаптации вторичной структуры (второй сигнальной системы) к первичной внутри сложного целого тоже есть естественный этап структурной эволюции объектов уровня и является этапом, периодом формирования сознания, то есть способности направленного, предупреждающего (вступающего в резонанс с адекватными воздействиями окружения) действия структуры второго уровня сложности в ходе адаптации к изменениям внутренней структуры первого уровня сложности сверхсложного объекта.

А так как возможные формы реагирования структуры первого уровня на события изменения большой сложной структуры тоже принципиально не могут быть бесконечно сложными, то наступает момент полной их синхронизации и тем самым получения такой способности, как способности «ориентироваться» в них, и приобрести признаки, содержащие особенности разумного, то есть сознательного поведения. Особенностью именно разумной активности такой системы будет формирование на основании опыта, когнитивной модели поведения, которая всецело будет детерминирована предыдущим опытом, накопленным в ней в виде структур называемых знаниями.

Из выше сказанного видно, что появление жизни и разума есть естественный феномен распределения состояний одной среды, одного уровня. Дальше вся реактивность переносится во вне и принципиально ограничена стабильностью условий обитания сложной, точнее сверхсложной разумной системы. Далее сама сверхсложная система принципиально не изменяется, так как достигает максимума структурной сложности, и попросту «сбрасывает» энергию в виде воздействий на внешнее окружение. Так человечество формирует особую среду обитания, которая соответствует его реакциям и потребностям.

По этой самой причине, в силу ограниченности возможностей вакуумоподобной среды, нет никаких оснований верить как в индивидуальное бессмертие, так и в бессмертие коллективное. А так же невозможно принципиально создание ИР вне связи с естественной разумной формой поведения сверхсложной системы, объекта.

Рассмотрим после всего сказанного те ключевые проблемы которые требовали своего философского осмысления в связи с их обсуждением в контексте рассмотрения феномена организованности мира.

2. Как только что было сказано, в каждом отдельном участке среды, где происходит формирование сложных объектов, существует свой уровень сложности, которой могут обладать эти объекты. С изменением условий формирования, или с переходом на другой уровень сложности, изменяются и рамки сложности. Направленность изменений объектов в сторону формирования сложных объектов при определенных условиях отражает тенденцию расширения структурной сложности объекта, то есть систему его реактивности, восприятия, накопления им своего рода «информации» о возможных в данных условиях путях структурной реализации. При потенциальной ограниченности таких условий закономерно и необходимо достижение предела такой устойчивой формы реагирования на конкретные условия, вписывания в них. Максимальной качественной формой такой организации являются живые организмы, наделенные системой ориентации в заданных условиях в самых широких диапазонах, эволюция которых завершается появлением разумной формы существования живых организмов, количественной же – формирование метагалактик или сверх-систем.

То, что один процесс охватывает, например, все живые организмы можно убедиться, если представить Землю без человека. Вполне реален сценарий достижения высшей формы сложности, разумной формы реагирования любою другой особью любого биологического вида. Именно этим объясняется якобы направленность эволюции живого. То есть на самом деле никакой направленности, целесообразности нет. Есть необходимый результат изменений состояний вакуумоподобной среды, как проявление качественной характеристики этой изменчивости, ее предельного выражения, каковое по логике уровневой организации должно закономерно возникать там, где для этого создаются условия. То есть почти по В. Ленину.

3. Легко решается с этих позиций и проблема необратимости времени. Дело в том, что у времени, у изменений вакуумоподобной среды нет никакой направленности, есть как было сказано ранее изменение фаз. Поэтому память о предыдущих состояниях утрачивается, а настоящее определяется будущим, то есть предельными возможностями состояний среды. Время необратимо потому, что в вакуумоподобной среде нет памяти, нет начала и нет конца, ни в количественном, ни в качественном смысле.

4. Введение второго начала термодинамики в ранг всеобщего закона организации мира отражает осознание того факта, что «переходы» с одной ступени сложности на другую и обратно происходят только в условиях рассеяния энергии, то есть и есть признание отсутствия эволюционных глобальных изменений Вселенной в целом. Рассеяние, убывание энергии отражает реализацию качественных и количественных возможностей изменения форм объектов, с последующим их переходом в более простые состояния без формирования какого либо глобального объекта.

5. Системность не может рассматриваться как свойство Вселенной, а Вселенная как объект. Приписывание ей эволюционных свойств – есть лишь не критичное перенесение механизмов формирования живых систем на всю область познанного и не познанного, для чего нет никаких веских оснований. Как было показано, есть более универсальный вариант объяснения этого факта, а именно через наличие параметров глобальной и минимальной кривизны пространства среды, представляющей только различные фазы себя самой, независимо от иерархии объектов и их сложности. Этим же можно объяснить и динамизм открытых неравновесных систем. Возникновение Вселенной это не результат Большого Взрыва, а эффект глобальной реструктуризации вакуумоподобной среды, где наблюдается не ускоренное расширение, а естественное старение света, где Доплеровское смещение есть эффект отдачи им своей энергии вакууму. Иными словами мы имеем стационарную Вселенную с формирующимися локальными объектами.